Цели обращения исследователя к методу анализа содержания
Цели обращения исследователя к методу анализа
содержания
Федотова Л.Н.
При
исследовании содержания с точки зрения всего коммуникативного процесса оно
может поведать нам о многом: что в реальной действительности выбирает для своих
сообщений источник информации, какой отпечаток наложила на это содержание
политическая ситуация в обществе; какие намерения заставляют коммуникатора
сообщать нам именно об этих сторонах жизни и умалчивать о других; к каким нашим
идеалам обращается печать, радио и телевидение в своей повседневной
деятельности; что именно и в какой мере это содержание удовлетворяет в интересе
аудитории к средствам массовой информации, раз она обращается к ним.
Известно,
что СМК несут аудитории информацию, рассчитанную на формирование определенных
мировоззренческих установок, выработку определенной картины мира, определенных
норм, ценностей, моделей поведения, идей, убеждений, стремлений и т.п. Какую
картину мира моделирует один телеканал в отличие от другого?
Это
перечисление выполняет лишь роль иллюстрации, не претендуя на исчерпывающий
анализ всех возможностей, которые открываются перед исследователем материалов,
проходящих по каналам СМК. В этом перечислении сделан акцент на возможности
контент-анализа изучать разных участников коммуникативного процесса с помощью
анализа текста того общения, которое происходит между ними. Текст при этом
рассматривается в качестве объективированного (но опосредованного) отражения
интересов, намерений, запросов сторон, участвующих в обмене информацией друг с
другом. Соответственно, анализ текста позволяет исследователю с той или иной
долей уверенности судить о поведении, политике и т.д. участников общения, так
как содержание общения представляет результат действия всего этого процесса
коммуникации.
Заметим
сразу, что содержание СМК с различной степенью определенности говорит нам о
разных участниках этой передачи информации. Действительно, социологи,
занимающиеся изучением системы марсовой информации в обществе, давно пришли к
заключению, что содержание по-разному зависит от характеристик коммуникативной
ситуации, характеристик самого коммуникатора, характеристик средств и каналов,
по которым передается информация, характеристик аудитории. Этой различной
зависимости есть следующее объяснение.
Легко
заметить, что часть этих характеристик относится к сфере производства текстов.
Это характеристики коммуникатора, коммуникативной ситуации, средств и каналов
передачи информации. И достаточно очевидно, что содержание информации в большей
степени зависит от этих характеристик, чем от характеристик аудитории.
Соответственно, по самому тексту мы с большей долей уверенности можем судить о
его производителе, чем о его потребителе, потому что вероятность появления в
тексте характеристик автора гораздо больше. Кроме того, в каждый данный
исторический период группы характеристик, связанных с коммуникативной
ситуацией, коммуникатором и каналом, более подвижны, а характеристики аудитории
более стабильны - хотя именно это обстоятельство делает их в принципе
воспроизводимыми в ходе специального анализа текстов СМК.
Одно
из самых показательных исследований коммуникатора, имевшее практическое
значение - исследование Г. Лассвелла и Н. Лейтеса содержания газеты «Истинный
американец» во время второй мировой войны. Задача стояла как никогда остро -
исследовать намерения редакции. Исследование послужило главным аргументом
обвинения этой газеты в профашистской ориентации и способствовало запрещению
этой газеты. В качестве единиц анализа были взяты утверждения (суждения)
гитлеровской пропаганды (предварительно был проведен контент-анализ
союзнической -Германии и Японии - пропаганды, чтобы выйти на ее главные тезисы
в отношении США и их союзников), и по страницам газеты за определенный период
подсчитывалось, утверждала или опровергала эти заявления подсудимая газета
(табл. 2.1).
Таблица
2.1.
Количество
суждений в анализируемой газете (число случаев)
Суждения
Похожие работы на - Цели обращения исследователя к методу анализа содержания
|