Феномен религиозности в изменяющейся России
Феномен религиозности в изменяющейся России
Мчедлов М.П. (г. Москва)
Исследование
религиозного комплекса имеет свои особенности, связанные со сложностью
изучаемого объекта, его разными составляющими. Если даже отвлечься от политики,
разнообразной социальной деятельности конфессиональных организаций и ограничиться
проблемами сознания и общественного поведения верующих, то и в этом случае
встанут специфические вопросы, касающиеся воздействия религиозных убеждений на другие
сегменты мировоззрения последователей религии — на общественно-политические
воззрения, культурные и нравственные предпочтения и т.д.
Поэтому
ежегодно проводимые в последнее десятилетие Центром «Религия в современном
обществе» Института комплексных социальных исследований РАН (ранее Российский
независимый институт социальных и национальных проблем) общетеоретические и конкретно-социологические
исследования (по всероссийской выборке — около 2000 респондентов) были
направлены не только на выявление уровня, характера, динамики и перспектив
развития собственно религиозности в современном российском обществе. Наряду с этим
для обеспечения полномасштабного анализа рассматривались также социальные и идеологические
факторы, обусловливающие современный тип верующего в нашей стране, соотношение
религиозности с социально-политическими ориентациями, с культурными и нравственными
предпочтениями верующих, ее воздействие на формирование тех или иных установок
в сфере межличностных, межнациональных, межконфессиональных отношений и т.д.
Из
всей совокупности данных и выводов, полученных нами в ходе мониторинга
религиозной ситуации, в данном случае, разумеется, придется ограничиться лишь
узким кругом вопросов, связанных с некоторыми особенностями мировоззренческой и
конфессиональной ориентации респондентов, их тендерными, возрастными,
образовательными, социально-профессиональными характеристиками, а также их общественными
ожиданиями от религиозного института.
Известно,
что начавшиеся на рубеже 1980-1990-х гг. в России социально-политические
перемены, приведшие к ликвидации атеистического диктата над верующими со стороны
государства и административных ограничений деятельности религиозных
организаций, принятию прогрессивного законодательства о свободе совести, имели
для духовной сферы страны значимые последствия. Верующие люди получили
возможность свободно исповедовать свою веру. Резко расширилась деятельность
конфессий в сферах образования, культуры, милосердия и благотворительности. В общественном
сознании возрос престиж конфессиональных организаций, все чаще наблюдается
обращение к религии и религиозной культуре публичных политиков для решения
своих утилитарных задач.
В
силу этого и ряда других факторов исследования начала 1990-х гг. зафиксировали
значительное увеличение доли населения, относящего себя к верующим в Бога
(почти в 4 раза по сравнению с концом 1970-х гг., когда таковых было лишь около
10% респондентов) и ослабление позиций безверия (процент неверующих за тот же
период снизился с 25% до 11–12%). Именно подобные явления побудили ряд авторов
выступить с поспешными заявлениями о религиозном ренессансе в России, ставшей
страной чуть ли не сплошной религиозности. Однако объективный анализ как
качественных характеристик современной религиозности, так и динамики
показателей религиозности или неверия различных мировоззренческих групп на протяжении
последующего десятилетия, не подтверждает подобного рода суждения. Наши
исследования показывают, что рост числа верующих прекратился, соотношение основных
мировоззренческих групп в совокупном контингенте опрошенных к концу десятилетия
в целом стабилизировалось, а колебания их процентного соотношения по годам не носят
принципиального характера.
Анализ
динамики мировоззренческой ориентации респондентов свидетельствует о спаде
религиозного бума начала 1990-х гг., вызванного своеобразной «модой на религию»:
если до середины 90-х гг. процент верующих в Бога продолжал расти, то затем
наблюдается некоторое его снижение. Носители поверхностной «модной» религиозности
нередко перемещаются в другие мировоззренческие группы (колеблющихся, верующих
в сверхъестественные силы, безразличных к вопросам веры и неверия).
Религиозные
организации к настоящему времени, по-видимому, практически исчерпали резервы
своего экстенсивного роста. Еще большую стабильность сохраняет группа
неверующих, показатели по которой в последние два года практически, не менялись
(см.табл. 1):
Таблица
1
Мировоззренческая ориентация
Похожие работы на - Феномен религиозности в изменяющейся России
|