Повышение квалификации в контексте идеи непрерывного физкультурного образования: методологический аспект, тенденции
Повышение
квалификации в контексте идеи непрерывного физкультурного образования:
методологический аспект, тенденции, практическое воплощение
В официальных
документах Минобразования РФ часто мелькают понятия "послевузовское
образование", "дополнительное профессио нальное образование" и
пр. [1, 2, 3]. Однако все они легко укладываются в одно словосочетание -
"компенсаторное образование". Отчего это происходит?
Трактовка цели
повышения квалификации как обновление или дополучение теоретических знаний и
практических умений и навыков во многом связана с усиливающимися тенденциями,
происходящими прежде всего в информационно-технологических процессах.
Стремительно меняющиеся условия жизни вынуждают искать новые подходы к
качественному изменению состояния образования. В первую очередь происходит
осознание резкого возрастания потока информации, возникновения новых знаний,
потока такого стремительного, что, по сути, исчезает переходный период между
получением этих знаний и их использовани ем. Вместе с тем новое в нашей жизни и
в образовании нельзя определять и ограничивать результатами постиндустриальной,
информаци онной революции. Доминирование такого подхода в той сфере, которая
отвечает за "переучивание", "доучивание", "повышение
квалификации", приводит к тому, что образовательный процесс протекает в
русле традиционной преемственности, линейного последовательного приобретения
дополнительных профессиональных знаний, но не в целях, условиях и результатах
непрерывного образования.
Почему без
опоры и воплощения идеи и методологии непрерывного образования ни одна из
организационных форм профессиональной подготовки и переподготовки не приведет к
должному эффекту? Прежде всего потому, что "...сегодня речь идет не просто
о высшем образовании, а о новом высшем образовании, связанном с осознанием
особенностей новой эпохи; не о развитии бывшего, а о творении нового понимания
сущности образования, что является актом творчества, не подменяемым разного
рода федеральными программами и национальными доктринами" [4].
Глубинные
сдвиги в отечественной образовательной сфере вызваны тем, что профессиональная
квалификация, востребованность, личный успех, материальное благополучие и
другие прагматические составляющие целей обучения профессии на любом
образовательном этапе напрямую зависят от способности образовательного
учреждения решать задачу более высокого уровня - развития самостоятельности и
творческих способностей личности. Без ее решения - ни сегодня, ни в будущем тем
более - невозможно достичь главной цели - результата непрерывного
профессионального образования - сформированности потребности в постоянном
самодвижении личности к вершинам профессии, ее способности адаптироваться к
неожиданным жизненным ситуациям.
Поэтому трудно
ожидать серьезной результативности системы повышения квалификации и
переподготовки специалистов по физической культуре, если она будет продолжать
существовать в идеях, содержании, методологии функционального типа
преемственности знания, умений, навыков, т.е. в рамках "компенсатор
ного" типа образования. В традиционном компенсаторном образовании
доминирует ориентация на пассивную трансляцию знаний, в лучшем случае -
выработку профессиональных умений и навыков.
Как бы
параллельно, в основном в демагогических формах, присутствуют и вопросы
воспитания, формирования личности. А этого недостаточно, если принять во
внимание изменения, произошедшие под влиянием новых условий жизни, даже в самом
подходе к понятию "профессионализм". Какие бы современные определения
- и отечественные, и зарубежные - мы ни взяли за основу, каких бы профессий они
ни касались, непременно будут присутствовать следующие составляющие этого
понятия:
- умение
безотказно, надежно, оперативно решать типичные профессиональные задачи;
- способность
проявлять творчество, прогнозировать, находить оптимальные и эффективные
решения в нестандартных ситуациях;
- умение
общаться с участниками профессио нальной деятельности на должном
интеллектуально -культурном уровне;
- наличие
системы ценностей и способностей их отстаивать, аргументировать, делиться, не
навязывая своей воли, с другими.
Причем, если
речь идет о профессионализме в современном его понимании, всегда отмечается не
только необходимость, но и внутренняя потребность подтверждения и обновления
образованности личности на протяжении всей жизни (т.е. непрерывного образования
в его личностно-культурологическом смысле, а не как "пожизненного сидения
за партой или компьютером в целях накопления и потребления прагматически
полезных знаний) [5 - 7].
Актуализация
идеи непрерывного образования происходит прежде всего из-за необходимости
решить противоречие между стремительно разрастающимся набором вариантов
представления информации и знаний и неспособностью их освоения старыми
методами: репродуктивными, дескриптивными (описательными ) и т.п. Вот почему и
в теории, и в практике всех видов и этапов профессионального образования
усиленно ведется поиск новых путей выработки, усвоения, оперирования, передачи
и хранения знаний с использованием возможностей различных информационных
технологий.
Однако есть
опасность поставить этот фактор во главу угла (что, к сожалению, можно
наблюдать сейчас на опыте многих образовательных учреждений) и тем самым
вывести образование из социокультурно го "поля". Если процессы
образования, обучения, просвещения, повышения профессионализма будут опираться
только на разум, интеллект и рассматри ваться так технология, как адекватно-дисциплинарная
система усвоения-передачи знаний (к тому же постепенно вырождаемая в
постиндустриальном информационном обществе в информацию, приобретаемую с
помощью информационных технологий), то нас ожидает постепенная
"инструментализация" как профессионала, так и его ученика, а в
конечном итоге и того мира, в котором мы живем.
Поэтому
важнейшим, а может и определяющим, направлением в выявлении наиболее общих
закономерностей в функционировании образовательных организаций, в содержании
деятельности основных участников процессов подготовки, повышения квалификации и
переквалификации специалистов является целостное изучение человека как творца и
созидателя будущего, как носителя творческого потенциала (акмеологический
подход). Причем речь идет не только об ученике - человеке, но и об изучении
себя - человека, а также о владении способами, приемами, методами прививать
своему ученику систему духовных ценностей. А этими ценностями надо прежде всего
обладать самому. Иначе есть опасность, что место педагога, преподавателя-учителя
займет компьютер, человеческое общение заменится "коммуникацией", из
образования уйдут душа, дух, чувства [9].
Среди
исследователей, занимающихся проблемами обучения взрослых, существует мнение,
что оно должно быть прикладным, практически направленным. У обучающихся,
имеющих жизненный и профессио нальный опыт, больше, чем у студентов,
присутствует потребность в смысле [8]. Однако (и об этом свидетельствуют
результаты исследований проблемы профессионализации личности) хорошо прослеживаются
две основные области проявления этой "потребности в смысле":
потребность в приобретении знаний-умений для решения практических,
производственных задач и потребность в личностно-профес сиональном и культурном
развитии. Так, профессио нализация личности педагога-тренера выражается в росте
рефлексивной способности, способности к смене ценностных ориентаций [9].
Само бытие
человека отзывается его образованием, или иначе - образование человека и есть
его бытие, причем в образовании человек не только образовывается, но и
развивается его культура, социальные отношения и т.д., - считают ученые. Это
обстоятельство и определяет тот фундаментальный факт, что при рассмотрении
любого образовательного этапа - будь то довузовское, вузовское, послевузовское
профессиональное образование - внимание необходимо концентрировать как
собственно на образовании,так и на воспроизводстве культуры и социальности
[10]. Всё вышесказанное следует учитывать, если поставить задачу -
переориентировать подготовку и переподготовку кадров, связанных с физкультурным
образованием, на современные цели и задачи. Все участники образовательного
процесса (от организационно-управ ленческого звена до обучающихся) должны
учитывать инновационные подходы к подбору и оформлению содержания, методов,
средств обучения, построению практических занятий, а также тщательно
продумывать приемы создания самой атмосферы общения субъектов образовательного
процесса. Разумеется, на этапе переподготовки, дополнительного образования,
повышения квалификации проблемы оперирования новыми способами передачи и
усвоения знаний и методами обучения вершинам мастерства (педагогического прежде
всего), совершенствования, коррекции и реорганизации профессиональной
деятельности не только не снимаются, но и выступают как первоочередные . Однако
нельзя забывать, что субъектом этого образовательного этапа является личность,
уже имеющая профессиональный опыт и вместе с тем являющаяся специалистом, как
правило педагогом, иными словами, "специалистом образования",
независимо от предмета преподавания. Такой специалист должен владеть наукой и
искусством развивать другого человека как индивида, личность, субъект
деятельности, индивидуальность. Поэтому все средства, методы, формы, сама
атмосфера обучения должны носить социокультурный характер, тем более что
дисциплина, с помощью которой специалист ФК общается с субъектом своей
профессиональной деятельности независимо от ее узкой специализации, культурно
детерминирована.
Переориентация
процесса повышения квалификации, переподготовки кадров, приобретение
дополнительного физкультурного образования потребуют:
а) отказа от
базисных положений о трансляции содержания образования, в котором представлены
лишь ранее накопленные знания, умения, навыки, и принятия в качестве главной
целевой установки создание особого психологического климата в образовательном
заведении. Показателями и условиями его станут социокультурное наполнение
содержания образования, "погружение" слушателей ИПК в различные
проблемные ситуации их профессиональной деятельности, замена субъект-объектного
(управленческого) способа отношений между преподавателями и слушателями
субъект-субъектным, при котором корпорация становится главным направляющим
взаимодействием субъектов образовательного процесса;
б) изменения
мотивации обучения. Одним из важных его предпосылок станет сознательное,
самостоятельное, а следовательно, активное получение знаний, новый подход к
проектированию преподава тельской (обучающей) и слушательской (учебной)
деятельности. Это активная коррекция или изменение плана и программы в ходе их
реализации, привлечение самих слушателей ИПК к их составлению и изменению в
ходе образовательной деятельности, принципиальная недопустимость планирования
операционального уровня деятельности (слушатель самостоятельно принимает
решение в разрешении ситуации практики);
в) выделения в
качестве одного из ведущих методических приемов создания ситуации
недостаточности средств деятельность и дефицита знаний (т.е. условий для
проблемной ситуации). Использование такого приема стимулирует слушателя к
самостоятельному поиску информации и способов исследования проблемы, выработке
способности к решению задач в новой неожиданной ситуации;
г) поиска новых
форм "погружения" слушателей в ситуации профессиональной практики,
например с учетом действия рыночного механизма, для развития у них способностей
входить в новую образовательную или профессиональную среду и саморазвития в
ней.
Если учитывать
вывод, к которому приходят ученые, что общение - это та сфера, где и должна
происходить модификация образования, следует изыскивать приемы, формы, способы
построения взаимоотношений между слушателями. В этой связи заслуживает внимания
использование методического приема подготовки слушателями единого реферата к
итоговой аттестации. Совокупность вкладов каждого слушателя с позиции
отведенной ему роли приведет к решению проблемы. В этом случае группа
слушателей предстает коллективом, который за время пребывания в ИПК при помощи
прикрепленного преподавателя-консультанта ведет поиск необходимой информации (в
том числе из области культуры, социально-общественной, духовной жизни и пр.),
научных разработок, экономичес ких расчетов, справочных данных и т.п.,
позволяющих решать проблему полезной (прагматической) и социокультурной
(морально-нравственной) значимости.
Разумеется, при
всем разнообразии форм, методов, средств необходимо учитывать индивидуальные
особенности слушателей ИПК, за плечами которых - сложившееся мировоззрение,
жизненный опыт, опыт спортивной, управленческой и педагогической деятельности,
собственный взгляд на пути реализации своего потенциала.
Список
литературы
1. Положение о
порядке и условиях профессиональной подготовки специалистов. Бюллетень
Госкомспорта РФ, 1996, № 4.
2. О высшем
послевузовском профессиональном образовании. ФЗ. Бюллетень Госкомспорта РФ,
1996, № 10.
3. Положение о
порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов. Бюллетень МО
РФ, 1996, № 1.
4. Долженко О.
История Европейского университета //Аlmа-Маter, 1999, № 1.
5. Кузьмина
Н.В. Акмеологический подход к повышению качества подготовки специалистов
образования. Известия РАО, 2000, № 1.
6. Савельев А.
Инновационное образование и научные школы //Вестник высшей школы, 2000, № 5.
7. Тарасова О.
Культурологические аспекты образования (к постановке вопроса) //Вестник высшей
школы, 2001, № 5.
8. Кларин М.
Корпоративный тренинг - инструмент развития, управления в организациях
//Магистр, 2001, № 1.
9. Топчиян В.,
Волков Н. Определение путей содержания образования физкультурных кадров на
основе моделирования деятельности специалиста по физической культуре и спорту.
Отчет НИР зп 1988 г., ГЦОЛИФК, ЛФПФО.
10. Корнетов Г.
Феномен образования //Магистр, 2001, № 1.
11. Н.Н.
Зволинская, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, В.И.
Маслов, кандидат педагогических наук, профессор. Повышение квалификации в
контексте идеи непрерывного физкультурного образования: методологический
аспект, тенденции, практическое воплощение.