Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты
Спортивно ориентированное физическое воспитание:
образовательный и социальный аспекты
Заслуженный работник физической культуры Российской
Федерации, член-корреспондент РАО, доктор биологических наук, профессор В.К.
Бальсевич, Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева, Российский
государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва
Задачи
модернизации российского образования выдвигают новые требования к системе
физического воспитания в массовой общеобразовательной школе. Развивающемуся
обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди,
которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора,
прогнозируя их последствия. Молодежь должна быть способна к сотрудничеству,
мобильности, обладать динамизмом и развитым чувством ответственности за судьбу
страны.
Данные
задачи должны решаться в контексте цели образовательной области
"физическая культура". Целью образования по предмету "физическая
культура" в общеобразовательной школе является научение обучающихся формам
и методам активного (деятельностного) использования ценностей физической
культуры и спорта для формирования и совершенствования своего физического,
духовного и нравственного здоровья, воспитания у школьников патриотического
осознания его значимости для обретения национального достоинства, безопасности
и процветания России.
Решить
сложные задачи физического воспитания молодого поколения в рамках сложившейся
традиционной системы достаточно сложно. Социально-педагогический мониторинг
"Здоровье и поведение школьников", проведенный в 12 регионах России,
показал, что только 20,7% мальчиков и 10,3% девочек очень высоко оценивают свою
физическую подготовленность, 10,6% опрошенных мальчиков и 13,4% девочек
считают, что они обладают очень хорошей фигурой. Выявлен низкий показатель
оценки учащимися своих спортивных достижений (15,0% мальчиков и 8,8% девочек
(табл. 1) оценивают их как превосходные).
В
то же время была выявлена и низкая самооценка школьниками своего физического
здоровья (табл. 2).
Вполне
счастливыми ощущают себя около 1/3 опрошенных школьников (37,2%), оценивают
свое здоровье как превосходное 9,8% опрошенных девочек и 21,2% мальчиков. Очень
низкий процент детей (не более 6% опрошенных) оценивают свои школьные успехи
как превосходные (табл. 2).
Полученные
данные и практика физического воспитания доказывают необходимость усиления
социализирующих функций образовательного процесса.
В
начале 90-х годов была высказана идея широкого привлечения средств спорта к
процессу обязательного физического воспитания. Суть идеи заключается в
адаптировании высоких спортивных технологий, хорошо зарекомендовавших себя в
большом спорте, к повышению эффективности школьного физического воспитания [2].
Это актуализирует возможность использования спорта в целях воспитания и
социализации учащихся общеобразовательных школ.
Спорт,
создающий ценности спортивной культуры, всегда был мощным социальным феноменом
и средством успешной социализации. Об этом свидетельствует жизненный путь
многих выдающихся спортсменов. Особенно яркие примеры - это олимпийские
чемпионы И. Роднина, А. Карелин, Б. Лагутин, Л. Латынина и многие, многие
другие великие спортсмены, которые, пройдя школу спорта, стали настоящими
гражданами нашего общества.
Социологические
опросы молодежи, занимающейся спортом, показывают, что спорт формирует
первоначальное представление о жизни, обществе, мире в целом. Именно в спорте
наиболее ярко проявляются такие важные для современного общества ценности, как
равенство шансов на успех, достижение успеха, стремление быть первым, победить
не только соперника, но и самого себя [3].
Таблица
1
Регион
Похожие работы на - Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты
|