Праздник Сретения Господня в литургическом освещении
Праздник Сретения Господня в литургическом освещении
еп. Вениамин (Милов)
Церковно-богослужебное
воспоминание Сретения Господня основывается на известном из Евангелия
историческом событии.
Церковь
в этот праздник хвалебно прославляет Богомладенца Иисуса и Его пречистую
Матерь-Деву, принесшую в храм сорокадневного Первенца — Сына для представления
Богу Отцу.
Песнопения
в день Сретения составлены святыми Константинопольскими Патриархами Германом и
Анатолием, святым Андреем, Архиеп. Критским, св.Косьмою, Еп. Маиумским, преп.
Иоанном Дамаскиным и Андреем Пирром.
Поименованные
авторы, на основе истории Сретения Господня, раскрывают догматическое учение о
Божественной высоте Богомладенца Христа и величии Богоматери. Составленные ими
стихиры объясняют причины очищения Пречистой Девы-Матери по законному обычаю и,
сравнительно с Евангелием, пространнее излагают пророческие слова Симеона
Богоприимца о кресте Христовом.
Для
связи речи песнопевцы влагают в уста Пресвятой Богородицы обращение к
праведному Симеону, неизвестное из Евангелия, но весьма возможное и уместное
пред заключением в объятия Богомладенца Симеоном. Стихиры на сретение также
изображают изумление бесплотных Ангелов при созерцании Богомладенца на руках
Богоматери и старца Симеона.
Применительно
к отмеченным нами историческим деталям в литургическом описании праздника
Сретения Господня воссоздадим целостную картину этого события.
Наступил
40-й день по Рождестве Христовом. Пресвятая Богородица Мария, исполняя
предписание Моисеева Закона, в этот день принесла Богомладенца Иисуса в
Иерусалимский храм.
По
законному требованию все еврейские дети-первенцы мужеского пола, в сороковой
день после рождения, представлялись в храме Лицу Божию и посвящались на
служение Богу. При этом родители приносили за первенцев узаконенную пророком
Моисеем жертву очищения и уплачивали небольшой денежный взнос, освобождающий
новорожденных от постоянного пребывания на службе при храме [1]. Сопровождавший
Богоматерь Иосиф Обручник — Опекун Богомладенца, — так же, как и обычные
родители, принес за Него в храм установленную денежную плату и в жертву
очищения Богоматери — двух голубиных птенцов.
По
словам св. Андрея, Архиеп. Критского, два голубиных птенца в настоящем случае
символизировали будущее возглавление Спасителем новозаветной Церкви из Иудеев и
язычников [2].
Христос
родился от Девы Марии богомужно, без скверны, и Пречистая не нуждалась в очищении.
Она была — чистой Голубицей и нескверной Агницей. Но как смиреннейшая Раба
Господня, принесшая Лицу Божию Своего Богомладенца — Агнца и Пастыря, Она Сама
благоволила стать внутри церкви вместе с обычными женами [3].
В
связи с этим, воздавая должную честь Богоматери, св. Косьма Маиумский
вдохновенно замечает:
"Притечем
к Богородице и воззрим на держимого Его Сына Божия. При созерцании Его и
бесплотные духи удивленно говорили друг другу: "Ныне мы видим чудное.
Создавший Адама, носится как Младенец; Невместимый вмещается на руках; Сущий в
неописанных Отчиих недрах описуется плотью" [4].
Священная
и неискусобрачная Дева Мария, держа девственными руками Богомладенца —
Создателя всех младенцев, — показала подзаконной Церкви — Законодавца,
предобручавшего Себя новозаветной Церкви. Высшая святилища храма. Сама освятила
Своим вхождением церковные чертоги [5].
Ветхозаветный
храм отверз пред Нею и Богомладенцем свои светлые входы и приготовил Им дары
боголепной хвалы [6].
Конечно,
без озарения Св. Духом, никто из евреев не мог в это время естественно
провидеть в Назаретской Деве — Богоматерь и в Младенце Иисусе — Сына Божия,
давшего Моисею Закон на Синае [7].
Но
эта страшная действительность была свыше открыта двум Иерусалимским
праведникам-духоносцам: Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице. Они проразумели,
по внушению Св. Духа, в Богомладенце — Небесного Человека и Бога Слова во
плоти, пришедшего спасти младенца умом — падшего Адама [8].
В
лице Девы Марии их богоозаренным духовным очам предстала Владычица Богородица,
чистое жилище Богу, небесная Дверь, херувимский престол, живая скиния Господа,
Его многосветлый Чертог [9]. Принесение Богомладенца Иисуса в храм Пречистой
Девой эти праведники поняли не как исполнение долга очищения, но как способ
уверения людей в истинном приятии Спасителем плоти от Девы [10]. Христос, как
Господь, очищающий всех людей от грехов и сохранивший Пречистою Свою Матерь —
Деву, не нуждался в жертве очищения [11].
Симеон
Богоприимец и Анна Пророчица, движимые Св. Духом, встретили Св. Семейство во
внутреннем дворе Иерусалимского храма.
Из
церковных песнопений видно, что праведный Симеон был маститый старец,
предочистивший душу святой жизнью и делами благочестия. Он происходил из
священнического рода и, вероятно, за обилие благодатных дарований назван в
одной Сретенской стихире "Святителем" [12].
Анна
Пророчица, дочь некоего Фануила из колена Асирова, подобно прав. Симеону, была
преподобная и целомудренная подвижница, угождавшая Богу постом и молитвою день
и ночь. Ей тогда было от роду 84 года [13].
Когда
праведный Симеон подошел во храме к Пречистой Деве и с величайшим благоговением
смотрел на Нее и на Богомладенца, Она сказала ему: "Симеон, носитель
несказанных тайн! Прими на руки, как Младенца, Господа славы и спасение мира...
на Которого ты надеялся. Он — Божественное утешение Израиля, Владыка закона и
Исполнитель законного порядка" [14].
Старец
поклонился до земли Богоматери и сказал:
"Радуйся,
Чистая! Ты, как престол, держишь Бога и носишь Огнь ... Боюсь объять Бога —
Младенца ... Правда, Исаия некогда очистился принятым от Серафима углем. Ты же
подаешь мне носимого Тобою Невечернего Света... Страшусь обнять моими руками
Превечное Слово, рожденное от Отца" [15].
С
этими словами Симеон, трепеща, простер престарелые руки, взял в объятия первовечное
воплощенное Отчее Слово и облобызал Его. Он обнимал и лобызал Того,
"Которого трепещут небесные силы" [16].
Затем
старец в последующих словах своих исповедал Богомладенца Владыкой жизни и
смерти и пророчески возвестил о грядущем страдании Его на кресте, смерти,
воскресении и просвещении Им спасаемых народов [17].
Св.
Патриарх Гермоген, представляя Симеона Богоприимца носящим Господа Иисуса, не
может удержаться от восклицания, и говорит в одной стихире: "Симеон! скажи
Кого ты в церкви носишь на руках? К Кому простираешь обращение? Это — Бог
Слово, воплотившийся ради нас" [18].
И
как было не изумляться Патриарху песнопевцу, когда ужасались этого зрелища сами
Ангелы, видя Бога Слова во плоти сидящим и восклоняющимся на старческих руках,
как на престоле, и херувимской колеснице [19].
Между
тем, прав. Симеон, держа Господа в объятиях, вдохновенно произнес следующие
бессмертные слова: "Владыка! Ныне Ты с миром отпускаешь меня к тому
блаженству (за гробом). Мои глаза увидели Тайну, сокрытую от веков, и явившуюся
в конце дней. Я увидел в Тебе Свет, рассеивающий омрачение неверующих народов и
дающий славу новоизбранному Израилю. Узрев моего Спасителя, я ныне освобождаюсь
от уз земной жизни" [20]. "Теперь, Господи, отпусти Твоего раба от
союза с этой плотью к бесконечной, нестареющей жизни, ибо я видел Тебя,— Жизнь
всех" [21]. "Отпусти меня возвестить Адаму, что я в образе Младенца
видел Тебя, непременного, превечного Бога и Спасителя... Я пойду принести
благую весть находящимся во аде Адаму и Еве о том, что Бог, Избавитель земного
рода, придет до ада. Он подаст прощение всем пленным и прозрение слепым"
[22]. "Христе! Ты даровал мне радость Твоего спасения. Прими Твоего
служителя, утружденного старостью" [23].
Безмолвно
выслушивалась всеми в храме приведенная речь старца-праведника. Никто не
находил слов к тому, чтобы прервать поток мыслей этого святого, прощающегося с
земной жизнью. Только Богомладенец как бы вещал всем при общем молчании:
"Старец не Меня держит, но Я держу его (в жизни на земле), так как он у
Меня просит отпуска из нее" [24].
Обращаясь
к Пресвятой Деве, праведный Симеон предсказал Ей будущее о Богомладенце и об Ее
страданиях у креста Христова:
"Этот
Отрок, — говорил старец Богородице, — будет знамением спора людей. Он лежит на
падение и на восстание многих в Израиле: непокорным будет падением, верующим —
восстанием" [25]. "Он положил Себя Камнем преткновения и соблазна
непокорным и неверующим спасением верным" [26]. "И Твое сердце,
Нетленная, пройдет оружие при виде Сына Твоего на кресте" [27].
Такова
речь Симеона Богоприимца в литургической передаче. Здесь не трудно различать
вплетения в собственные Евангельские слова их искусного богословского
толкования.
Что
касается пророчества о Христе Спасителе прав. Анны Пророчицы, то оно в канонах
и стихирах на "Сретение" передается в общих фразах. Святая Старица,
по словам песнопевцев, проповедовала в храме о Богородице и Богомладенце,
называя Его Спасителем, Избавителем Израиля, Христом и Творцом неба и
земли" [28].
Изложенное
выше содержание всенощного богослужения на праздник Сретения Господня
сосредоточивает внимание верующих на созерцании ярких божественных образов
Христа-Богомладенца и Его Пречистой Матери. Оно учит благодарно славить
Спасителя и молитвенно призывать на помощь в спасении Богоматерь словами:
"Богородице
Дева, упование и благая Помощница христиан! Покрой, соблюди и спаси уповающих
на Тебя от всякой нужды и печали" [29]. "О, Дева Мария! Просвети мою
душу, крайне омраченную житейскими усладами" [30].
В
истории "Сретения Господня" образ Богоматери выступает в сиянии
небесной чистоты, благодатного смирения и божественного величия.
Список литературы
[1]
Предпр. Сретен. Госп. утра. Канон Богород., Светилен по 9 п.
[2]
Сретен. Вел. вечерня, 4 стиховная стихира на "и ныне".
[3]
Предпр. Сретен. утра, 1 стиховная стихира; Праздн. Сретен. утра. Канон 10-й
припев на 9 песни.
[4]
Сретен. утра, Канон, Икос по 6 песни Канона.
[5]
Предпр. Сретен. вечера, 3 стихира на Господи воззвах; 2 и 3 стиховные стихиры;
Сретение, Мал. вечерня, 4 стихира на Господи воззвах; утра. Канон, 1 и 3 тр. 1
п.
[6]
Предпр. Сретен. вечера, 1 и 2 стихиры на Господи воззвах.
[7]
Сретение, Вел. вечерня, 4 стихира на Господи воззвах; 1 стихира на Литии.
[8]
Сретение, Канон, 2 тр. 3 п.; Предпр. Сретен. утра. Канон, Богородич. 1 песни, 3
тр. 6 п.; Сретен. Вел. вечерня, 4 стихира на Господи воззвах.
[9]
Предпр. Сретен. утра, Канон, Богородич. 1 и 4 пп.; Сретен. Вел. вечерня, 1
стиховная стихира.
[10]
Сретение утра, Седален по Полиелее.
[11]
Предпр. Сретен. утра, Кан., Богород. 8 и 9 пп.
[12]
Сретен. Вел. вечерня, 2 стиховная стихира.
[13]
Сретен. утра. Канон, 1 тр. 9 п.
[14]
Сретен. Вел. вечерня, 4 стиховная стихира; утра, Канон, 1 и 2 тр. 4 п.
[15]
Сретен. утра, Канон, 1 и 3 тр. 5 п.; Сретен. Мал. вечерня, 2 стихира на Господи
воззвах.
[16]
Сретен. Мал. вечер., 1 и 3 стихиры на Господи воззвах; 3 стиховная стихира;
Велик, вечерня, 7 стихира на Литии; утра, Седален по 1 стихословии; Предпр.
Сретения вечер., 4 стиховная стихира.
[17]
Сретен. Вел. вечер., 7 стихира на Литии, 1 стиховная стихира.
[18]
Сретен. Вел. вечер., 1 стихира на Господи воззвах.
[19]
Предпр. Сретен. утра. Канон, 3 тр. 7 п.; Сретен. утра. Канон, 2 тр. 4 п., 4
хвалитная стихира.
[20]
Предпр. Сретен. утра, 4 стиховная стихира; Сретен. утра, 1 хвалитная стихира.
[21]
Сретен. Вел. вечер., 1 стихира на Литии; утра, Седален по Полиелее.
[22]
Сретен. Велик, вечерня, 3 стиховная стихира; утра, Канон, 1 и 2 тр. 7 п.
[23]
Сретен. утра, Канон, 2 тр. 9 п.
[24]
Сретен. утра, Канон, 5 припев на 9 песни.
[25]
Предпразд. Сретен. утра, Канон, Богородич. Светильна по 9 п. Канона; Сретен.
утра. Канон, 2 и 3 тр. 8.п.
[26]
Сретен. утра, Канон, 1 тр. 6 п.
[27]
Сретен. вечера, 4 стиховная стихира; утра, Канон, 3 тр. 7 п.
[28]
Предпразд. Сретен. утра, Седален по 1 стихословии; Сретен., Велик, вечерня, 7
стихира на Литии; утра. Канон, 8 припев на 9 п. Канона, 3 тр. 9 п.
[29]
Сретен. утра. Канон, 1 и 2 припевы на 9 песни; Предпразд. Сретен. утра, Канон,
1 и 2 тр. 9 п.
[30]
Сретен. утра. Канон, 14 припев на 9 песни.
ПРИНЯТЫЕ
СОКРАЩЕНИЯ:
АНТ.
- АНТИФОН
ГЛ.
- ГЛАС
О.
- ОКТОИХ
П.
- ПЕСНЬ
ПОЛУН.
- ПОЛУНОЩНИЦА
СТИХ.
- СТИХИРА
ТР.
- ТРОПАРЬ
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/