Особенности характера студентов - легкоатлетов и баскетболистов
Особенности
характера студентов - легкоатлетов и баскетболистов
Введение.
Научная
проблема исследования особенностей характера студентов - легкоатлетов и
баскетболистов состоит в том, что в спортивной литературе по психологии нет
единого мнения относительно существования различий между чертами характера
спортсменов, представляющих различные виды спорта (в нашем случае -
легкоатлетов и баскетболистов). При использовании методики Ротера,
предназначенной для исследования социального поведения личности, было
установлено, что представители легкой атлетики (бегуны на средние дистанции)
так же эмоционально нестабильны, как и не занимающиеся спортом [14]. Исследования
показали, что более стойкие бегуны-марафонцы более чувствительны к сигналам
своего тела [14]. Во многих исследованиях при попытке найти черты характера
спортсменов, которые помогают прогнозировать их успех, выдвигается гипотеза о
том, что лучшие результаты показывают те спортсмены, которые имеют больше
положительных черт (например, доминирование, уверенность в себе) и меньше
отрицательных (например, беспокойство) [11, 13, 14, 16]. Результаты одного
интересного исследования стали объектом обсуждения относительно возможной
патологии у вынужденного бегуна. Было показано, что бегуны, подобно женщинам,
страдающим анорексией, были способны подавить свой гнев, управлять собой и даже
отрицать реальную или мнимую собственную слабость. Кроме того, было обнаружено,
что принудительные занятия бегом замаскировали их депрессивное состояние.
"Принужденный атлет - типичный угнетенный человек, умеющий преодолеть
депрессию бегая" [12]. Поэтому необходимо определить, свойственны ли и
баскетболистам (представителям спортивных игр) такие же черты характера.
Целью
исследования было определить особенности характера студентов - легкоатлетов и
баскетболистов.
Задачи
исследования:
1. Изучить
степень общительности (коммуникабельности) легкоатлетов и баскетболистов.
2. Определить
эмоциональную устойчивость исследуемых.
3. Исследовать
особенности абстрактного мышления легкоатлетов и баскетболистов .
Основные
понятия:
Характер -
совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и
проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы
поведения [3].
Черты личности
- устойчивые особенности поведения индивида [3].
Фактор -
признак, выделенный при помощи метода факторного анализа и выражающий ту или
другую черту личности [5].
Общительность
(коммуникабельность) - способность к социальному взаимодействию [6].
Эмоциональная
стабильность - способность человека к сохранению повышенной психической
работоспособности при воздействии стрессогенных факторов. [2].
Мышление
абстрактное - один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий,
логических конструкций [3].
Методика и
контингент исследования. Для исследования был использован тест Кэттелла (16PF),
который позволяет определить 16 независимых и в психологическом отношении
индивидуальных свойств личности, потому что этот опросник пользуется самой
большой популярностью в мире среди психологов, интересующихся психикой
спортсменов [1]. Интерпретация личности по факторам помогает раскрыть
особенности характера. Для решения задач исследования основное внимание было
сконцентрировано на трех факторах:
1. Факторе A.
Сдержанность-общительность.
2. Факторе B.
Конкретное мышление - абстрактное мышление.
3. Факторе C.
Эмоциональная неустойчивость -эмоциональная стабильность.
Таблица 1.
Распределение испытуемых (в абсолютных числах) по общительности
Общительность
Вид спорта, пол
Похожие работы на - Особенности характера студентов - легкоатлетов и баскетболистов
|