О некоторых особенностях адаптации сердечно-сосудистой системы младших школьников, занимающихся физкультурой
О некоторых особенностях адаптации сердечно-сосудистой
системы младших школьников, занимающихся физкультурой круглогодично на открытом
воздухе
Фатеева Любовь Павловна, доцент кафедры
музыкально-эстетического воспитания ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, кандидат
педагогических наук
Современные
условия жизни детей в больших городах ведут к недостаточному пребыванию их на
свежем воздухе. Это неблагоприятно сказывается на здоровье детей и приводит к
снижению сопротивляемости организма к резко меняющимся внешним воздействиям.
Такие дети часто болеют простудными заболеваниями (ангина, катар верхних
дыхательных путей и др.)
В
связи с этим важным является использование любой возможности для пребывания
детей на воздухе. С этой целью нами проводились наблюдения за проведением
занятий физкультурой учащимися 7-9 лет круглогодично на открытом воздухе,
отрабатывалась методика физического воспитания и изучались процессы адаптации
детского организма на разных этапах физической подготовки.
Имеются
работы по изучению влияния открытого воздуха на учащихся при занятиях
физкультурой в южных широтах, где климатические условия относительно
благоприятные. В условиях климата средней полосы изучались занятия физическими
упражнениями с детьми с отклонениями в здоровье при ревматизме, с аритмиями,
при бронхиальной астме (В.Л. Страковская, И.Н. Вульфсон, М.К. Осколкова, Т.И.
Тернова, В.А. Сергеев и др.)
Мы
свои наблюдения проводили над учащимися 1-3 классов, занимающихся физкультурой
круглогодично на открытом воздухе. Углубленному обследованию подвергались 50
школьников с применением функциональных проб, инструментального обследования
(ЭКГ, ФКГ), общего анализа крови, определения опсоно-фагоцитарного индекса в
динамике.
Все
эти дети были практически здоровыми, никто из них не освобождался от занятий
физкультурой. Однако прицельный осмотр лор-врача показал, что среди них 18%
имеют хронический тонзиллит, 12% - простой тонзиллит и 4% - хронический ринит.
При проведении занятий физкультурой на открытом воздухе никто из этих детей не
имел обострения своего заболевания и общая заболеваемость детей снизилась.
Проведение функциональной пробы с 20 приседаниями показали норматонический тип
реакции с удовлетворительной реакцией восстановления. При обнаружении
различного рода отклонений в реакции сердечно-сосудистой системы на
функциональную пробу, проводимую опытным врачом диспансера, осуществлялась
регуляция нагрузки в проводимых занятиях.
Динамические
инструментальные исследования позволяли устанавливать появление тех или иных
функциональных отклонений и благодаря этому правильно оценивать адаптивные
процессы сердечно-сосудистой системы к выполняемым нагрузкам. При
первоначальном обследовании, по данным фонокардиографии, установлено, что у
большинства занимающихся наблюдались функциональные меняющиеся шумы (87%). При
динамическом обследовании детей через четыре месяца наблюдалось снижение высоты
и продолжительности шумов (82%) и их полное исчезновение в двух случаях.
Электрокардиографические
данные не выявили каких-либо патологических отклонений. Фазовый анализ ФКГ (по
Ю.О.Данько), проводимый в динамике, давал возможность оценивать функциональное
состояние сердечной мышцы ребенка и следить за процессами адаптации к
физическим нагрузкам.
В
группе мальчиков (10 человек) в начале года ФКГ - исследования показали, что
ритм был средний от 0,69 до 0,90 и после дозированной физической нагрузки (20
подъемов ног, лежа на кушетке) мало изменялся как в сторону увеличения, так и
укорочения (в пределах 0,01 - 0,19 сек).
В
группе девочек (15 человек) выявились более значительные колебания интервалов.
Так, интервал P-P варьировал от 0,47 до 0,88 сек. и в ответ на дозированную
физическую нагрузку большей частью укорачивался на 0,01 - 0,2 сек., что давало
очень большую непостоянность пульса.
Полученные
результаты указывают на неустойчивость сердечно-сосудистой системы девочек, что
требовало от преподавателей физического воспитания более внимательного в ряде
случаев индивидуального подхода к учащимся - девочкам. Следует отметить, что
выраженная неустойчивость ритма сердечной деятельности, продолжительность его
фаз, резкий сдвиг реакций на дозированную физическую нагрузку не связаны с
наличием какой-либо очаговой инфекции, а в большей мере зависят от уровня
физической подготовленности или же наличия сниженного содержания гемоглобина
крови. Примером может служить девочка, которая имела выраженное колебание
интервалов в ответ на дозированную физическую нагрузку, значительное снижение
механического и электромеханического показателей, интервал 1-11 тон изменился с
0,03 до 0,02 сек.
Вместе
с тем девочка практически здорова, не имела очаговой хронической инфекции,
однако в крови мы наблюдали низкое содержание гемоглобина ( 66 ед.): показатели
опсоно-фагоцитарного индекса в динамике не изменялись. Это указывало на
пониженные адаптивные возможности организма ребенка, в связи с чем нарастание
величины физической нагрузки в данном случае было более постепенным. Таким
детям особенно необходимо более чистое и длительное пребывание на воздухе в
сочетании с закаливанием.
Исследование
крови, взятое у 59 детей, позволило выявить следующую закономерность: у
школьников, имеющих хронические тонзиллиты, содержание гемоглобина, как
правило, более высокое (72-78 ед.). Мы не наблюдали ни одного случая сниженного
содержания гемоглобина, и анализ данных инструментальных исследований
обнаруживал признаки нормальной деятельности сердечно-сосудистой системы и
реакции на дозированную физическую нагрузку. Очевидно, с этим связано и то, что
заболеваемость у таких детей более снижена.
Из
всех обследованных здоровых детей мы имели 37,3% с содержанием гемоглобина ниже
70 ед., повышенное РОЭ свыше 13 мм/час у 10% детей, количество лейкоцитов ниже
8 тыс. было в 8,5 % случаев. Все это указывает на большую вариабельность
состава крови у здоровых детей и большой процент низких границ нормы и даже
отклонений от нормы.
Динамические
инструментальные наблюдения через четыре месяца после начала занятий показали
признаки повышенной функциональной способности сердечно-сосудистой системы, что
выражалось в урежении сердечного ритма, в удлинении механической систолы на
0,04 сек, механического коэффициента - 0,06 - 0,08 и электромеханического
коэффициента - на 0,02 - 0,06.
В
целом происходила адаптация организма ребенка к физическим упражнениям в объеме
школьной программы, реализуемой круглогодично на улице. Об изменениях
неспецифической сопротивляемости организма ребенка, наступающих в процессе
адаптации к физическим упражнениям в сочетании с влиянием низких температур на
организм, можно судить и по опсоно-фагоцитарному показателю, учет которого
проводился в динамике через три недели у 17 детей. В наших исследованиях мы
получили закономерное повышение его у 15 человек из 17.
На
основании изучения функции сердечно-сосудистой системы и некоторых других
показателей можно заключить, что занятия школьников физкультурой круглогодично
на открытом воздухе оказывают выраженное положительное влияние на здоровье
детей: они не только не вызывают обострений хронических заболеваний носоглотки,
но и способствуют повышению адаптивных возможностей организма ребенка к влиянию
низких температур и возрастающей физической нагрузке школьной программы.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru