Тест для оценки баллистической координации двигательной деятельности
Тест для оценки баллистической координации
двигательной деятельности
Доктор педагогических наук, профессор В.А. Булкин,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
С.-Петербург, Е.В. Попова, Невская гимназия № 513, С.-Петербург, Кандидат
педагогических наук Е.В. Сабурова, Академическая школа № 89, С.-Петербург
Координационная
способность как способность человека управлять движениями и действиями,
согласовывая их по усилию, во времени и пространстве для достижения
поставленной цели может рассматриваться как один из важнейших компонентов
решения двигательных задач. Именно поэтому специалисты, ученые и спортивные
педагоги уделяют большое внимание решению вопросов оценки развития
координационных способностей. Наиболее прост и доступен способ оценки отдельных
составляющих координации, т.е. измерение согласованности и точности движений по
усилию, то же по параметрам пространства, то же по параметрам времени. Однако в
спортивной деятельности крайне редко доминирует только одна составляющая
координации, поэтому поиск направлен на разработку комплексных двигательных
оценочных тестов. В настоящее время уже предложено и обосновано несколько
комплексных тестов для оценки координации, в частности тест В.К. Бальсевича
(1980), метательский тест А.П. Алябышева (1986) и др.
Нами
была поставлена задача разработать и обосновать комплексный унифицированный
тест оценки прыжковой (баллистической) координации, где унификация
предусматривала использование теста для людей различного пола и возраста, с
различным уровнем двигательной подготовленности.
К
унифицированному тесту были предъявлены следующие требования:
1)
по возможности простота и доступность для использования в широкой практике;
2)
оперативность по времени получения и переработки информации;
3)
информативное и объективное отображение исследуемого явления для людей
различного возраста, пола и уровня подготовленности;
4)
информация, получаемая в процессе обследования, должна быть доступной для
пользователя и иметь значения, удобные для ее обработки средствами
вычислительной техники.
Организация
и содержание теста. Исходя из принятых условий, предложен тест, с нашей точки
зрения, позволяющий с наибольшей вероятностью характеризовать координационные
баллистические способности человека. В качестве основной идеи теста была
выдвинута концепция комплексности двигательной деятельности с акцентом на
быстроте, точности и амплитудности выполнения движений. Использовано наиболее
доступное упражнение - прыжок в длину с места, которое в практике используется
как индикатор скоростно-силовых возможностей. Однако при соответствующей
организации выполнения данное упражнение может рассматриваться как средство
получения информации о координационных баллистических способностях. В
частности, прыжок с места, выполненный "назад", требует высокой
межмышечной координации, а выполненный в единой связке прыжок в длину с места
вперед, а затем - назад значительно усложняет координационную структуру
движения. Нами предложена динамическая связка прыжков, выпол-няемых на время и
пространственную точность, в такой последовательности (рис. 1):
1)
с точки ориентира (центр) выполняется прыжок в длину с места с последующим
возвращением на исходную точку;
2)
с центра прыжок в длину спиной вперед с последующим возвращением на исходную
точку;
3)
с центра прыжок "боком" вправо с последующим возвращением на исходную
точку;
4)
с центра прыжок "боком" влево с последующим возвращением на исходную
точку.
Рис.
1. Схема организации теста: 1 - прыжок в длину с места вперед; 2 - прыжок в
длину с места спиной вперед; 3 - прыжок в длину с места боком вправо; 4 -
прыжок в длину с места боком влево; прямая стрелка - прыжок; волнистая стрелка
- произвольное вращение в центр
Разметка
площадки для выполнения теста имеет следующие параметры: центральный (исходный
для выполнения движений) квадрат 40х40 см. Осевые векторы для выполнения и
замера результатов могут иметь следующую длину: для прыжка вперед (вектор 1) -
до 3 м; для выполнения прыжка спиной вперед - 2,5 м; для векторов прыжков
направо и налево - до 2,5 м. Мерные деления фиксируют длину прыжков с точностью
до 1 дм.
Разметка
может быть нанесена как временно (мелом), так и постоянно (краской). В комплект
измерительной аппаратуры входит секундомер.
Для
проведения тестирования дается 2-3 пробных попытки, после чего фиксируется
зачетная.
Проверка
информативности оценки баллистической координации. Осуществлена
экспериментальная проверка информативности и надежности теста в различных
вариантах его выполнения.
Вариант
1 предусматривал выполнение тестовых прыжков во всех разновидностях с установкой
на дальность.
Вариант
2 предусматривал прыжок в длину вперед на максимум, спиной вперед на 1/2 от
максимума первого прыжка; вправо и влево на 3/4 от максимума первого прыжка.
Вариант
3 предусматривал произвольный выбор длины прыжков самим испытуемым.
По
варианту 1 фиксировались время выполнения упражнения (с) и суммарная дальность
всех четырех прыжков (м).
По
варианту 2 фиксировались время выполнения упражнения (с) и сумма ошибок 2, 3,
4-го прыжков (м).
По
варианту 3 фиксировались время выполнения упражнения (с) и суммарная дальность
всех четырех прыжков (м).
Во
всех случаях расчет интегрального показателя координации (ИПК) определялся
частным от деления суммы "напрыганного" метража (в м) на затраченное
время (в с):
ИПК=(a1+a2+a3+a4)/t
где
a1, a2, a3, a4 - результаты прыжка (м) при точности измерения до 0,1 м; t -
время, затраченное на выполнение упражнения (с).
В
качестве контрольных тестов была использована методика НИИ физической культуры
Санкт-Петербурга (1985), которая прошла метрологическую проверку в процессе
многократных массовых обследований, по ней получены большие статистические
массивы и сформированы нормативные показатели для каждого параметра
двигательной деятельности. Но самое главное, что определило методику НИИФК в
качестве меры контроля - это достоверно доказанная объективная оценка
координационных способностей.
Результаты
исследований. Исследование проводилось на контингенте школьниц Невской гимназии
№ 513, академической школы № 89 и студенток РГПУ им. А.И. Герцена. Были организованы
по три группы для каждого возрастного уровня (табл. 1).
Таблица
1. Количественный состав групп, принимающих участие в исследовании
Группы
Похожие работы на - Тест для оценки баллистической координации двигательной деятельности
|