Коррекция физического развития и здоровья детей, имеющих задержку психического развития, проживающих в районах Крайнего Севера
Коррекция физического развития и здоровья детей,
имеющих задержку психического развития, проживающих в районах Крайнего Севера
Кандидат педагогических наук, доцент Т.А. Бобылева,
Российский государственный профессионально-педагогический университет,
Екатеринбург
Проблема
полноценного физического развития школьников, проживающих в условиях Крайнего
Севера, в настоящее время является особо значимой. Такие факторы, как низкая
температура, полярная ночь, слабая солнечная активность, ультрафиолетовое
голодание, геомагнитные бури и т.д., влияют на адаптивную перестройку организма
ребенка, а это, в свою очередь, создает дополнительную нагрузку на его
психофизическую сферу [4, 12]. В своих исследованиях академик В.П. Казначеев
[4] показал, что относительно полная адаптационная перестройка к этим условиям
происходит на протяжении 5-6 поколений. Если учитывать, что 92% детей 6-12 лет
являются "переселенцами первой-второй волны", то адаптационные
возможности их организма не могут в полной мере компенсировать функциональные
изменения, которые происходят у них под воздействием факторов Крайнего Севера.
Особое
значение эта проблема имеет для детей с задержкой психического развития (ЗПР)
[11, 5].
Им
изначально свойствен замедленный темп созревания мозговых структур, в частности
лобной и нижнетеменной областей, которые участвуют в формировании связей с
другими отделами коры и подкорковыми образованиями, что является материальной
основой осуществления сложных межанализаторных связей. Это вызывает серьезные
затруднения в формировании зрительнодвигательного, слуходвигательного и
слухозрительного взаимодействия [9]. В клинике ЗПР проявляется в снижении
критики, неадекватности поведения, психомоторной расторможенности, снижении
работоспособности, незрелости моторики, нарушении регуляции движений,
недостаточной координации и четкости непроизвольных движений, трудности
переключения и автоматизации, быстрой утомляемости [2, 3, 6 - 8].
Следовательно, дети с ЗПР нуждаются в методически обоснованных и специально
подобранных мероприятиях, направленных на коррекцию их психомоторной сферы.
Однако учебная программа по физической культуре в общеобразовательной школе в
основе своей направлена на обучение, а не на коррекцию имеющихся недостатков.
Для
того чтобы целенаправленно проводить коррекционную деятельность с детьми ЗПР
церебрально-органического генеза (ЦОГ), необходимо знать истинную картину
причин отставания психического и физического развития имеющегося контингента.
В
работе использовались метод теоретического анализа, педагогического
исследования, оценки физического развития и психических функций,
экспериментальные методы, методы математической статистики. В исследованиях
отражен сравнительный анализ физического развития, двигательной
подготовленности и координационных возможностей детей с ЗПР ЦОГ и их
сверстников, проживающих в Средней полосе России и в районах Крайнего Севера.
В
обследовании принимали участие дети с нормальным развитием, и дети с ЗПР 5-6-х
классов средней школы № 4 и общеобразовательной средней школы № 1 п. Коротчаево
Новоуренгойского района Тюменской области. Всего - 164 ребенка.
При
рассмотрении данных табл. 1 обращает на себя внимание тот факт, что практически
все показатели физического развития детей, имеющих ЗПР и проживающих на Крайнем
Севере, значительно ниже, чем у их сверстников, не говоря уже о детях,
проживающих в Средней полосе России.
При
обследовании этих же детей на предмет биологической зрелости оказалось, что 82%
школьников этого возраста относились к группе с замедленным темпом прорезывания
постоянных зубов (11 - 12 постоянных зубов, вместо 14 - 21 зуба).
Необходимо
отметить, что и 12-летние дети с ЗПР существенно отстают от своих сверстников.
Следовательно, переходный процесс адаптации у детей с ЗПР, проживающих на
Крайнем Севере, растянут во времени, а, соответственно, для их полноценного
развития к ним требуется особый подход.
При
этом следует отметить, что общая заболеваемость у детей с ЗПР почти на 50%
выше, чем у нормально развивающихся сверстников.
Анализ
данных двигательной подготовленности (табл. 2) показывает, что ЗПР негативно
сказывается и на этих показателях.
Так,
если у нормально развивающихся детей Крайнего Севера все исследуемые
характеристики, кроме качества быстроты (бег 30 м) и общей выносливости
(6-минутный бег), не отличаются от таковых у детей Средней полосы России, то у
школьников с ЗПР все эти показатели значительно хуже. При этом у детей с ЗПР
снижение общей выносливости обусловлено ухудшением аэробных функций, в
результате чего максимальное потребление кислорода (МПК) при выполнении
стандартной нагрузки на велоэргометре (функциональной пробы PWC170) снижено
более чем на 28%. Это может быть обусловлено тем, что в период полярной ночи
содержание гемоглобина у детей достоверно
снизилось с 121±6 до 106±7 г/л (р