Житие свв. Петра и Февронии Муромских
Житие свв. Петра и Февронии
Муромских
Князь Петр (в крещении Давид) был вторым сыном
Муромского князя Юрия Владимировича, старший сын которого Павел с 1170 года
наследовал после отца Муром. В 1186 году братья ходили на булгар, за три года
до того опустошивших город. В том же году они участвовали в походе вел. кн.
Всеволода против Рязанских князей, нападавших на сородичей. Пока был жив
старший брат, «имеяше обычай блаженный Петр всегда приходити к брату своему на
поклонение». И когда в семье Павла случилась беда, Петру, которого Господь
готовил к будущему святому браку, суждено было отстоять чистоту семейных
княжеских уз. По наваждению диавола к жене Павла стал летать змей. Горестная
женщина, уступившая неприязнивой демонской силе, обо всем поведала мужу. Князь
наказал супруге выведать у злодея тайну его смерти, и выяснилось, что погибель
супостату «суждена от Петрова плеча и Агрикова меча».
Петр, «не сумняся, мужественне», решил убить
насильника, положившись на помощь Божию. И по молитве благв. Петра в монастыре
Честного и Животворящего Креста некое отроча показало ему Агриков меч в
алтарной стене. Несмотря на пронырство лукавого змея, принимавшего облик брата,
Петр поразил «прелестника». Но тот, в предсмертном трепете обнажив свое
смердящее естество, обрызгал победителя ядовитой кровью. Князь «от неприязнивыя
тоя крови острупе, и язвы быша, и прииде на нь болезнь тяжка зело».
Смиренно переносил он мучения, и никто не мог ему помочь,
так как Человеколюбец Бог особо промышлял о своем избраннике. Услышав, что в
пределах Рязанских много искусных врачей, благв. Петр велел отвезти себя туда:
«не бе бо сам мощен на кони сидети от великия болезни». Один из слуг, посланных
на поиски лекаря, уклонился от дороги в деревню Ласково и вошел в дом бортника.
Там узрел он видение чудно: «сидяше бо едина девица красна, ткаше, пред нею же
скача заяц». Мудрая речь девушки поразила гостя, и он поведал ей о тяжкой
болезни князя. Имея чудесный дар прозорливости и исцелений, Февро-ния
согласилась уврачевать страдающего, если будет он чист и смирен в словах своих,
и просила передать: «Я хочу его вылечить, но награды от него никакой не
потребую. Бот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает
мне и лечить его». Князь же слукавил, согласившись на врачевство, и не сберег
данного слова, помыслив: «Как же мне, князю, взять себе в жены дочь
древолазца?». Тогда Феврония достала хлебной закваски, дунула на нее, велела
князю вымыться и смазать ею все струпы, кроме одного.
Благодатная девица владела премудростью св. Отцов и
назначила такое лекарство не случайно. Как Господь и Спаситель, исцеляя
прокаженных, слепых и расслабленных, через телесные недуги врачевал душу, так и
Феврония, зная, что болезни попускаются Богом во испытание и за грехи,
назначила лечение не только для плоти. Баня, по Священному Писанию, образ
крещения и очищения грехов (Еф. 5,26), закваске же Сам Господь уподобил
Царствие Небесное (Лк. 13,21), которое наследуют души, убеленные баней
крещения. Феврония прозрела княжескую гордость и несмазанный струп оставила как
свидетельство греха.
Князь же сразу после бани был гладок телом и
здравствующим поехал домой. Посланные от него дары девица не приняла, а князь
вскоре покрылся язвами и со стыдом вернулся к Февронии. И она, не гневаясь,
вылечила Петра, так как на этот раз слово его было твердо: Феврония стала
княгиней. «И прибыли они в отчину свою, город Муром, и начали жить
благочестиво, ни в чем не преступая Божий заповеди».
После смерти брата в правление вступил Петр. Бояре
уважали князя, но надменные их жены невзлюбили Февронию, не желая иметь над
собой крестьянку, и подумали мужей недоброму. Много наветов возводили на
княгиню, но безуспешно — «Богу же прославляющу ее добра-го ради жития». Но вот,
потеряв стыд, завистники предложили Февронии взять «довольное богатство» и уйти
куда хочет. Княгиня же ничего, кроме своего супруга, не пожелала. Обрадовались
бояре, потому что втайне каждый метил на княжье место. Блаженный Петр не
захотел разлучаться с любимой женой, предпочел отказаться от власти и удалиться
вместе в изгнание.
Супруги поплыли по реке Оке на двух судах. Некий же
человек, бывший здесь при своей семье, засмотрелся на княгиню. Святая жена
сразу разгадала его лукавый помысел и мягко укорила. «Почерпни воду с одной и
другой стороны лодки, — попросила княгиня. — Одинакова вода или одна слаще
другой?». — «Одинакова», — отвечал тот. «Так и естество женское одинаково, —
молвила Феврония, — почему же ты, позабыв про свою жену, о чужой помышляешь?»
Обличенный смутился и покаялся в душе.
Вечером они причалили к берегу и стали устраиваться на
ночлег. «Что теперь с нами будет?» — с грустью размышлял Петр, а мудрая и
добрая Феврония ласково утешала его: «Не скорби, княже, милостивый Бог, Творец
и Заступник всех, не оставит в беде!» В это время повар принялся готовить ужин
и, чтобы повесить котлы, срубил два маленьких деревца. Когда окончилась
трапеза, княгиня благословила эти обрубочки со словами: «Да будут они утром
большими деревьями». Так и случилось. Этим чудом она хотела укрепить супруга,
провидя их судьбу. Ведь коли «есть бо древу надежда: аще бо посечено будет,
паки процветет, и леторась его не оскудеет» (Иов. 14,7), то человек, надеющийся
и уповающий на Господа, будет иметь благословение.
Не успели они проснуться, приехали послы из Мурома,
умоляя Петра простить их сирых и вернуться на княжение. Многие бояре в городе,
всякий из которых имел охоту державствовать, пролили в ту ночь кровь, погибли
от меча и теперь снова все искали мира и спокойствия. Блаженные Петр и
Феврония, оставив должникам своим, возвратились в град и долго правили, «ходяше
во всех заповедех и оправданиих Божиих без порока», в молитвах непрестанных и
милостынях. Всем людям под их властью явились они как чадолюбивые отец и мать.
Не собирали они богатства тленного, но в Бога богатели. И как истинные пастыри,
а не наемники, правили кротостию, а не гневом: странников принимали, гот лодных
насыщали, нагих одевали, бедных от напасти избавляли.
Когда же приспела благочестная старость, они облеклись
в монашеские ризы и умолили Бога, чтобы в един час было преставление их.
Похоронить себя они завещали в одном гробе. И вот святая Феврония, нареченная
Евфросиния, шила воздух с ликами святых в храме Пречистыя Богородицы. Блаженный
же князь Петр, нареченный Давид, прислал к ней: «О сестра Евфросиния! Мне уже
пора, но жду тебя, чтобы отойти вместе». Она же ответила: «Пожди, господине,
как дошью воздух во Святую Церковь». И ради супружницы своей умедлил Петр, пока
она не закончила пелену церковную и вместе с супругом своим приспела к исходу
смертному.
Люди же, решив, что неугодно хоронить вместе лиц
монашеского образа, посмели нарушить завещание святых, положив в разных
церквах, особо. А наутро неразумные «обретоша святая телеса во едином гробе». И
так неразлучные в жизни, неразлучными остались и по смерти, на спасение,
просвещение и исцеление всем, с верою притекающим к раке их.
Житие святых Петра и Февронии, скончавшихся в 1228
году, сохранила народная память и претворила его в преданиях и сказаниях
Муромской земли, а записал повествование в XVI веке, в эпоху Ивана Грозного,
священник Ермолай (в иночестве Еразм).
Память святых отмечается 25 июня/8 июля.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы
материалы с сайта http://trizolda.ru