Антропогонические и этногонические мифы
Антропогонические и этногонические мифы
Наиболее
распространённой у к.-з. и к.-п. версией происхождения человека была признающая
приоритет в его сотворении верховного божества Ена, который сделал
первочеловека из земли или глины. У к.-з. Ен делал человека и оживлял его без
помощи Омöля, тот лишь пытался осквернить творение Ена. У к.-п. Куль
принимал участие в сотворении как животных, так и человека: Ен делал туловища,
а Куль доделывал на них мелкие детали, но оживлял их Ен. Существовали и другие
версии происхождения первочеловека, так, в одном из к.-з. мифов говорится,что
все животные появились из крови Омöля, когда он в облике лягушки упал с
кочки и поранился. Самое красивое животное стало женщиной. Некоторые к.-з.
считали, что человек появился из дерева и травы. В одной из оригинальных к.-п.
легенд о Пере-богатыре говорится , что он был первочеловеком, порождённым
Пармой (североприуральской тайгой), т. е. самой матерью-природой. По другой к.-п.
версии первые мужчина и женщина появились из рыбьей икры, оставленных на
берегу. Ещё по одной к.-п. версии, обычные люди появились из карликовой чуди.
Чуди нашли серп, и один из них, не умея им пользоваться, отрезал себе голову.
Из него хлынула всяческая нечисть, и последним вышел человек. С появлением
обычных людей карликовая чудь превратилась во всевозможную нечистую силу.
Распространённым
убеждением было, что первые люди были созданы Еном более совершенными, чем они
стали. Первоначально у людей вместо кожи было прочное роговое покрытие, которое
осталось только на ногтях после того, как Омöль, соблазнив собаку
получением тёплой шерсти, получил доступ к охраняемому ею ребёнку и обмазал его
своими соплями и слюной. Дети от рождения умели ходить и говорить, но лишились
этого дара после того, как мать одного из них оскорбила хлеб и небо, до
которого тогда было можно достать рукой, вытерев ребёнку блином зад и прилепив
его к небу. После этого у людей исчезло чудесное, суперплодородное земледелие,
а небо удалилось далеко от земли, ознаменовав этим окончание мифического
времени.
У
к.-з. этногонические мифы зафиксированы не были. У к.-п. существовало две
мифологические версии происхождения народов коми. Согласно одной из них, к.-з.
и к.-п произошли от детей Перы, сына Пармы, и дочери солнца Зарань. По другой
версии, их прародителями были два брата Осьяс и Ожьяс, которых с далёкого
востока прогнал в уральские леса огромный ворон сурового бога Шурма за то, что
они не принесли ему жертву. Зюздинские к.-п. вели своё происхождение от
мифической прародительницы Дзузди и её шестерых сыновей, рождённых ею за один
раз.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.sati.archaeology.nsc.ru/