Андрогин
Андрогин
В
мифологии андрогины - мифические предки, перволюди, соединяющие в себе мужские
и женские половые признаки. Есть мнение, что в библейском рассказе о сотворении
Богом Евы из ребра Адама отразился в искаженном виде миф о первоначальной
бесполости первых людей.
Представляет
интерес учение каббалистов, в котором говорится о некоей "левой" или
"северной" стороне божества, которая имеет свою эманацию, и эманация
эта состоит под знаком Самаэля, или Сатаны (евр. sān,āt
- "противник в суде, в споре или на войне; наушник, подстрекатель").
Божественная полнота оказывается у них интегрирующей силу зла как один из своих
моментов, причем внутри божества это даже не зло, но становится злом вне его.
Греч. перевод евр. sān,āt -
διάβολος (суфф. производное от
διαβάλλω -"сеять рознь, ссорить;
клеветать; обманывать, обольщать; предлог διά среди прочего
указывает на разделение). В прологе книги Иова sān,āt сходит с небес,
чтобы ввести человека в соблазн, испытать (ср.: искушение Христа), т.е. в
конечном счете содействовать выполнению божьего замысла - "творить добро,
всему желая зла", как говорит Мефистофель в "Фаусте" Гете.
Черты
двуполости - изображение божеств определенного пола с особенностями
противоположного пола можно встретить в иконографии многих народов. Такова,
например, бородатая Афродита и Афродита с мужскими половыми органами. Древние
греки чтили в числе других богов Гермафродита - сына Гермеса и Афродиты, в нем
совмещались женские и мужские черты (хотя, по логике мифа, именно Гермафродит
должен быть отцом Гермеса и Афродиты). В пантеоне богов ведийской и
брахманистской Индии выделяется Адити - божественная корова-бык, мать и отец
богов. Там же видное место занимает Праджапати, создавший все из самого себя.
Египетский бог Ра, совокупившийся сам с собой, породил других богов, людей и
весь мир. Своеобразным вариантом андрогинов являются персонажи, предстающие то
в мужском, то в женском облике. Так, небесное существо Пулуга (в андаманской
мифологии) в южной части архипелага мужской природы, в северной - женской
(подробнее: 1).
Платон
в диалоге "Пир" (189с-193d) рассказывает миф об андрогинах, предках
людей, сочетавших в себе признаки мужского и женского пола. Выглядели они
комично: шаровидной формы, с восемью конечностями и двумя парами срамных
частей. Подобно титанам, андрогины были страшны своей силой и посягали на
власть богов. Зевс решил разрезать их пополам, уменьшив тем самым их силу и
наглость вдвое. Основа этого мифа, возможно, имеет древнее происхождение, но в
изложении Платона миф напоминает скорее пародию на этиологические мифы, и на
самом деле служит введением в учение об Эросе(именно Эрот соединяет в басне
разрезанные половинки андрогинов). Учение же об Эросе, которое развивается в
"Пире" и в других диалогах, связано с такими понятиями как Единое,
бессмертие души, истина и другими не менее интереснымивещами.
Список литературы
1.
Токарев С.А. Двуполые существа // Мифы народов мира. Т.1. М., 1991, с.358-359.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ec-dejavu.ru/