Универсальность духа
Универсальность духа
С.А. Борчиков
Существует
человеческий дух – это аксиома для всякого духовно развитого человека.
Однако
отнюдь не аксиомами выглядят те описания и определения духа, которые дает
человек, начиная познавать этот самый дух. Более того, непонимание, которое
наблюдается между людьми, познающими, казалось бы, единую духовность, достигает
порой таких неимоверных размеров, что вселяет сомнение: так ли уж объективна
духовная реальность?
Тем
не менее духовная реальность подтверждает свою объективность реальностью
человека, его сознания и, кстати говоря, реальностью тех же духовных колебаний,
сомнений и жаждой схватить истину. Другими словами, объективность духа вытекает
из объективности человеческой субъективности. Это, на первый взгляд,
софистическое утверждение глубоко проникает в человеческую природу, вскрывая,
пожалуй, основное противоречие духа – противоречие между его неувядаемой верой
в себя, в свои силы, в мощь своего существования и зыбкостью, эфемерностью,
неуловимостью своих проявлений по причине их субъективности и многообразия у
разных людей и даже внутри одной личности.
Как
бы там ни было, каждый человек знает свой духовный мир. И знает его не только
непосредственно, в форме внутренних ощущений и энергий, но и имеет о нем
некоторые рефлексии, в том числе философские. А философские рефлексии объемлют
не только логические понятия и категории, но и полулогические и внелогические
саморефлексии. Даже те люди, которые не имеют обыкновения всматриваться внутрь
себя, пользуются формами сознания, неявно осуществляющими рефлексивное
отражение.
Таким
образом, человеческий дух существует в универсальной форме самоотражения,
срощенной с индивидуальной субъективностью. При этом форма существования духа
является как рациональной, так и иррациональной, а содержание охватывает как
сугубо индивидуальную, так и всеобщую духовную материю. Естественно,
соотношение всеобщности и индивидуальности у разных людей колеблется в разных
диапазонах, но способность духа существовать в единстве универсальной формы и
уникального содержания остается величиной постоянной.
Элементарная
феноменологическая единица такого постоянства называется духовной универсалией
или универсалией духа.
Универсалии
духа – это саморефлексивные бытийные определенности духа, обладающие
одновременно логическим, полулогическим и внелогическим характером. В них
синкретически переплетается множество сил человеческого сознания:
эмоциональные, волевые, эстетические, этические, идеологические, политические,
религиозные, научные, философские и многие другие.
Главное,
все эти силы, переплетаясь и нивелируясь, порождают нечто одно – самую простую,
самую первую универсалию, знающую дух так, как он и есть в своей первичной
непосредственной явленности и данности. Эта универсалия – сама универсалия
«дух» (или «духовность» – у кого как внутри сознания рефлексивно сложится).
К
другим духовным универсалиям относятся понятия, выражающие сущностные формы
сознательной жизни: «чувство», «душа», «воля», «разум», «ум», «счастье»,
«любовь», «личность», «добро», «красота», «истина», «Я» и т.п. К этому же
классу относится множество предикатов духа: «бесконечный», «вечный»,
«божественный», «небесный», «неисчерпаемый», «насыщенный», «творческий»,
«надличностный», «всевидящий» и т.д.
У
разных людей и в разных философских учениях духовность связывается с различными
понятиями и предикатами, но, пожалуй, одну универсальную характеристику духа
можно выявить: это причастность духа к нематериальной (небиологической,
нетелесной, неземной) реальности. А к какой реальности? К реальности идеальной,
нравственной, божественной, возвышающей человека и приближающей его существо к
его сущности.
По
Аристотелю, душа – форма (сущность) тела. А что является формой души?
Аналогично формой души является дух. Продолжая далее, можно сказать, что формой
духа является мудрость. Мне кажется (рефлексируется), что единство души и духа
есть собственно то, что преимущественно и называют духовностью. А мудрость –
то, что по определению больше всего любят философы, – представляет, таким
образом, сущность, задающую ориентиры духовности.
Среди
таких ориентиров (предикатов) духовности современного человека – труд мысли,
подвиг творчества, подвижничество веры и правды, стяжательство истины. Что
касается ипостасей бытия человека (тела, души, духа и мудрости), то тут
духовность представляет чистоту (здоровье и удовлетворенность) тела, высоту
души, глубину духа и причастность к благу мудрости...
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://studlib.ru/