Двоеверие в этнокультурной традиции Кавказа
Двоеверие в этнокультурной традиции Кавказа
Р.М. Абакарова
Кавказ
отличается особой сложностью этноконфессиональной структуры населения. Широкое
распространение на Кавказе имеют мировые религии — ислам и христианство, однако
в жизни кавказских народов продолжает сохранять сильное влияние традиционный
институт «адат» как нравственный регулятор отношений как между субъектами
внутри этноса, так и между представителями различных этносистем.
После
распада СССР на Кавказе религия активно выступает важным, иногда определяющим
фактором формирования общественного сознания и поведенческих стереотипов.
Конфликтность и нестабильность региона во — многом связана с существенной
спекуляцией религиозными мотивами в политических событиях. Длительное
господство атеизма препятствовало объективному освящению этноконфессиональной
ситуации, роли традиционных институтов в формировании этнокультурного
менталитета. Без понимания роли религии и традиций в жизни народов Кавказа
невозможно адекватно осмыслить происходящие там процессы. Исследование религии
и традиций кавказских народов позволяет глубже вникнуть в духовный мир народа,
показать особенности его этнопсихологии, под влиянием которых формируются
внутри этнические и межэтнические отношения.
В
общественном сознании у большинства народов Кавказа наблюдается неразрывное
единство религии и традиций, то есть такой феномен как «двоеверие» (Двоеверие
обосновано двумя причинами: во-первых: каноны ислама изложены на арабском
языке, знание которого владеет абсолютное меньшинство, большинство же населения
обращается к Аллаху на своём, большей частью фольклорном, языке; во-вторых:
интерпретаторы религиозных принципов, рассказывают их с субъективной точки
зрения, что обуславливает соответствующее восприятие и исполнение их), который
характерен и для других этнокультур. В силу географических и исторических
особенностей, канонические (истинные) ценности ислама и христианства
распространялись только среди тех, кто мог читать и понимать смысл священных
книг. Те же, кто знакомились с канонами религий опосредованно через
священнослужителей, воспринимали и исполняли языческие ритуалы как часть
религиозных канонов, что и есть, по сути, двоеверие. В домонотеистичесий период
среди Кавказских народов отношения субъектов внутри этноса и между субъектами
различных этносов регулировались нравственно-регулятивным институтом «Адат».
Адат — это существующий на Кавказе естественно выработанный закон, регулирующий
поведение по принципу «так всегда было» и поддерживаемый и контролируемый
общественным мнением. Адат может быть представлен как институт обычного права.
Адат рассматривается как область должного, реализующий себя в сущем как
нравственный регулятор поведения субъектов этноса.
Адат
трансформируется в шариат именно как нравственный регулятор взаимоотношений.
Тем более что люди привыкшие веками жить по законам адата, не способны
реализовать в привычной жизни абстрактные нормы религиозной морали. Насаждаемая
из вне мусульманская мораль, не успев утвердиться, из-за короткого
исторического времени, с завоеванием Россией Кавказа, потеряла свою
жизнеспособность. Существует множество исторических примеров, когда, после
пленения Шамиля, совет старейшин восстанавливал свои функции по рассмотрению дел
по адату; в силу много вековой привычки.
Шариат
как моральный, религиозный институт, перенял многие нравственные принципы из
норм адата, но не включил их в область долженствования, то есть в заповеди.
Моральные заповеди ислама, сформировавшиеся в определённом географическом и
историческом пространстве, не достаточно функциональны в ином
пространственно-временном пространстве. Так неодинаковы условия для исполнения,
например хаджа — одного из пяти обязательных столпов, для мусульман Саудовской
Аравии и мусульман Кавказа, что способствует возникновению «святых мест», где
покоятся святые люди, что граничит с языческим обрядом идолопоклонства, при
том, что в исламе, как и в христианстве, Бог един. Таким образом: моральные
ценности ислама или христианства проходя путь от повествования до восприятия и
исполнения большинством видоизменяются до состояния двоеверия.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://anthropology.ru