Отец социологии - Ибн Халдун
Отец социологии - Ибн Халдун
Мухамед Саляхетдинов
В
этом году исполняется 600 лет со дня смерти великого мусульманского мыслителя
Ибн Халдуна, которого считают предтечей современной социологии. Изыскания
средневекового ученого остаются востребованными и сегодня.
Абдуррахман
Ибн Халдун (1332-1406) был одним из первых теоретиков истории цивилизаций и
автором самых ранних социологических концепций. По словам историка и философа
Арнольда Тойнби, исламский ученый «задумал и сформулировал философию истории,
которая является, без сомнения, самой великой работой всех времен и народов,
когда-либо созданной человеческим разумом». По своей значимости для социологии
как науки он может быть поставлен в один ряд с такими более поздними авторами,
как Макиавелли, Вико, Монтескье.
Родившись
в 1332 году в семье, пришедшей в Тунис из Андалусии (Испания), Ибн Халдун
принадлежал к знатному роду. Его прадед, в частности, во времена династии
Хафсидов был министром финансов. Осиротев в возрасте 16 лет, Абдуррахман
довольно рано начал служить, сначала в качестве писца при дворе султана Туниса,
а затем личным секретарем султана Феса, посланником гранадского эмира к королю
Кастилии и, наконец, хаджибом (советником) у султана Бужи. Последние годы жизни
он провел в Каире, выполняя функции верховного судьи (кады) и занимаясь
преподаванием мусульманского права в университете Аль-Азхар. Незадолго до
смерти ученый перешел на службу к Тимуру (Тамерлану), по заданию которого им
было составлено описание родного Магриба (запад исламского мира - современные
Тунис, Алжир и Марокко).
Готовность
ученого служить разным правителям в постоянно менявшейся политической
обстановке оцениваются неоднозначно. Нельзя, однако, не признать, что
непосредственное участие в политической жизни своего времени (служба почти у
всех правителей Магриба) благотворно сказалось на историко-социологических
занятиях и размышлениях Ибн Халдуна.
Самым
значительным из его произведений является "Большая история", или
"Книга поучительных примеров и диван сообщений о днях арабов, аджамов и
берберов и их современников, обладавших огромной властью". Особенно
знаменито "Введение" к "Большой истории", известное под
названием "Мукаддима". Это работа - своего рода энциклопедия социально-экономической
и политической жизни современной ему эпохи.
Фрагменты
из "Мукаддимы" содержат изложение взглядов мыслителя на социальную
природу человека и его познавательные способности, на закономерности эволюции
(пять фаз) развития государства и на предпосылки, необходимые для успешного
управления государством.
В
ней дано вполне научное социодинамическое объяснение циклов смены династий, в
основе которого лежит анализ сложного взаимодействия политических, военных,
морально-психологических, экономических, географических, климатических и иных
факторов.
В
своей работе «Закон Ибн Халдуна», новосибирский профессор Николай Розов показал
насколько актуальны исследования Ибн Халдуна применительно к российским
политическим реалиям. Он, в частности, пишет: «Ясно, что аспекты и факторы
средневекового египетского общества радикально отличаются от современных
российских. Однако сам взгляд средневекового египтянина оказывается весьма
проницательным, а подход к учету множественных причинных связей и циклических закономерностей
- вполне современным и поучительным. Неудивительно, что идеи Ибн Халдуна сейчас
развиваются и уточняются в математическом моделировании зарубежными и
отечественными авторами».
***
Даже
приведенные выше заслуги Ибн Халдуна не дают полного представления о нем, если
не брать во внимание тот духовный мир, в котором жил и творил ученый. Для
всестороннего и глубокого осмысления его трудов необходимо знать ту атмосферу
духовных ценностей, которые окружали его, из которых он черпал свое вдохновение.
Ведя
научную деятельность, давая наставления людям, он не забывает о своем положении
в глазах Творца. Как благочестивый мусульманин, он предваряет свою знаменитую
работу следующими словами: «Пишет бедный раб (Всевышнего) Абдуррахман Ибн
Мухаммад Ибн Халдун Аль-Хадрами, нуждающийся в своем Господе и уповающий на Его
милость».
Его
жизнь и творчество пронизаны исламскими ценностями и строятся на исламском
нравственном кодексе, культуре и этике, общественном укладе, экономической и
политической системе, проистекающими из Божественного писания и законов
природы, установленных Всевышним.
Согласно
исламу, все люди рождаются безгрешными и праведными, и в равной степени
ответственны перед Всевышним, независимо от национальности, пола, и расовой
принадлежности: «О люди! Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами,
сделали вас народами и племенами, чтобы вы познавали друг друга, ибо самый
уважаемый Аллахом среди вас - наиболее благочестивый. Воистину, Аллах -
знающий, сведущий» (Коран, 49:13).
Ибн
Халдун изучал самые разные народы, племена и цивилизации, их обычаи,
политические и экономические системы. Он выявлял законы и причинно-следственные
связи, лежащие в основе формирования личности, а также целых обществ,
государств и культур, исследовал связи между географией народов и их образом
жизни, нравственными и мировоззренческими основами.
Ислам
создал из общин невежественных бедуинов передовую цивилизацию, подарившую миру
великих ученых и первооткрывателей. Это учение превратило безжалостных
грабителей в справедливых мудрецов, а развратных пьяниц - в выдающихся
общественных деятелей. Они были благородными рыцарями днем и плачущими в
молитвах монахами ночью - так называли сподвижников Пророка Ислама.
Ибн
Халдун стал продолжателем этого наследия. Он был из той же плеяды благочестивых
ученых, что и великий врач Ибн Сина или выдающийся математик Аль-Хорезми. Они
олицетворяли величайшую цивилизацию, стоящую на двух столпах - вере и науке.
Стремясь
познать законы человеческого бытия, Ибн Халдун был историком, географом и
языковедом, таким образом исполняя волю Всевышнего, подобно многим другим
выдающимся ученым и мыслителям, которые раскрывали глубину знамений Аллаха:
«Скоро Мы покажем им Наши знамения в разных краях и среди них самих, пока они
не удостоверятся, что он (т. е. Коран) - истина» (Коран, 41:53).
Великий
мусульманский мыслитель Ибн Халдун, а вместе с ним плеяда других не менее
известных миру мусульманских ученых средневековья внесли бесценный вклад в
развитие человечества. Они создавали и творили, будучи вдохновленными аятами
священного Корана, наследием заключительного пророка и его благочестивыми
последователями. Свидетельством этого стали их бесценные труды, которые
пронизаны священными текстами и богословской риторикой, в которых религиозное
неразрывно связанно с научным.
Список литературы
1.
Ибн Халдун. «Тарих Ибн Халдун» ("Большая история") . Бейрут, 1992 г.
2.
Арифов С. «Ибн Халдун - наследие его научных трудов». Газета «Арраид» № 73.
3.
Розов Н. «Закон Ибн Халдуна». Журнал «Политический класс» № 15.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://islam.com.ua