Мифология кельтов
Мифология кельтов
Некогда
кельты занимали обширную территорию современных Франции, Бельгии, Швейцарии,
части Германии, Австрии, Италии, Испании, Венгрии и Болгарии. Однако в паши дни
потомки воинственных кельтов населяют главным образом историческую область
Бретань, полуостров Корнуолл, историческую провинцию Уэльс, Шотландию, остров
Мэн и Ирландию.
На
рубеже нашей эры кельты представляли серьезную угрозу для Римской державы;
ок.385 г. до н. э. они овладели Римом и беспощадно разграбили город. Это не
было забыто ни Юлием Цезарем, ни его легионерами, захватившими между 59 и 49
гг. до н. э. кельтские земли в Галлии (Франции), которые вошли в состав Римской
империи.
Однако
коренное население продолжало открыто поклоняться собственным богам вплоть до
принятия Римом христианства. Со временем влияние новой религии ощутили и
островные кельты, предки нынешних валлийцев (уэльсцев) и ирландцев, так и не
покорившиеся римлянам.
Христианизация,
разрушившая религиозно-мифологическую целостность язычества многих народов
(например, славян), в случае с кельтской мифологией сыграла положительную роль.
Кропотливая работа христианских монахов, взявших на себя труд собрать и
записать древние мифы и саги сохранила для нас удивительный духовный мир
отважных и горячих кельтов, которые не доверили бумаге легенды и мифы о богах,
духах и героях, полагаясь на устные пересказы и хорошую память своих славных
поэтов и сказителей.
Поэты
в Ирландии занимали особое, исключительно высокое положение в жизни общества,
пожалуй, не уступавшее месту друидов, и это позволило монахам заниматься
собирательством древних текстов без опасения впасть в язычество, а поэты еще
долго продолжали пересказывать саги благодарным слушателям. Своеобразие
кельтских мифов заключается прежде всего в том, что в них чаще всего речь идет
о героях, и меньше — о богах. Идеалом островитян можно считать бесстрашного
Кухулина, в одиночку защищавшего Ольстер от вторжения ратей Медб, королевы
Коннахта.
Кровавые
сражения и поединки — главная тема кельтских мифов — могут показаться менее
ужасными, если помнить о вере кельтов в реинкарнацию душ. Их загробный мир, в
отличие от античного, не был мрачным обиталищем теней. Его можно назвать раем,
местом отдыха душ перед возвращением в наш мир. Так поэт-воин Оисин с
красавицей феей Ниам 300 лет провел в потустороннем мире, прежде чем вернулся в
Ирландию. Спешившись с волшебного коня, Оисин из юноши тут же превратился в
дряхлого старца. Еще одной яркой чертой кельтских мифов является любовный треугольник:
чаще всего это юная прекрасная богиня, фея или дева и двое мужчин, молодой
отважный воин и умудренный жизнью старик. Один из них любим, второй отвергнут,
и чтобы завоевать своенравную красавицу, в ход ниш оружие, сила и даже
колдовство.
В
поздней кельтской мифологии огромная роль отводится христианству. Самый яркий
пример этому — поиски святого Грааля. Напоминающий кельтские чудесные котлы
(неистощимый котел изобилия верховного бога Дагда; котлы, возвращающие к жизни
воинов; котлы мудрости) — этот священный сосуд служил чашей в день Тайной
вечери, затем в него была собрана кровь распятого Христа, хлынувшая из его
раны. Грааль привез в Британию Иосиф Аримафейский, позже реликвия исчезла и ее
поискам посвятили жизнь многие герои знаменитого цикла мифов о рыцарях короля
Артура, государе королевства Логрес. Могущественный Артур, обладатель меча
Экскалибура, "разящего железо и камень", долгие годы справедливо
правил своим народом, однако битва короля с вероломным племянником сэром
Мордредом положила конец британскому рыцарству и братству Круглого стола. В
живых не осталось почти никого, а смертельно раненный король уплыл на
таинственном корабле на остров Аваллон, загадочный потусторонний мир кельтов.
Список литературы
Мифология.
Энциклопедия, -М.: Белфакс, 2002
Т.Роллестон
"Мифы, легенды и предания кельтов", -М.:Центрполиграф, 2004
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://godsbay.ru