Прогресс в создание композиционных материалов
Московский Государственный Университет им. М.В.Ломоносова
Факультет наук о материалах
Реферат
Тема: «Прогресс в создании композиционных материалов».
Студента V курса ФНМ
Кареева И.Е.
Москва 2000г.
Содержание.
Введение....................................................................
...............................2
Композиционные материалы армированные волокнами................3
Композиционные материалы с полимерной матрицей..............5
Композиционные материалы с металлической матрицей.......7
Направления развития композиционных материалов армированные волокнами........................................................….....9
Композиционный материал «биокерамика-никелид титана»....10
Роль поверхности раздела в композиционных материалах..........12
Заключение..................................................................
...........................16
Список
литературы..................................................................
...........17
Введение.
Композиционные материалы, представляют собой металлические или
неметаллические матрицы (основы) с заданным распределением в них
упрочнителей (волокон дисперсных частиц и др.); при этом эффективно
используются индивидуальные свойства составляющих композиции. По характеру
структуры композиционные материалы подразделяются на волокнистые,
упрочненные непрерывными волокнами и нитевидными кристаллами,
дисперстноупрочненнные материалы, полученные путем введения в металлическую
матрицу дисперсных частиц упрочнителей, слоистые материалы, созданные путем
прессования или прокатки разнородных материалов. К композиционным
материалам также относятся сплавы с направленной кристаллизацией
эвтектических структур. Комбинируя объемное содержание, можно, в
зависимости от назначения, получать материалы с требуемыми значениями
прочности, жаропрочности, модуля упругости, абразивной стойкости, а также
создавать композиции с необходимыми магнитными, диэлектрическими,
радиопоглощающими и другими специальными свойствами.
Волокнистые композиционные материалы, армированные нитевидными
кристаллами и непрерывными волокнами тугоплавких соединений и элементов
(SiC, Al2O3, бор, углерод и др.), являются новым классом материалов. Однако
принципы армирования для упрочнения известны в технике с глубокой
древности. Еще в Вавилоне использовали тростник для армирования глины при
постройке жилищ, а в Древней Греции железными прутьями укрепляли мраморные
колонны при постройке дворцов и храмов. В 1555-1560 гг. при постройке храма
Василия Блаженного в Москве русские зодчие Барма и Постник использовали
армированные железными полосами каменные плиты. Прообразом композиционные
материалы являются широко известный железобетон, представляющий собой
сочетание бетона, работающего на сжатие и стальной арматуры, работающей на
растяжение, а также полученные в XIX веке прокаткой слоистые материалы.
Успешному развитию современным КМ содействовали: разработка и
применение в конструкциях волокнистых стеклопластиков, обладающих высокой
удельной прочностью (1940-1950 гг.). Открытие весьма высокой прочности,
приближающейся к теоретической, нитевидных кристаллов и доказательства
возможности использования их для упрочнения металлических и неметаллических
материалов (1950-1960 гг.), разработка новых армирующих материалов –
высокопрочных и высокомодульных непрерывных волокон бора, углерода, Al2O3,
SiC и волокон других неорганических тугоплавких соединений, а также
упрочнителей на основе металлов (1960-1970 гг.).
Важнейшими технологическими методами изготовления композиционных
материалов являются: пропитка армирующих волокон матричным материалом;
формирование в пресс-форме лент упрочнителя и матрицы, получаемых намоткой;
холодное прессование обоих компонентов с последующим спеканием;
электрохимическое нанесение покрытий на волокна с последующим прессованием;
осаждение матрицы плазменным напылением на упрочнитель с последующим
обжатием; пакетная диффузионная сварка монослойных лент компонентов;
совместная прокатка армирующих элементов с матрицей и др. Весьма
перспективны композиционные материалы, армированные нитевидными кристаллами
(усами) керамических, полимерных и др. материалов. Размеры усов обычно
составляют от долей до нескольких мкм. По диаметру и примерно 10-15мм. по
длине[4].
Композиционные материалы армированные волокнами.
Период 1974-1978 гг. явился началом нового этапа в развитии
конструкционных композиционных материалов, армированных волокнами. В
области материаловедения это характеризуется завершением изучения «простых»
механических свойств композиционные материалы. Созданием методик
исследований и испытаний, разработка теоретических основ механического
поведения материалов и переходом к стадии широкого комплексного
исследования служебных характеристик композиционные материалы при сложных
схемах нагружения, наличия концентраторов напряжений, совместном влиянии
механических, эксплутационных и климатических факторов. В области
технологии проведены разработки технологических процессов изготовления
типовых деталей из композиционных материалов. Наметился переход к созданию
специализированного технологического оборудования. Задачами на этом этапе
явилось создание научных основ технологии и разработка способов управления
процессом формирования качественных изделий из композиционных материалов,
завершение работ по созданию высокопроизводительного оборудования для
изготовления и переработки композиционные материалы. В области
проектирования деталей и узлов из композиционные материалы этот этап
характеризуется преодолением у конструкторов «психологического барьера»
недоверия к новым материалам, началом разработки принципов оптимального
проектирования конструкции из композиционные материалы, инженерных методов
расчета конструкций с использованием композиционные материалы. В
информационной области наблюдается переход к изданиям обобщающего типа.
Таковыми являются, например, восмитомная энциклопедия по композиционным
материалам, справочник по методам испытаний, свойствам и применению
композиционные материалы и др. В эти годы создано несколько
специализированных журналов по композиционные материалы: «Journal
Composites Materials» - США; «Composites» - Великобритания; «Transactions
of the Japan Society for Composite Materials» - Япония.
Наиболее распространены для армирования композиционных материалов
стеклянные волокна, выпуск которых в США достигает сотен тысяч тонн. Они
изготавливаются быстрым охлаждением расплавов стекломассы, фиксирующим в
волокнах аморфную структуру однородной жидкости. Стекловолокна дешевы,
хорошо отработан процесс изготовления пластиков на их основе;
стеклопластики широко применяют в течение последних 20-30 лет в изделиях
авиационной техники, в автомобилестроение, при производстве спортивных
товаров и т.п. Основными недостатками стеклянных волокон является низкая
жесткость, не позволяющая использовать стеклопластики в силовых
конструкциях ответственного назначения, и зависимость свойств от внешней
среды, обусловленная гидрофильностью волокон.
В последние годы для армирования полимерных матриц начинают
использовать синтетические органические волокна. Их свойства определяются
типом полимера, условиями формирования волокон и степенью ориентации их
структуры. Наиболее широко применяют полиарамидное волокно.
Наиболее прочные углеродные волокна, представляющие собой продукты
карбонизации исходных углеродсодержащих волокон, получают из
полиакрилонитрильного, вискозного и пекового сырья. Углеродные волокна
состоят из графитоподобных микро фрагментов, объединяемых зонами с аморфным
и турбостратным углеродом, и содержат в своем составе практически лишь
атомы углерода. Своеобразие этих волокон заключается в том, что организация
графитоподобных фрагментов отражает структуру органического полимера.
В связи усилившимся за последнее время интересом к композиционные
материалы с металлическими матрицами проводится интенсивная работа по
созданию совместимых с металлами волокон из карбида кремния, окиси циркония
или алюминия.
Композиционные материалы с полимерной матрицей
Основные свойства пластиков, армированных борными и углеродными
волокнами, были известны к концу 60-х годов, что обусловило возможность их
опробования в различных изделиях. Однако из-за высокой стоимости волокон
использование композиционных материалов с полимерной матрицей было
возможным лишь в тех отраслях промышленности, в которых огромные затраты на
изготовление деталей из композиционных материалов окупались бы при
эксплуатации изделий. Именно по этой причине пионером в области
использования высокопрочных высокомодульных композиционных материалов с
полимерной матрицей стала авиационно-космическая промышленность. В
дальнейшем в связи с увеличением объема производства стоимость волокон и
композиционных материалов на их основе начала снижаться, что привело к
возможности использования армированных пластиков для изготовления
высококачественного спортивного инвентаря и позволило несколько снизить
расходы авиационно-космических компаний на развитие новых материалов.
Дальнейшее снижение стоимости углеродных волокон, связанное с переходом на
пековое сырье, обеспечивает рентабельность применения полимерных
композиционных материалов в других отраслях промышленности.
Одним из первых применений композиционных материалов с полимерной
матрицей явилось изготовление из углепластика в 1967 г. 22 панелей задней
кромки крыла самолета F-111A (США); эти панели были вдвое дороже
алюминиевых, но позволили снизить массу конструкции на 16%. На фоне
постоянного увеличения стоимости ручного труда, энергии и традиционных
материалов устойчивая тенденция к снижению стоимости композиционных
материалов инициирует усилия разработчиков по внедрению композиционных
материалов в изделия современной техники. Одним из наиболее впечатляющих
примеров внедрения композиционных материалов является разработка фирмой
Grumman Aerospace Corp. горизонтального стабилизатора тяжелого современного
бомбардировщика В-1B. Испытания показали, что при всех видах нагружения
разрушение конструкции наступает при нагрузках, составляющих 130-170% от
предельных расчетных. Так как стабилизатор испытывает мощные акустические
нагрузки (расчетная долговечность 26 ч при звуковой нагрузке 167 дБ), он
был испытан в соответствующих условиях и без разрушения простоял 181 ч при
уровне шума 152-167 дБ. Лакокрасочное покрытие стабилизатора проверялось в
условиях, имитирующих ядерный взрыв; деградации покрытия не наблюдалось.
Для защиты от грозовых разрядов на 50% поверхности стабилизатора напыляли
тонкий слой алюминия. При разряде с силой тока 200000А в обшивке
наблюдались лишь незначительные повреждения. Летные испытания В-1
подтверждают эффективность применения композиционных материалов (далее КМ)
в его конструкции.
Использование сочетаний стекло- и углепластиков для панелей пола
трехслойной конструкции пассажирских самолетов позволило добиться
существенного снижения массы: для широкофюзеляжного самолета ИЛ-86 на 400
кг (площадь пола 350 м2), для самолета ЯК-42 на 100 кг.
Успешное опробование самолетов, изготовленных с использованием КМ,
позволило фирмам США сделать вывод о возможности перехода от летных
испытаний и демонстрационных полетов к серийному внедрению КМ. В самолете F-
16, состав используемых материалов был следующим: 83% алюминиевых сплавов,
2% титановых сплавов, 5 стальных конструкций и 2% новых КМ.
В последние годы возрастает интерес к применению КМ в судостроении. В
США, например, возлагаются надежды на использование КМ для
суперглубоководных средств. Анализ зависимости возможной глубины погружения
от конструктивных характеристик аппарата выявляет преимущества
высокопрочных и высокомодульных КМ. Высокая демпфирующая способность
последних, сочетающихся с конструкциями из стеклопластиков,
полиармированных КМ и т.п., приводит к уменьшению перегрузок, возникающих
при взрывах. Малая плотность КМ при обеспечении пожаробезопасности
позволяет применять их в архитектуре надводной части судов всех типов, что
способствует улучшению устойчивости, уменьшению радиолокационной заметности
судов, облегчению эксплуатации корпуса. Одним из интересных применений КМ в
судостроении является использование углепластиков для подводных крыльев
судов. Для предотвращения влагопоглощения детали плакируются листовым
титаном.
Автомобильные фирмы США (Ford и General Motors) прорабатывают вопросы
применения КМ в конструкции автомобилей. Так, например, изучена конструкция
ведущего вала двигателя из углепластиковой трубки, охватывающей стальной
сердечник. Двухлетние испытания новой конструкции подтвердили ее высокую
эффективность и надежность в эксплуатации (в частности, высокую
коррозионную стойкость) при снижении массы на 2 кг.
Композиционные материалы с металлической матрицей
КМ с металлической матрицей находятся на более ранней стадии своего
развития, чем КМ на основе полимеров. Причиной такого положения является,
по всей вероятности, тот факт, что большинство из разработанных к
настоящему времени армирующих высокопрочных волокон не обладает свойством
совместимости по отношению к матричным сплавам. Механическое поведение КМ
определяется совокупностью значений трех основных параметров: относительной
сохраненной прочностью волокон в КМ (отношением прочности волокон в КМ к
прочности исходных волокон), относительной прочностью связи волокон с
матрицей (отношением прочности КМ при сдвиге к когезионной прочности
матрицы) и относительной сохраненной пластичностью матрицы (отношением
пластичности матрицы в КМ к исходной пластичности матричного сплава). То
или иное соотношение этих параметров определяет механизм разрушения и весь
комплекс механических свойств КМ. Так, например, при низкой прочности связи
волокон с матрицей и достаточно высоких значениях двух других параметров
разрушение КМ начинается с нарушения целостности границ раздела компонентов
и завершается независимым, раздельным разрушением несвязанного (слабо
связанного пучка) армирующих волокон и матрицы. При низкой сохраненной
пластичности матрицы (охрупчивании матрицы) трещины в КМ, появившиеся при
разрушении наименее прочных волокон, легко транслируются через матрицу и за
счет концентрации напряжений у их устья перерезают встретившиеся на их пути
волокна, так что образец КМ разрушается одной магистральной трещиной при
весьма низких расчетных напряжениях. При достаточно высоких значениях
рассматриваемых параметров появление трещин в КМ при разрушении слабых
волокон не приводит к разрушению материала: развитие микротрещин тормозится
внутренними поверхностями раздела (матрица-волокно), а сам материал при
этом не теряет своей несущей способности.
Взаимодействие компонентов при изготовлении КМ с металлической
матрицей проходит, как правило, при высоких температурах и значительных
давлениях, что необходимо для обеспечения пропитывания матричным сплавим
капиллярно-пористого каркаса из армирующих волокон и формирования
монолитного материала. Комплекс физико-химических явлений, составляющих
процесс взаимодействия компонентов КМ, обусловливает формирование связи
между компонентами, с одной стороны и изменение их свойств - с другой.
Совместимыми следует считать компоненты, на границе которых возможно
достижение прочности связи, близкой к когезионной прочности матрицы, при
сохранении высоких начальных значений их механических свойств. Максимально
достижимая величина характеристических параметров может быть принята за
оценку совместимости компонентов КМ. Это обстоятельство и определило, по
всей вероятности, опережающее развитие боралюминия - наиболее близкого к
стадии внедрения металлического КМ. Следует отметить, что совместимость
других волокон с металлическими матрицами может быть улучшена за счет
изменения формы сечения, размеров и свойств поверхности волокна, применения
защитных покрытий на волокнах или матричных сплавов оптимального состава и
т.п. Решение проблемы совместимости для конкретной пары компонентов может
привести к бурному развитию соответствующего КМ.
Направления развития композиционных материалов армированных волокнами.
KM с полимерной матрицей, армированной высокомодульными и
высокопрочными волокнами, в последние годы прошли стацию опробования в
различных изделиях современной техники и вступили в стадию широкого
внедрения. Расширение внедрения КМ несколько сдерживается недостаточностью
знаний по влиянию комплекса внешних воздействий на работоспособность
конструкций из КМ. Таким образом, основной задачей в ближайшие годы будет
повышение эксплуатационной надежности и работоспособности КМ с полимерной
матрицей при комплексном воздействии эксплуатационных и климатических
факторов (температуры, влажности, атмосферного электричества, солнечной
радиации, топлива и других химических сред, эрозионных воздействий, горения
и т.п.). Серьезным тормозом в вопросе применения КМ в отраслях
промышленности с массовым производством является их высокая стоимость, в
связи, с чем основными областями применения КМ в ближайшие годы будут, по-
видимому, военная и гражданская авиация, отрасли военной промышленности.
Отражением главной тенденции развития KM - стремления к регулированию в
широких пределах их характеристик является создание полиармированных КМ, в
которых сочетаются различные армирующие компоненты. Создание и
многостороннее изучение полиармированных КМ существенно расширит область
применения КМ с полимерной матрицей. Для КМ с металлической матрицей идет
период разработки: некоторая близость к стадии опробования и внедрения
проявляется для углеалюминия. Комбинированное армирование с целью более
широкого регулирования характеристик материалов находит свое применение и
для КМ с металлической матрицей (боралюминий и углеалюминий с
дополнительным армированием титановой фольгой), однако в этом направлении
сделаны лишь первые шаги. В ближайшие годы следует, по-видимому, ожидать
интенсификации работ в области совершенствования жидкофазных способов
изготовления КМ с металлическими матрицами, в том числе непрерывного литья
армированных изделий. Эти методы в достаточной мере универсальны и
позволяют получить различные КМ: конструкционные (угле- и боралюминий),
антифрикционные ( Pb-Sn, Cu-Sn и др. с углеродным волокном) и т.п. Большой
интерес представляют получаемые литейными методами металлические КМ с
поликристаллическими волокнами из AIxOy. Общими для всех КМ вопросами,
возникающими в связи с их применением в различных конструкциях, являются:
. необходимость создания инженерных методов расчета деталей и узлов из
КМ;
. создание методов неразрушающего контроля;
. продолжение и расширение исследований работоспособности деталей и узлов из КМ при комплексном воздействии служебных и климатических факторов;
. стабилизация и усовершенствование технологии с целью уменьшения вариации свойств КМ и снижения трудоемкости изготовления деталей;
. удешевление армирующих волокон и самих КМ;
. дальнейшее повышение свойств КМ и их эксплуатационной надежности, в частности, за счет повышения прочности связи на границе раздела компонентов КМ[3].
Композиционный материал «биокерамика-никелид титана».
В настоящее время в медицине используется новый класс композиционных
материалов ”биокерамика-никелид титана”. В таких композитах одна
составляющая (например, никелид титана) обладает сверхэластичностью и
памятью формы, а другая — сохраняет свойства биокерамики.
Роль поверхности раздела в композиционных материалах.
Быстро растущий в последнее время интерес к поверхностям раздела
станет понятным, если проследить историю развития композитов с
металлической матрицей. Ранние работы по композитным материалам были
направлены на выявление принципов, определяющих их эксплутационные
характеристики. Для этой цели были удобны простые модельные системы. При
выборе модельных систем руководствовались в основном совместимостью
упрочнителя и матрицы. Модельные системы состояли из матриц (например,
серебра или меди), химически мало активных по отношению к упрочнителям
(например, вольфраму или окиси алюминия). Хотя в этих работах и
признавались, важная роль поверхностей раздела, модельные системы позволяли
сравнительно легко получать тип поверхности, обеспечивающий необходимую
передачу нагрузки от одного компонента композита к другому. В системах,
представляющих большой практический интерес, матрицами служат обычные
конструкционные материалы, такие, как алюминий, титан, железо, никель. Они
обладают большими реакционной способностью и прочностью, чем матрицы
модельных систем. Повышенная реакционная способность затрудняет управление
состоянием поверхности раздела (под поверхностью раздела понимаются зона
взаимодействия упрочнителя и матрицы, имеющая конечную толщину), а для
передачи больших нагрузок требуется более высокая прочность этой
поверхности. Таким образом, состояние поверхности раздела становилось все
более важным фактором по мере того, как интересы исследователей
перемещались от модельных систем к перспективным инженерным материалам.
Проблемы, связанные с состоянием поверхности раздела, свойственны не
только композитам с металлической матрицей. Для улучшения состояния
поверхности раздела в стеклопластиках стеклянные волокна подвергают
аппретированию. Известно, что оптимальное аппретирование является нелегким
компромиссом между рядом требований, таких, как защита отдельных нитей от
механических повреждений, хорошая связь стекла с полимером, сохранение этой
связи в условиях эксплуатации, особенно в присутствии влаги. Оптимизация
состояния поверхности раздела в композитных материалах с металлической
матрицей требует, по-видимому, аналогичных компромиссных решений.
Требования к поверхности раздела в металлических композитных материалах не
менее жестки, чем для стеклопластиков. Так, уже упоминалась химическая
несовместимость многих сочетаний матрица-волокно вследствие как
недостаточной, так и излишней реакционной способности (в первом случае
имеются в виду системы, где механическая связь компонентов не достигается
из-за отсутствия соответствующих физико-химических эффектов). Еще одно
важное требование - стабильность поверхности раздела, оно становится
решающим в условиях высокотемпературной эксплуатации, для которых,
собственно, и предназначены композиты с металлической матрицей. Кроме того,
металлические композитные материалы должны работать в разнообразных
условиях нагружения, чем неметаллические, поскольку в металле возможны
различные случаи внеосного нагружения, передаваемого матрицей в тех
направлениях, где упрочняющей фазы мало или вовсе нет.
Первоначально при выборе матрицы и волокна для всех систем
предполагали использовать те же основные принципы, что и для модельных
систем. Справедливость правила смеси для композитов, как с непрерывными,
так и с короткими волокнами была показана на системе медь-вольфрам. Медь и
вольфрам, по существу, взаимно не растворимы и не взаимодействуют
химически, соответственно они не образуют соединений. Таким же образом на
модельной системе серебро - усы сапфира был убедительно продемонстрирован
эффект упрочнения нитевидными кристаллами. Степень взаимодействия между
серебром и усами сапфира даже меньше, чем между медью и вольфрамом,
поскольку расплавленное серебро не смачивает сапфир. Для улучшения связи с
расплавленным серебром на поверхность сапфира напыляют никель. Однако связь
между никелем и сапфиром вероятно чисто механическая и на поверхности
раздела никель-сапфир твердый раствор не образуется. Для взаимной
смачиваемости матрицы и волокна необходимо, чтобы их взаимная растворимость
и реакционная способность были малы или вообще отсутствовали. Это условие,
как правило, реализуется для определенного типа композитных материалов, а
именно, ориентированных эвтектик. Во многих эвтектиках предел растворимости
несколько изменяется с температурой, что, вообще говоря, является причиной
нестабильности, хотя в известной степени и компенсируется особым
кристаллографическим соотношением фаз. В большинстве практически важных
случаев это условие не выполняется. После конференции 1964г. "Американского
общества металлов", посвященной волокнистым композитным материалам основные
успехи были достигнуты в области управления состоянием поверхности раздела
между упрочнителем и матрицей. Ни серебро, ни медь не являются
перспективными конструкционными материалами. Что же касается реакций между
практически важными матрицами и соответствующими упрчнителями, то они очень
сложны и могут приводить к самым разнообразным типам поверхностей раздела.
Одно из первых систематических исследований типов поверхностей раздела
было проведено Петрашенком и Уитоном. Они исследовали ряд систем медный
сплав - вольфрам, ими были выделены три типа поверхностей раздела между
легированной матрицей и упрочнителем. Они соответствуют: а) на периферии
проволоки наблюдается рекристаллизация; б) на поверхности раздела
образуется новая фаза; в) матрица и проволока взаимно растворяются.
Первые модели поверхности раздела были основаны на представлениях об
отсутствии растворимости или химического взаимодействия на поверхности
раздела. Согласно этим представлениям, поверхность раздела бесконечно
тонка, а свойства не связаны с собственного поверхностью. Например,
понятием "прочность поверхности раздела" часто характеризовали предельное
напряжение в слое матрицы, непосредственно примыкающем к волокну. Далее
было сделано предположение, что поверхность раздела прочнее матрицы и
поэтому передача нагрузки от волокна к волокну определяется пластическим
течением матрицы.
В системах Ni-C и Ti-B на границе волокно матрица появляется зона
конечной толщины, отличающаяся по свойствам, как от матрицы, так и от
волокна. Анализ системы Ni-C был начат Эбертом и др. Они использовали
дифференциальные методы для оценки влияния диффузии в зоне раздела на
механические свойства компонентов. Эта работа является одновременно и
первым анализом немодельных систем, хотя она и была ограничена лишь
системами с химическим континуумом, т.е. непрерывным изменением состава. В
системах Ti-B наличие продукта реакции приводит к химическому дисконтинууму
- прерывистому изменению состава, что усложняет задачу, поскольку следует
рассматривать еще две поверхности раздела.
В докладе на симпозиуме "Американского института горных и
металлургических инженеров", посвященном композитным материалам с
металлической матрицей, Бэрт и Линч назвали совместимость волокна и матрицы
проблемой, определяющей развитие технологии указанных композитов. Хотя
авторы рассматривали как физико-химические, так и механические аспекты
совместимости, отмечалось, что главные трудности связаны с разупрочнением
при химическом взаимодействии. В качестве возможных путей решения проблемы
были предложены следующие три направления работ:
1. Разработка новых упрчнителей, термодинамически стабильных по отношению к матрице.
2. Применение защитных покрытий для уменьшения взаимодействия между волокном и матрицей.
3. Применение легирования для уменьшения активности диффундирующих компонентов.
При изучение совместимости системы диборида титана с титаном
оказалось, что она существенно выше, чем в системе Ti-B, однако в
дальнейшем это направление не развивалось под действием ряда факторов.
Главный из них - низкая прочность и высокая плотность волокна диборида
титана. Поэтому основное внимание стали уделять второму и третьему из
перечисленных выше направлений[1].
Заключение.
Композиционные материалы постепенно занимает все большее место в
нашей жизни. Уже достаточно трудно представить современную стоматологию без
композитных материалов. Области применения композиционных материалов
многочисленны. Кроме авиационно-космической, ракетной и других специальных
отраслей техники, они могут быть успешно применены в энергетическом
турбостроении, в автомобильной и горнорудной, металлургической
промышленности, в строительстве и т.д. Диапазон применения этих материалов
увеличивается день ото дня и сулит еще много интересного. Можно с
уверенностью сказать, что это материалы будущего.
Список литературы.
1. Современные композиционные материалы, под ред. П.Крока и Л.Броумана, пер. с англ., М., 1978г.
2. Волокнистые композиционные материалы, пер. с англ., М., 1967г.
3. Итоги науки и техники «Композиционные материалы», под ред. Л.П.Кобец,
М.-1979г.
4. Большая советская энциклопедия, главн. Ред. А.М.Прохоров, М., 1973г., том 12.