Определение условий организации соревнований по ориентированию на местности

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Медицина, физкультура, здравоохранение
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    118,19 kb
  • Опубликовано:
    2009-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Определение условий организации соревнований по ориентированию на местности

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УСЛОВИЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ОРИЕНТИРОВАНИЮ НА МЕСТНОСТИ

курсовая работа

О Г Л А В Л Е Н И Е


ГЛАВА I. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА……………………………3

1.1. Оздоровительное и прикладное значение ориентирования…………………………….3
ГЛАВА II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ

СПОРТИВНОГО РЕЗУЛЬТАТА ОТ УСЛОВИЙ МЕСТНОСТИ В СПОРТИВНОМ

ОРИЕНТИРОВАНИИ…………………………………8

2.1. Обоснование типа местности для проведения соревнований по ориентированию……………………8

2.2. Обоснование оптимального числа контрольных пунктов…………………………………………………18
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………...29

ГЛАВА I

СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА

1.1. Оздоровительное и прикладное значение ориентирования

По своему воздействию на организм занимающихся ориентирование занимает важное место в числе других видов спорта. В работах, в той или иной степени характеризующих эффективность занятий ориентированием, можно условно выделить следующую тематику:

1. Обоснование влияния длительного бега на сердечно-сосудистую и дыхательную системы занимающихся.

2. Оздоровительная направленность занятий на открытом воздухе.

3. Воздействие занятий ориентированием на уровень физической подготовленности и уровень развития психических качеств.

4. Влияние занятий ориентированием на формирование познавательных интересов, уровень картографических знаний, успешность освоения курса географии в школе.

5. Значение занятий ориентированием в военно-прикладной и профессионально-прикладной подготовке.

Высокая эффективность различных форм занятий физическими упражнениями на открытом воздухе отмечена многими авторами. Изучено влияние таких занятий на здоровье, физическое развитие и физическую подготовленность детей дошкольного, младшего, среднего и старшего возраста
/11,16,34,40/.

Положительное влияние занятий физическими упражнениями на открытом воздухе на примере студентов выявили Р. С. Деметер /10/, Н. В. Петров
/35/. Авторы единодушно отмечают повышение умственной работоспособности на 10-12%, снижение числа респираторных заболеваний до
50%, улучшение показателей физического развития и физической подготовленно-

сти на 16-70%. Кроме того, доказано, что свежий воздух оказывает закаливающее воздействие на организм занимающихся, повышает его имунно- биологическую активность. Выявлено также улучшение показателей некоторых свойств внимания /35/. Даются рекомендации увеличить продолжительность занятий на свежем воздухе до 90 мин.

Вместе с тем, мы не встретили работ, которые бы оценивали эффективность занятий ориентированием именно с этой точки зрения, однако подтверждением сказанному могут быть данные изменения МПК у ведущих ориентировщиков Дании, Швеции, Норвегии. Потребление кислорода достигает 80 мл/кг у мужчин, 57-61 мл/кг у женщин /4 /.

На основании сравнения МПК у представителей разных видов спорта B.
Saltin /43/ пришел к выводу, что в “табеле о рангах” ориентировщики занимают третью позицию, немного уступая спортсменам, специализирующихся на лыжных гонках и беге на длинные дистанции.

Анализ литературы /3,8,9,28,27,23,29/ показал, что спортивное ориентирование как средство направленного формирования и повышения физической подготовленности и уровня развития физических качеств у школьников и взрослых используется давно. Однако конкретные цифры, отражающие эффективность применения ориентирования в повышении двигательной подготовленности человека, получены только в последние годы.

Так, например, В. Д. Гаврилов /8/ отмечает, что в возрасте 13-16 лет занятия ориентированием способствуют повышению уровня развития большинства физических и психических качеств.

В. И. Горбачев /9/ определил влияние занятий ориентированием на 150 школьниках по тестам школьной программы физического воспитания. Автор отменил в экспериментальной группе значительное улучшение элементарных форм быстроты и динамометрии ( прирост составил 31-44%), точностных характеристик – 49-53%, физической работоспособности – 48%.

Ф. Д. Мухамитянов /29/ на примере школьников-старшеклассников показал положительное влияние занятий ориентированием на совершенствование психических процессов: восприятия, внимания, мышления, памяти и морально- волевых качеств.

Г. Э. Максименко /23/ получил прирост показателей физического развития и физической подготовленности за три месяца занятий ориентированием. За это время улучшились: ЖЕЛ – на 200 см3 у мужчин и на
100 см3 у женщин, суммарная динамометрия кистей возросла соответственно на
500 г и на 1 кг. В беге на 100 м улучшение составило – 0,6 и 0,4 с, а расстояние, пробегаемое за 1 час (показатель выносливости), у мужчин увеличился с 8,6 до 10,6 км и с 7,2 до 7,7 км у женщин.

Спортивное ориентирование по характеру физических нагрузок сопоставимо с бегом на длинные дистанции и лыжными гонками, однако, по количеству технических приемов, тактических ситуаций, по психологическому воздействию этот вид спорта можно отнести к группе спортивных игр /12,30/. Не случайно разнообразие видов деятельности на соревнованиях по ориентированию способствует развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, показателей глазомера /13,38,28,27/.

По данным венгерских ориентировщиков /31/, проводивших оценку наблюдательности спортсменов различной квалификации с помощью лабиринтов
Кворри, новички заканчивали упражнение со всеми четырьмя лабиринтами за 4 мин, разрядники – за 2,5 мин, мастера – за 2 мин.

Е. С. Приймак /38/ установил, что уровень развития глазомера зависит от квалификации и у опытных ориентировщиков он значительно выше, чем у новичков.

Отмечается также, что занятия ориентированием способствуют развитию внимания и памяти /78,28,139/. Выявлена прямая зависимость от квалификации в показателях переключения внимания /7/.

Улучшение показателей зрительной памяти на 22%, восприятия зрительного пространства на 37%, процессов переключения внимания на 27% отметил А. М.
Магомедов /20/ у детей 10 лет после года занятий ориентированием.

А. Л. Моисенков, А. Д. Ганюшкин /28/ изучали объём наглядообразной памяти у спортсменов-ориентировщиков различной квалификации и стажа и обнаружили статистически достоверные различия как по квалификации (выше в группе МС), так и по стажу занятий ориентированием (выше в группе со стажем занятий более четырех лет).

Не менее важно использование практических умений и навыков ориентирования в успешном освоении школьной программы по географии. На это обращали внимание многие специалисты по методике преподавания географии
/1,26,22,19,21,25,24/.

В. В. Кочергин /17/ отметил улучшение успеваемости на 1 балл, появление устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом.
Однако, наряду с этим, выявился низкий уровень картографической подготовки школьников, который, по мнению автора, не соответствует значению карты в жизни общества.

Влияние занятий ориентированием на военно-прикладную подготовку, отмеченное в 40-е годы Н. Г. Озолиным, В. Н. Вьюнковым, Л. Д. Штакельбергом
/41,32,6,33/, не устарело и в наши дни. Более того, по мнению С.Ф.
Богатова, О. И. Крюкова /2/, оно возрастает: “Занятия спортивным ориентированием обеспечивает подготовку офицеров, сержантов и солдат, способных быстро и точно ориентироваться на незнакомой местности в самых сложных условиях, сноровисто и быстро передвигаться вне дорог, особенно в лесу, по болотам, преодолевать естественные и искусственные препятствия.
Поэтому ориентированием должен в первую очередь овладеть личный состав разведывательных, воздушно-десантных и других подразделений, которым

предстоит действовать мелкими группами в тылу врага в отрыве от своих войск” /2, c. 4/.

Большое значение в настоящее время приобретает профессионально- прикладная подготовка многих специалистов с использованием элементов спортивного ориентирования. Необходимость картографической подготовки будущих геологов, горных инженеров, агрономов, землеустроителей и геодезистов, учителей географии отмечает целый ряд авторов /14,15,41,4/.

Например, В. И. Ильинич /14,15/, С. А. Полиевский с соавторами
/37/, И. Б. Черкасова /41/ считают, что в профессиональную подготовку студентов землеустроительного и геодезического факультетов, студентов горных специальностей и геологических факультетов, учащихся горных ПТУ необходимо включить занятия ориентированием.

В. Д. Воронич /4/ при проведении зимней полевой практики студентов – будущих учителей географии использовал спортивные карты, ,элементы и приемы ориентирования при освоении тем теоретического раздела программы. Автор отметил, что студенты, ранее занимавшиеся ориентированием, лучше справились с предложенными видами работ.

Таким образом, работами многих ученых и практиков доказана высокая оздоровительная и прикладная значимость занятий ориентированием на местности. Умение читать карту, пользование компасом, ориентироваться в сложных условиях незнакомой местности необходимы в трудовой и военной деятельности каждому человеку.

ГЛАВА II

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ СПОРТИВНОГО РЕЗУЛЬТАТА ОТ

УСЛОВИЙ МЕСТНОСТИ В СПОРТИВНОМ ОРИЕНТИРОВАНИИ

2.1. Обоснование типа местности для проведения соревнований по ориентированию

Одним из важных элементов, определяющим уровень результатов в соревнованиях по ориентированию, является соответствие типа местности уровню подготовленности участников.

В настоящем разделе предпринята попытка обоснования типа местности для соревнований по ориентированию.

Различное сочетание признаков, характеризующих сложность местности, по
А. К. Кивистику /18/, позволяет выделить более 30 самостоятельных типов.
Однако, как показал проведенный анализ, в практике проведения соревнований используются не более 26, при этом соревнования проводятся на местности различного типа, прежде всего, в зависимости от возраста и пола участников.
Типы местности, встречающиеся на практике проведения соревнований по ориентированию среди новичков и спортсменов массовых разрядов, представлены в таблице 1. Как видно из данных таблицы, частота тех или иных типов местности в соревнованиях для различных возрастно-половых групп не одинакова. Наиболее четко выражено усложнение местности по рельефу. Для мальчиков 10-13 лет отмечается более равномерное распределение числа соревнований с применением местности различного рельефа: непересеченная –
23,8; умеренно пересеченная – 28,6; слабо пересеченная – 23,8; сильно пересеченная – 23,8; 14-15 лет соответственно: 16,7; 25,0; 33,3; 25,0%. То есть, для этого возраста соревнования чаще всего

Таблица 1

Частота применения различных типов местности в зависимости от возраста и пола, %

|Тип |Возрастно-половые группы |
|местности | |
|(по А.К. | |
|Кивистику, | |
|1973) | |
| |10-13 |14-15 |16-17 |18-39 |
| |лет |лет |лет |лет |
| | |10-13 |14-15 |16-17 |18-39 |
|Без разряда |М |83,1ж |54,0 |24,6 |52,4 |
| | |0,7 |2,7 |4,3 |1,5 |
| |Ж |78,7 |57,1 |26,4 |66,7 |
| | |1,3 |3,1 |7,0 |0,2 |
|III юношеский|М |77,9 |55,4 |- |- |
| | |2,7 |6,7 | | |
| |Ж |56,8 |59,3 |- |- |
| | |5,2 |8,4 | | |
|II юношеский,|М |39,1 |30,1 |38,7 |21,5 |
| | | | | | |
|III разряд | | | | | |
| | |7,7 |10,7 |5,1 |10,2 |
| |Ж |86,8 |51,3 |38,0 |82,0 |
| | |7,7 |5,9 |10,5 |3,3 |
|I юношеский, |М |60,2 |67,3 |58,9 |46,0 |
|II разряд | | | | | |
| | |4,6 |7,1 |4,7 |7,2 |
| |Ж |97,4 |81,1 |41,0 |74,6 |
| | |0,9 |4,0 |19,4 |5,3 |
|I разряд |М |- |- |62,2 |48,6 |
| | | | |6,9 |8,2 |
| |Ж |- |- |54,8 |51,8 |
| | | | |21,2 |9,8 |
|Кандидаты и |М |- |- |- |35,0 |
|Мастера | | | | | |
|спорта | | | | | |
| | | | | |5,4 |
| |Ж |- |- |- |13,8 |
| | | | | |9,5 |
|Мастера |М |- |- |- |38,4 |
|спорта | | | | | |
| | | | | |17,1 |
| |Ж |- |- |- |15,4 |
| | | | | |12,8 |

Ж/ Верхнее значение – показатель силы влияния ( );

Нижнее – предельное отклонение (±);

Примечание: все значения величины ђ статистически достоверны
(Р 0,01-0,05)

[pic]
[pic]

Приведенные результаты позволяют говорить об очень высокой степени влияния разнообразия местности на вариацию результатов в ориентировании у женщин и о более низкой физической подготовленности девочек, девушек и женщин массовых разрядов по сравнению с мужчинами.

Возрастная динамика показателя силы влияния фактора ТМ на результаты в ориентировании показана на рисунках 3 и 4.

В группе новичков этот показатель с возрастом снижается идентично как у мужчин, так и у женщин (сплошная линия) и к 16-17 годам достигает 24,6
(юноши) и 26,4% (девушки). Далее в возрастной группе 18-39 лет величина ђ снова увеличивается до 52,4% (мужчины) и до 66,7% (женщины).

Таким образом, в результате проведенных исследований получены данные, позволяющие сделать заключение:

- тип местности достоверно по всем возрастно-половым группам определяет вариативность результатов в соревнованиях по ориентированию, эта зависимость проявляется по-разному в зависимости от квалификации и пола участников;

- фактор ТМ оказывает более сильное влияние на вариацию результатов в массовых соревнованиях II-III разрядов и менее значим у высококвалифицированных спортсменов-ориентировщиков;

- показатель силы влияния фактора ТМ на вариацию результатов в ориентировании снижается у женщин от 10 до 17 лет, а с 18 лет повышается до исходных величин (новички) и также значительно увеличивается в группе массовых разрядов (III разряд – до 82%, II разряд – до 74,6%). У мужчин показатель силы влияния фактора ТМ в группах III, II и I разрядов с возрастом изменяется незначительно;

- при выборе местности для соревнований по ориентированию необходимо учесть, что фактор ТМ наиболее значим для детей до 15 лет и взрослого населения в возрасте 30-39 лет.

Изложенное выше позволяет считать, что при проведении соревнований по ориентированию необходимо ввести условия, определяющие наиболее предпочтительный тип местности. Такие условия необходимы для того, чтобы разработать сопоставимые критерии оценки достижений – нормативы в этом виде испытаний.

В основу методики выбора типа местности легло предположение в том, что оптимальной местностью является та, на которой будет показана наименьшая вариативность результатов вокруг средней величины. Решение данной задачи осуществлялось с помощью вычисления коэффициента вариации ( ђ ), характеризующего вариативность результатов по каждому типу местности.

Рассчитанные величины коэффициента вариации (в %) представлены в таблице 10, в зависимости от основного признака – рельефа – отражены на рисунках 5 и 6.

Низкие значения коэффициента выявлены в соревнованиях с применением слабо и умеренно пересеченной местности. Например, у юношей 16-17 лет вариация результатов колеблется в пределах от 9,2 до 16,2%, у мужчин 18-29 лет: от 9,4 до 18,5%. Причем, наименьшие значения отмечены на местности типа 3.31 (умеренно пересеченная, закрытая, сухая).

Следует отметить большую, по сравнению с мужчинами, амплитуду колебания результатов у женщин: от 8,6 до 36,9%. Особенностью является также то, что как у мужчин, так и у женщин выявлена большая вариативность результатов на непересеченной местности (1,45-28,2%).

Таким образом, проведенный однофакторный дисперсионный анализ с предварительным вычислением общей, межгрупповой и внутренней вариации показал, что разброс результатов в соревнованиях по ориентированию в значительной степени определяется типом местности, на которой эти соревнования проводятся. Как показали исследования, в группе новичков фактор ТМ определяет вариативность результатов у 16-17-летних на 24,6-
26,4%, у взрослых: 52,4-66,7%. Вычисление средних показателей коэффициента вариации на II типах местности также показало, что у 16-17-летних юношей и девушек влияние типа местности на результаты меньше, чем у взрослых (юноши
– 16,6; девушки – 19,6%; 18-29 лет: мужчины – 18,0; женщины – 25,7%).

2.2. Обоснование оптимального числа контрольных пунктов

Как во всех циклических видах спорта, основная нагрузка в ориентировании определяется длиной дистанции (объём) и временем ее преодоления (интенсивность).

Однако, в ориентировании, соотношению двух основных компонентов нагрузки сопутствуют еще несколько других, а именно: особенности планирования дистанции и постановки контрольных пунктов, тип местности, число контрольных пунктов и т.п. Эти специфические компоненты могут в значительной степени влиять на истинную длину дистанции и эффективную скорость бега, тогда как физическая скорость бега может и не изменяться.

Исходя из этого, мы предположили, что технической сложностью дистанции можно в некоторой степени управлять не только качеством постановки, но и изменением числа КП, тем самым изменяя количество применяемых технико- тактических приемов ориентирования при прохождении дистанции.

Для того, чтобы выявить количественные характеристики этой зависимости и обосновать оптимальное число контрольных пунктов на дистанции ориентирования, в исследовании были поставлены следующие задачи:

1.Выявить корреляционную зависимость между затратами времени на преодоление дистанции в ориентировании и числом КП.

2.Исследовать соотношение элементов соревновательной деятельно- сти (СД) в ориентировании в зависимости от числа КП.

3.Изучить зависимость удлинения маршрутов при выборе путей движения от числа КП.

В таблице 3 представлены данные, позволяющие сделать вывод о высокой зависимости скорости движения в беге с ориентированием от числа КП.

Таблица 3

Динамика результатов бега с ориентированием в зависимости от числа КП на дистанции
|По|№ |Исследуемые |Число контрольных пунктов |
|л |п/п|параметры | |
| | | |3 |5 |7 |9 |
|Мужч|1 |Число КП на 1 км |0,75 |1,25 |1,75 |2,25 |
|ины |2 |Удлинение пути движения | | | | |
| | |на 1 км %|30,8 |29,1 |20,0 |18,2 |
| | | |308 |291 |200 |182 |
| | |м | | | | |
|Женщ|1 |Число КП на 1 км |0,85 |1,42 |2,0 |2,57 |
|ины |2 |Удлинение пути движения | | | | |
| | |на 1 км %|22,5 |24,6 |17,0 |16,6 |
| | | |225 |246 |170 |166 |
| | |м | | | | |

В результате полученных данных выявлены следующие закономерности:

1. Величина коэффициента удлинения пути (Кпути) [1] при всех значениях

КП меньше у женщин, чем у мужчин.

2. При уменьшении числа КП с 7 до 5 отмечается значительное увеличение

Кпути ( на рис. 8 показано стрелкой).

[pic]

Большие (до 30,8%) увеличения маршрутов на дистанциях с числом КП 0,75-
0,85 на каждый километр дистанции вызваны особенностями выбора пути движения при прохождении длинных (до 800 м) этапов. Дальнейшее увеличение длины этапа не влечет за собой большого изменения Кпути. Напри- мер, при уменьшении числа КП с 1,42 до 0,85 (женщины) удлинение пути даже сократилось на 2,1%.

Таким образом, основываясь на результатах анализа путей движения участников массовых соревнований, можно сделать вывод о том, что на дистанциях ориентирования целесообразно устанавливать не меньше 1,42
(женщины) и 1,25 (мужчины) КП на каждый километр дистанции. Дальнейшее уменьшение числа КП не рационально и ведет к значительному снижению числа применяемых технико-тактических приемов ориентирования при прохождении дистанции (время на остановки и ходьбу с ориентированием уменьшается до
25,2 – мужчины, 14,2% - женщины и увеличивается процент времени, затрачиваемый на чистый бег без ориентирования – до 81,2%). Это снижает качество оценки главного показателя – умения ориентироваться.

Длину дистанции по ориентированию принято целесообразным устанавливать по нижней границе правил соревнований по спортивному ориентированию /39/ с тем, чтобы была возможность выполнять спортивные разряды. Поэтому, с учетом принятой длины предлагаются следующие граничные значения числа КП в соревнованиях по ориентированию (таблица 6).

Таким образом, по данным анализа соотношения элементов соревновательной деятельности, а также величин удлинения путей движения в зависимости от изменения числа КП, определены критерии для установления граничных значений числа КП отдельно для мужчин и женщин. С учетом принятой для соревнований по ориентированию длины дистанции установлены конкретные значения числа контрольных пунктов, находящиеся в границах предельно допустимых величин, которые можно рекомендовать для дистанций ориентирования.

Таблица 6

Рекомендуемое количество КП на дистанциях ориентирования


|Возраст |Пол |Длина |Предельные |Рекомендуемое |
|(лет) | |дистанции |значения числа КП |число КП |
| | |(км) | | |
| | | |Миним. |Максим. | |
|16-17 |ю |4 |5 |9 |7 |
|16-17 |д |3 |4,2 |7,7 |5 |
|18-29 |м |5 |6,2 |11,2 |8 |
|30-39 |м |4 |5 |9 |7 |
|18-29 |ж |3 |4,2 |7,7 |7 |
|30-39 |ж |3 |4,2 |7,7 |7 |

ЛИТЕРАТУРА

1. Бирюков В.В. Вычерчивание масштаба шагов при глазомерной съемке. –
География в школе, 1965. N 5, с.12-15.

2. Богатов С.Ф., Крюков О.П. Спортивное ориентирование. – 2-е изд. –
М.: Воениздат, 1982. – 102 с.

3. Васильева Г.Н., Трофимова Л.П. Методика применения ориентирования на местности в группах здоровья. – Теория и практика физической культуры,
1967, N 12, с. 59-61.

4. Васильев Н.Д. Спортивное ориентирование. Учебное пособие. –
Волгоград: изд. Волгоградского ГИФК, 1983. – 108 с.

5. Воронич В.Д. Роль спортивного ориентирования в подготовке студентов естественно-географического факультета к будущей профессиональной деятельности. – В кн.: Совершенствование физкультурно-массовой и спортивной работы со студентами вузов в свете требований постановления ЦК КПСС и
Совета Министров СССР от 11 сентября 1981 года “О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта”: Тез. докл. науч.-метод. конф.
(Ижевск, июнь 1983 г.). Ижевск: УдГУ, 1983. с. 94-95.

6. Вьюнков В.Н. Подготовка к массовым кроссам. - Теория и практика физической культуры, 1941, N 3, с. 17-18.

7. Гаврилов В.Д. Качества, определяющие эффективность спортивной деятельности в ориентировании на местности, и характеризующие их тесты /на примере ориентировщиков юношеских разрядов/: - Автореф: дис. … канд. пед. наук. – М., 1982. – 16 с.

8. Гаврилов В.Д. Развитие физических качеств школьников 13-16 лет под влиянием занятий спортивным ориентированием. – В кню: III Всесоюзная конференция по физическому воспитанию и школьной гигиене (18-20 октября
1983 года, г.Одесса): Тез. докл. М.: 1983, c. 82-83.

9. Горбачев В.И. Спортивное ориентирование – эффективное средство повышения двигательной подготовленности школьников. – В кн.: III
Всесоюзная конференция по физическому воспитанию и школьной гигиене (18-20 октября 1983 года, г.Одесса): Тез. докл. М.: 1983, c. 84-85.

10. Деметер Р.С. Особенности учебно-тренировочных занятий легкой атлетикой на открытом воздухе зимой в физкультурном коллективе: - Автореф: дис. … канд. пед. наук. – М., 1955. – 25 с.

11. Зильбер А. Я. Эффективность круглогодичных учебных занятий по физическому воспитанию в средне школе на открытом воздухе: Автореф. дис… канд. пед. наук. – М., 1956. – 17c.

12. Зовут лесные стадионы. – Правда, 1984, 24 сентября.

13. Зубков С.А. Особенности динамики внимания в ориентировании на местности. - Теория и практика физической культуры, 1971, N 12, с. 26-28.

14. Ильинич В. И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов землеустроительного и геодезистского факультетов. – Теория и практика физической культуры, 1973, N 4, c. 53-56.

15. Ильинич В. И. Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих агрономов. – Теория и практика физической культуры, 1980, N 1, c.
41-43.

16. Карманова Л. В. Содержание и методика ежедневных физкультурных занятий на воздухе и их роль на физическое воспитание детей старшего школьного возраста: - Автореф: дис. … канд. пед. наук. – М., 1975. – 27 с.

17. Кочергин В.В. Исследование взаимосвязи в преподавании географии и туризма в школе. – В кн.: Сборник научных трудов молодых ученых ГДОМФК им.
П.Ф.Лесгафта, Л.: 1971, c. 78-80.

18. Кивистик А.К. О теории подготовки дистанций спортивного ориентирования /в заданном направлении/ и ее применении в Эстонской ССР: -
Автореф: дис. … канд. пед. наук. – Тарту., 1973. – 27 с.

19. Магде А.С. Организация и проведение факультативных занятий по топологии в школе. – География в школе, 1970. N 6, с.12.

20. Магомедов А.М. Исследование специфики подготовки школьников по спортивному ориентированию в начальный период: - Автореф: дис. … канд. пед. наук. – М., 1978. – 19 с.

21. Максимов Н.А. География в 5 классе: Пособие для учителей. – М.:
Просвещение, 1972. – 112 с.

22. Максимов Н.А. Вычерчивание плана пришкольного участка. – География в школе, 1967. N 4, с.6.

23. Максименко Г.З. Влияние бега с ориентированием на функциональное состояние организма. – Теория и практика физической культуры, 1983, N 12, с. 30-31.

24. Малахов Н.В. Межпредметные связи в формировании картографических знаний: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с.

25. Малахов Н.В. Элементы картографии в средней школе. – М.:
Просвещение, 1972. – 67 с.

26. Малахов Н.В. О картографической подготовке учащихся. – География в школе, 1966, N 8, c. 11.

27. Моисеенко А.Л. Определение зрительной памяти у спортсменов- ориентировщиков. – Теория и практика физической культуры, 1974, N 4, c. 58.

28. Моисеенко А.Л. , Ганюшкин А.Д. Исследование наглядообразной памяти у занимающихся спортивным ориентированием. – Теория и практика физической культуры, 1971, N 9, c.70.

29. Мухаметянов Ф.Д. Спортивное ориентирование как эффективное средство подготовки школьников-старшеклассников к труду и защите Родины. -
В кн.: III Всесоюзная конференция по физическому воспитанию и школьной гигиене (18-20 октября 1983 года, г.Одесса): Тез. докл. М.: 1983, c. 84-85.

30. Огородников Б.И., Кирчо А.Н., Крохин Л.А. Подготовка спортсменов- ориентировщиков. – М.: Физкультура и спорт, 1978, - 112 с.

31. Огородников Б.И. и др. Сборник задач и упражнений по спортивному ориентированию – М.: Физкультура и спорт, 1980, - 72 с.

32. Озолин Н.Г. Спорт на местности. – Теория и практика физической культуры, 1941, N 4, с. 9-10.

33. Озолин Н.Г. Спорт на местности. Пособие для инструкторов физической культуры, комсомольского и физкультурного актива. – М.:
Физкультура и спорт, 1943. – 183 c.

34. Первов Г.А. Исследование эффективности и особенностей методики круглогодичных занятий по физической культуре в школе на открытом воздухе
/на материалах школ Кустанайской и Запорожской областей/: - Автореф: дис.
… канд. пед. наук. – М., 1972. – 18 с.

35. Петров Н.В. Обязательный курс физического воспитания студентов вузов в условиях открытого воздуха /разработка методики и ее исследование/:
- Автореф: дис. … канд. пед. наук. – М., 1959. – 19 с.

36. Плохинский Н.А. Биометрия. –М.: МГУ, 1970, с. 62-76.

37. Полиевский С.А., Сидоренко Н. Я., Кедрова Г.М. Профессионально- прикладная подготовка, как средство повышения эффекимвности производственной практики учащихся горных ПТУ. Теория и практика физической культуры, 1975, N 9, с. 52-54.

38. Приймак Е.С. Развитие глазомерных навыков у спорсменов- ориентировщиков. – Теория и практика физической культуры, 1975, N 6, c.17-
19.

39. Спортивное ориентирование: Правила соревнований. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 88 с.

40. Фатеева Л.П. Повышение физической подготовленности младших школьников на уроках физической культуры на открытом воздухе /в услови

ях нечерноземной полосы РСФСР/: - Автореф: дис. … канд. пед. наук. – М.,
1977. – 26 с.

41. Черкасова И. Б. Альпинизм, туризм и ориентирование как составные части профессионально-прикладной подготовки студентов горных специальностей. – В кн.: Вопросы физического воспитания студентов, Лю: изд.
Ленинградского университета им. А.А. Жданова, 1970, вып. XII, c. 71-72

42. Штакельберг Л.Д. О физкультурной работе школы в связи с введением начальной допризывной подготовки учащихся. - Теория и практика физической культуры, 1940, N 11, с. 10-11.

43. Saltin B. Talingserienterung, del II. Kondition och lopteknikraning, Stockholm, SOFT.
-----------------------
[1] Величина, характеризующая увеличение маршрутов при выборе путей движения. За единицу принят путь движения идеального ориентировщика – по прямой /157, с. 76/


Похожие работы на - Определение условий организации соревнований по ориентированию на местности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!