Символика Дон Кихота
Символика Дон Кихота
Клементе Гонсалес
Нужно
открыть книгу и внимательно взвесить все, что из нее заключается. И тогда вы
узнаете, что лекарство, содержащееся в ней, совершенно отличается от того, что
обещает коробочка; иными словами, материи, о которых в ней говорится, совсем не
так шутливы и несерьезны, как предполагает заголовок.
Франсуа
Рабле
Слова
Рабле справедливы и по отношению к «Дон Кихоту»: забавные приключения его героя
лишь форма, в которой переданы важные эзотерические истины. «Откроем» читателю
некоторые из них с надеждой пробудить в нем желание самостоятельно исследовать
эту поучительнейшую историю.
Безумие — синоним непонимания
Менее
всех оказались готовы понять действия Дон Кихота самые близкие ему люди —
родственники и друзья. Желание стать странствующим рыцарем они приняли за
сумасшествие и преисполнились решимости «излечить» Алонсо Кихано любой ценой,
даже разрушая то, что было ему дорого. И потому Дон Кихот, внявший зову Судьбы
и стремящийся к исполнению своей мечты, вынужден сражаться с теми, кто, хотя и
уверяют, что пекутся о его благе, на самом деле препятствуют его внутреннему
развитию.
Пусть
для примера читатель вспомнит «тщательнейший и забавный осмотр» книгохранилища
дона Алонсо, который провели священник и цирюльник. Причиной его сумасшествия
они считали книги, а потому собрались их уничтожить. Заметим, что священник
читал многие из них, однако не «сошел с ума», как дон Алонсо: он видел в этих
романах простые истории, написанные для развлечения читателя, тогда как Дон
Кихот, страница за страницей, упивался их таинственным смыслом, постигал их
аллегорические учения.
Санчо Панса — противоположность Дон Кихота
Санчо
Панса не менее важный персонаж романа, чем Дон Кихот. Эти герои дополняют друг
друга: первый связан с земным и смертным в человеке, второй — с добродетелями,
с божественным и бессмертным. Слова Сократа из «Федона» хорошо объясняют
отношения между ними: «божественное создано для власти и руководительства, а
смертное — для подчинения и рабства».
Санчо
ассоциируется с человеческими инстинктами, страстями, грехами и недостатками.
Само его имя напоминает о толстом брюхе, обычном атрибуте обжор. Он жалуется по
любому поводу и всего боится. Любит комфорт и постоянно хочет есть. Ему не нравится
работать, зато он с большим усердием предается отдыху и сну. Он мечтает о
власти и богатстве и боится болезней и смерти. Потому-то Санчо и ему подобные
различают только мельницы и стены там, где рыцари духа видят великанов гордыни.
Дон
Кихот является персонификацией высшего начала в человеке, которое ясно знает,
чего хочет и что должно делать. Но его безграничная воля настолько чужда
окружающим, что они принимают его за сумасшедшего. Он не мечтает ни о власти,
ни о богатстве — а хочет обрести доблесть и воспитать в себе добродетель, хотя
ему хорошо известно, сколько страданий ждет того, кто решится отведать этот
экзотический плод. Как не одинакова цель этих героев, так различны и средства
ее достижения: у Дон Кихота есть меч, у Санчо только камень и палка; рыцарь
повинуется велениям воли, оруженосец — импульсам страсти. Но благодаря примеру
своего господина, Санчо преодолевает свойственную ему вульгарность и начинает
понимать то, что объясняет ему Дон Кихот.
Символика имен
Посмотрим,
как меняется имя героя Сервантеса на протяжении романа.
Алонсо
Кихано, с которым мы знакомимся на первых страницах книги, был человеком
обычным — с одной только (но немалой!) особенностью: он был Добрым. (Его
фамилия, кстати, сходна с греческим kixano, что означает «достигать,
добиваться, находить».) Позже он стал называться доном, так обычно обращались к
тем, кто имел степень бакалавра. И действительно, Дон Кихот Ламанчский был
весьма начитан и знал немало. Попытавшись применить в жизни то, что усвоил из
книг, он удостоился столь для него желанного титула рыцаря, хотя пока еще
Рыцаря Печального Образа, еще не совершенного. Наконец, наибольшей высоты он
достиг в несостоявшейся битве со львом (встреча с этим обитателем порога
предшествовала таинственному приключению в пещере Монтесиноса) и стал Рыцарем
Львов.
В
отличие от Дон Кихота Санчо, даже когда иллюзии жизни подняли его до поста
губернатора Баратарии, остался Санчо. И чтобы укрепить подозрения читателя
относительно важности имен, напомним, что наш герой несколько дней выбирал имя
для своего коня и неделю — для самого себя, и, как пишет Сервантес, оно было
«приятное для слуха, изысканное и глубокомысленное, как и все ранее придуманные
им имена».
Пещера — инициатический символ
Символизм
этого эпизода наиболее очевиден — пещера Монтесиноса (читайте Монте дель Сино —
«гора Судьбы») имеет глубокую связь с внутренним путем героя, ведь она
находится «в сердце Ла-Манчи».
Вход
в пещеру, хотя и был «широким и просторным», скрывался за стеной из «частого и
непроходимого терновника, бурьяна, дикой смоквы и кустов ежевики», и Дон Кихот,
чтобы попасть внутрь, принялся крушить эти заросли своим мечом. Это уже
символика: вход в пещеру всегда открыт для того, кто готов собственноручно,
призвав в помощники волю (меч), расчистить его от низости, легкомыслия,
поверхностности и других «сорняков» своей личности. Любопытные слова произносит
и студент, провожающий Дон Кихота и Санчо до пещеры: «Будьте начеку и
впивайтесь глазами во все, что там, в глубине, вам попадется, — может статься,
кое-что я помещу в свою книгу о Превращениях». Как известно, инициатические
испытания в пещере должны были изменить или, лучше сказать, преобразить
кандидата в Мистерии. Так что слово «превращения» появляется здесь не случайно.
В
пещере идальго видит рыцаря Монтесиноса, умершего рыцаря Дурандарта и многих
других, превращенных волшебником Мерлином в реки и лагуны. Они убеждены, что
именно Дон Кихот сможет расколдовать их, ведь он возродил из забвения Орден
странствующих рыцарей. Там же, в пещере, появляется и Дульсинея, которая через
одну из своих спутниц приветствует Дон Кихота и просит ссудить ей шесть реалов.
Комическая вроде бы ситуация...
Но
едва пробудившись, Дон Кихот говорит своим товарищам: «Да простит вас Бог,
друзья мои, что вы лишили меня самой упоительной жизни и самого пленительного
зрелища, какою когда-либо жил и какое когда-либо созерцал кто-либо из
смертных». Во сне он проник на иной план бытия, где пробыл три дня и три ночи
(хотя Санчо и остальные уверяли, что его не было чуть более часа), и осознал за
это время, что «все радости мира сего проходят, как тень и как сон», и что
смерти не существует.
Смерть — возвращение домой
В
финале романа Дон Кихот возвращается домой и в скором времени умирает. Это
также не случайно: умирая, мы возвращаемся в наш истинный дом, который когда-то
покинули в поисках приключений и опыта.
Пройдя
по извилистому пути жизни, наш герой смог победить самого себя, ибо был
благородным, отважным и преданным; ибо был защитником справедливых и всегда
трудных дел; ибо никогда не выказывал привязанности к богатству и приходил на
помощь всем нуждающимся. Он был больше чем просто добрым человеком; он был
воплощением достоинства. Его уже ничто не привязывало к земле, и потому тело
было ему уже не нужно. Внимательный читатель без труда поймет, что умер не
рыцарь, не Дон Кихот, не идеалист, а человек Алонсо Кихано.
Орден странствующих рыцарей
В
нашем кратком повествовании мы ничего не сказали о важнейшем образе, без
которого трудно понять символику «Дон Кихота». Это Дульсинея — дама в самом
высоком смысле слова, неподвижный движитель, свет на пути и вода жизни, которая
питает душу рыцаря. Это звезда, освещающая путь ищущего себя, путь
cтранствующего рыцаря. Это бессмертная сущность Рыцарства, имеющая тысячи имен
и атрибутов, но живая, всегда живая.
И
всякий раз, когда зло и несправедливость грозят разрушить все вокруг, как узда,
как плотина, сдерживающая хаос, появляются те, кто принадлежат к Ордену
странствующих рыцарей. Дон Кихот был одним из их числа — не первым и не
последним, — и он выполнил свою миссию как должно и показал пример другим. Если
бы Алонсо Кихано не обезумел, он не превратился бы в Дон Кихота, а остался бы
одним из многих миллионов нормальных людей, которых поглотила река забвения. И
поскольку смерть не делает различия между разумными и безумными, давайте жить —
а только это и важно! — с идеализмом, с безумием Дон Кихота, которое всегда
помогало — и помогает! — делать наш мир лучше.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.newacropolis.ru