Русский национализм и судьба российской государственности
Русский национализм и судьба российской
государственности
Чернавский М. Ю.
Национализм
понимается как естественный и необходимый фактор в развитии человеческого
общества, начавшийся с периода Нового времени, когда на смену средневековым
патриархально-религиозным социальным связям приходит иной принцип мобилизации
населения на основе национальной самоидентификации. Прародительницей
национализма явилась Великая французская революция, которая уничтожила
традиционные патриархально-сословные связи французского общества и
провозгласила иной принцип взаимосвязи на основе принадлежности всех членов
общества (а не только высших слоев) к одному гражданству, к одному государству,
к одной нации. Национализм есть форма коллективного самопознания, что
выражается в требовании для определенной национальной общности государственного
суверенитета, а также экономической, социальной и культурной автономии. Процесс
национальной самоидентификации, национального самопознания указывает на
естественное стремление нации выявить отличия себя от других народов, иных
религий и культур.
При
этом необходимо различать два принципиально различных видов национализма.
Этнический национализм, ставит целью политически объединить людей одной
национальности в рамках единого государства. Данный тип национализма
естественен для моноэтнических государств и является для них благом. Однако в
многонациональных государствах этнический национализм приходит в столкновение с
принципом наднациональной государственности. В этом случае этнический
национализм противоречит государственническим установкам и столкновение этих
двух сил может привести к уничтожению многонационального государства.
Антитезой
деструктивным началам этнического национализма выступает государственнический
национализм, который стремится к объединению членов одной нации, включающей в
себя разные национальные группы. Он постулирует чувство общности не внутри
каждой национальной группы, но между членами одной нации как объединения людей,
связанных не общностью крови, религии и культуры, но единым пространством,
единой историей, государственным языком, единым гражданством и едиными
экономическими связями. Таким образом, государственнический национализм скрепляет
людей на наднационально-групповом, то есть на государственном уровне. В этом
национализме антигосударственнические настроения национальных групп подчинены
этатистским принципам.
Государственнический
национализм, носителем которого в России является русская нация, справедливым
образом должен восприниматься как единственно возможная форма национализма в
России. Данный подход в духе русификации, то есть признания русского народа
единственным носителем государственности и подчинения остальных народов русскому
государственническо-национальному принципу, вплоть до распространения
самоназвания "русские" на все народы Российской империи, имел
наибольшее распространение в России вплоть до начала ХХ века. Затем началось
снижение государственнического статуса русских в России, что было усилено в
Советском Союзе и чему явно способствовала идеология коммунистического
интернационализма. Выражением стремления минимизировать национальные различия
народов внутри СССР стала (не получившая общественного одобрения) идея о создании
единой национальной общности – советского народа.
Подобная
попытка предпринимается и в сегодняшней России, где, с целью нивелирования
прежде всего русского национального самосознания, все граждане страны
называются россиянами. При этом сознательно смешивается государственническая
самоидентификация и идентификация национальная (на таком же основании вполне
можно было бы называть всех граждан России землянами ввиду их принадлежности к
планете Земля). Самое печальное, что навязываемая вторичная национальная
идентификация усваивается в основном именно русскими, которые перестают ощущать
себя русскими, а становятся в своих собственных глазах национально
обезличенными "россиянами". Кроме того, применительно к русским
навязывается уничижительное клише "русскоязычные", которое
подчеркивает, что у русских, кроме общего языка, якобы, не осталось иных
элементов национального единства. В сегодняшней России применительно к русской,
государственнообразующей нации, всячески порицаются как экстремистские и неполиткорректные
проявления русского самосознания и стремление русских отстоять свою
национальную самобытность. Наряду с этим права национальных меньшинств,
проживающих на территории России, активно реализуются в ущерб интересам
русских, что способствует уничтожению единого российского государства.
В
частности, трактовка лозунга "Россия для русских" сознательно
искажается с целью его дискредитации в глазах общественного мнения. Лозунгу
"Россия для русских" необходимо вернуть его первоначальный смысл,
сформулированный еще в эпоху царствования российского императора Александра III
– он означает не Россия только для русских, но Россия с опорой на русских. Тем
не менее, даже при такой дискредитационной пропагандистской интерпретации,
лозунг "Россия для русских", согласно опросу ВЦИОМа, поддерживают 55
% граждан страны, а отвергают лишь 26 %. Более того, 17 % от общего числа
опрошенных заявили, что эту идею давно пора претворить в жизнь, а 38 %
респондентов высказались, что сделать Россию страной для русских было бы неплохо,
если осуществлять план "в разумных пределах". При этом наблюдается,
что националистические идеи становятся все более популярными именно в последние
годы, несмотря на искусственно раздуваемую в СМИ угрозу экстремизма и
мифического "русского фашизма". Больше всего граждане России не любят
выходцев с юга – 59 % опрошенных приветствовали бы запрет на въезд на
территорию России жителей Кавказа, а 62 % респондентов объясняют преобладание
южан на рынках тем, что они выжили оттуда русских торговцев "силой и подкупом
местных властей".
На
этом фоне крайне антироссийскими выглядят сентенции Е.Т. Гайдара о том, что
Россия как государство русских не имеет будущего. Россия останется Россией до
тех пор, пока она имеет свой становой хребет – русскую нацию, она является
государством не только русских, но прежде всего русских. В этом плане интересно
и крайне показательно сравнение, изложенное в одном из русских эмигрантских
журналов правого толка – Россия уподобляется солнечной системе, в которой
солнцем выступает русская нация, а все остальные народы, для которых Россия
также является родиной, сравниваются с планетами, вращающимися вокруг этой
системообразующей нации-звезды. Не приходится сомневаться в том, что
катастрофичная судьба ожидает планеты в том случае, если солнце погаснет.
Наметившаяся
тенденция утраты русскими своего доминирующего значения в государстве привела к
тому, что современная Российская Федерация переживает самый катастрофичный этап
своего государственного существования. Вслед за складывающейся веками общности
народов в рамках Российской империи, затем СССР, в последние полтора
десятилетия обвальными темпами развиваются центробежно-сепаратистские
тенденции, грозящие распадом остатку государственности, называемой Российской
Федерацией. В этом процессе ведущую скрипку играют русофобские настроения,
распространенные с разной степнью проявленности в автономных национальных
республиках, входящих в состав РФ, которые неизбежным образом усиливаются ввиду
крайне низкого уровня жизни, выливаясь в радикальные формы этнического
национализма. Все разновидности этнического национализма в РФ объективно
являются смертельными для судьбы РФ как единого государственного образования.
При
этом нельзя забывать о том, что в современном мире все рельефнее обозначаются религиозно-экономические
противоречия между блоками и союзами государств. Разные регионы планеты все
глубже втягиваются в сферу интересов основных субъектов международной политики
(США, Европа, исламские государства, Китай и Индия). В России ни одна национальная
группа будет не способна к достойному, самостоятельно-независимому
существованию. Любое государство, которое в будущем может образоваться на
территории РФ (Татарстан, Башкортостан, Чувашия, Чечня, Ингушетия и пр.) будет
неизбежно встроено в систему иных государственных и надгосударственных
образований. На смену традиционной, привычной государственной организации всех
народов в составе Российской Федерации, вновь созданные
национально-государственные образования неизбежно подпадут под экономическое принуждение
со стороны более сильных государств (в лице США и Европы), либо они станут
жертвами религиозной или демографической экспансии (со стороны исламских стран
и Китая).
Для
современной Российской Федерации спасительным является государственнический национализм,
носителем которого, в силу демографической и историко-ментальной
закономерности, могут быть только русские. Если задуматься над вопросом о том,
что связывает граждан России, проживающих в Калининграде и во Владивостоке, то
мы придем к настораживающе-печальным выводам. Экономическое единство полностью
потеряно – одни стоят на пороге вступления в Евросоюз под эгидой
"заботливой" немецкой руки (Калининград), другие все более
поглощаются динамично развивающейся китайской экономикой (Владивосток). Об интегрирующей
роли православной религии, к сожалению, все более приходится говорить в
гипотетическом ключе – православие продолжает утрачивать роль
государственнообразующей религии, особенно на фоне роста влияния ислама в
современной России. По данным социологических опросов лишь 8 % населения могут
назвать себя последовательно православными людьми. Ощущение общности
исторической судьбы целенаправленно вымывается из сознания русских, великая
история страны сознательно дискредитируется, а граждане все более перестают
идентифицировать себя с единым государством, забывая о том, что их скрепляет
общая история и совместное будущее. Языковой фактор в отрыве от других
государственно-интегрирующих составляющих никогда не становился ведущим
стимулом к государственному единству. Таким образом, у России остается
последний государственнический ресурс – чувство национальной общности русских
людей. Русские должны вновь вспомнить о том, что они русские – создатели
великой империи, которым Богом, историей и предками поручено сохранить для
потомков единое российской государство. В пользу этого довода свидетельствует
ряд факторов, которые подкрепляются обнадеживающими данными социологических
опросов, демонстрирующих все большее осознание русскими своей
государственнической миссии.
Во-первых,
только русские, будучи единственной нацией (а не национальной группой) на
территории РФ, не только заинтересованы в единстве страны, но и способны
сохранить государственную целостность РФ. Русские количественно доминируют над
представителями иных народов – по данным последней переписи населения 2002
года, численность русских составляет 115 миллионов человек, что соответствует
80 % от общего числа населения. В этой связи есть смысл поставить под сомнение
навязываемый русским тезис о России как многонациональном государстве, а при
создании соответствующих благоприятных условий для возвращения в Российскую
Федерацию из "ближнего зарубежья" именно русских (а не представителей
иных, прежде всего закавказских и среднеазиатских, народов бывшего Советского
Союза), будут сверхвесомые основания рассматривать РФ как моноэтническое
государство с доминирующим влиянием русской нации.
Во-вторых,
русский национализм принципиально не может быть этническим – русские не
стремятся и никогда не стремились к созданию собственного этнического
государства. Русские как титульная, государственнообразующая нация имеют
традиции имперского строительства, именно русские явились главными творцами и
созидателями как Российской империи, так и Советского Союза. Характерным является
то, что русские возвращаются к идее о необходимости восстановления великого
государства – на сегодня в этом уверены 67 % граждан России, лишь 29 % считают,
что распад СССР был неизбежен и только 25 % опрошенных не испытывают по СССР
ностальгии.
Таким
образом, единственным путем к сохранению Российской Федерации как
самостоятельного государственного образования является опора на русскую нацию,
а не на русофобски-деструктивный, антироссийский национализм национальных
групп, проживающих в РФ. Численность, имперская устремленность и
государственнический инстинкт русской нации являются в сегодняшних условиях
последним ресурсом, использование которого способно сохранить единство страны.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/