Догматика ислама
Догматика ислама
Медников А.С.
Догматика
ислама очень проста. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один бог
– Аллах; что Мухаммед был его посланником-пророком; что до него бог посылал
людям и других пророков – это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей,
христианский Иисус, но Мухаммед выше их; что существуют ангелы и злые духи
(джинны), впрочем, эти последние, перешедшие в ислам из древнеарабских
верований, не всегда злы, они тоже находятся во власти бога и исполняют его
волю; что в последний день мира мертвые воскреснут и все получат воздаяния за
свои дела: праведные, чтящие бога, будут наслаждаться в раю, грешные и неверные
гореть в геенне; наконец, что существует божественное предопределение, ибо
Аллах каждому человеку заранее назначил его судьбу.
Аллах
изображается в Коране как существо с чисто человеческими моральными качествами,
но в превосходной степени. Он то гневается на людей, то прощает их; одних
любит, других ненавидит. Как и иудейский и христианский боги, Аллах заранее
предназначил одних людей к праведной жизни и будущему блаженству, других – к
беззакониям и загробным мучениям. Тем не менее в Коране, как и в Евангелии, бог
многократно именуется милостивым, прощающим и пр. Важнейшее качество Аллаха –
это его могущество и величие. Поэтому наиважнейшее догматическое и моральное
предписание в Коране – это требование полной, безоговорочной покорности
человека воле Аллаха.
Как
проста догматика ислама, так же просты и его практические и обрядовые заповеди.
Они сводятся к следующему: обязательная пятикратная молитва каждый день в
установленные часы; обязательное омовение перед молитвой и в других случаях;
налог (закят) в пользу бедных; ежегодный пост (ураза, в десятом месяце –
рамазане) в течение всего месяца; паломничество (хаджж) в священный город
Мекку, которое правоверный мусульманин должен по возможности совершить хотя бы
раз в жизни.
Каждое
из этих предписаний, несмотря на то что они сами по себе не так уж тяжки и
невыполнимы, допускает изъятия и смягчения в затруднительных случаях. Вода для
омовения в случае ее отсутствия может быть заменена песком, пылью; [c.183]
соблюдение поста необязательно для больных, для путешественников, они могут и
должны отпоститься позже соответствующее число дней; кстати, мусульманский
пост, в отличие от христианского, состоит в полном воздержании от всякой пищи и
питья от восхода до захода солнца, но зато в остальное время суток можно есть и
пить что угодно и предаваться любым удовольствиям.
Одно
из предписаний мусульманской религии состоит в священной войне за веру
(джихад). Это вполне понятно, если вспомнить, что само мусульманское движение
возникло из потребности арабов в объединении и в добывании новой земли. В
Коране это предписание изложено ясно: в течение восьми месяцев в году (ибо
четыре месяца считаются “запретными”) надлежит воевать с многобожниками, с
неверными, истреблять их, захватывать их имущество. В этом ярко проявились
фанатизм и нетерпимость к иноверцам, свойственные исламу даже в большей
степени, чем другим мировым религиям. Однако впоследствии и мусульманские
богословы, и светские ученые по-разному толковали заповедь джихада.
Действительно, в Коране проводится некоторое различие между приверженцами
разных немусульманских религий. К многобожникам, то есть последователям
племенных и политеистических культов, отношение резко враждебное: “О вы,
которые уверовали! Сражайтесь с теми из неверных, которые близки к вам. И пусть
они найдут в вас суровость. И знайте, что Аллах – с богобоязненными!”. К
“имеющим писание”, то есть иудеям и христианам, составители Корана высказывают
уважение: это и понятно, ведь на идейной почве именно этих религий, на путях их
упрощения выросла идеология ислама. Однако в Коране есть предписание воевать с
теми, “которым ниспослано писание”, – с иудеями и христианами, – если они не
веруют в Аллаха и не подчиняются религии истины”. На практике в исламе всякое
разделение между сторонниками иных религий стерлось: все они рассматривались
как неверные (джяур), подлежащие или истреблению, или покорению. Под знаменем
джихада (газавата) мусульманские лидеры не раз, вплоть до наших дней, побуждали
верующих к истребительной войне против всех иноверцев.
Этика
ислама довольно элементарна. Предписывается быть справедливым, воздавать за
добро добром, за зло злом, быть щедрым, помогать бедным и т. п. Невыполнимых
моральных предписаний в исламе, в отличие от христианства, нет.
В
семейной морали и во взгляде ислама на взаимоотношения полов отразились понятия
патриархально-родового уклада. Женщина – подчиненное существо, созданное
Аллахом для услаждения мужчины. Вместе с тем в Коране признаются человеческие и
гражданские права женщины: осуждается излишняя жестокость мужа в отношении к
жене, оговариваются имущественные права женщины – право на приданое, на
наследство. Коран несколько облегчил положение женщины по сравнению с
патриархальным обычным правом арабов.
В
социальных принципах раннего ислама нашел отражение тот же
патриархально-родовой уклад. Все мусульмане равны перед богом, но имущественные
различия, богатство и бедность признаются естественным фактом, установленным
самим Аллахом. Обязательный налог в пользу бедных призван как будто смягчать
имущественные противоречия; однако частная собственность защищается Кораном.
Торговая прибыль объявляется вполне законной, ростовщичество же осуждается:
“Аллах разрешил торговлю и запретил рост”, что, по-видимому, является
результатом компромисса между [c.184] интересами торгового класса и массы
земледельцев и кочевников, страдавших от ростовщичества и кабалы. Закабаление
за долги запрещено.
Рассматривая
догматику, обрядность, этику раннего ислама, необходимо отметить, что в основе
этой идеологии лежит иудейско-христианское мировоззрение, но приспособленное к
более примитивному общественному укладу – к разлагавшемуся родоплеменному быту
арабов. Идеология арабов проще, грубее, понятнее для широкой массы верующих,
особенно для кочевников и земледельцев Азии; предписания его несложны и вполне
выполнимы
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.humanities.edu.ru/