Введение в догматическое богословие - лекция 1

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,83 kb
  • Опубликовано:
    2009-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Введение в догматическое богословие - лекция 1

А.Горин

Церковь ЕХБ (НАДЕЖДА(, г. Москва

Введение

в догматическое богословие

Курс лекций прочитанных в Ц. “Надежда” (1997-8 гг.)

(В начале курса хочу дать некоторые советы: относительно заметок во время лекций, о его краткости и неисчерпываемости; если будут вопросы – задавайте, а с ответом, посмотрим; о необходимости чтения учебников, общих трудов, но прежде всего – источников(: Не надо обольщаться, но настроиться на логическое осмысление. Не нужно библицизма, поймите правильно. Мы будем рассуждать о многообразии пониманий догмы в истории Церкви, а в голову другого не влезешь. Тем труднее осмыслить развитие мысли, если она принадлежит человеку далекого от нас времени. Христианство многолико. Богу чужда унификация. |пояснить и развить| Иной раз то, что само собой разумеется иным богословом, покажется нам совершенно чуждым и вредоносным.
Здесь не надо спешить, а попытаться понять, что сформировало его мышление.
Надо быть достойным философии и уважать точку зрения другого. Общим здесь будет следующее — мы, каждый, имеем свое понимание истины и свое же понимание точки зрения другого. В частности, библейских авторов. Вещи вообще невозможно понять такими, какими они-есть-в-себе. Всезнающий Бог, надо полагать, учитывает это в Своих непосредственных и исторических отношениях с нами. В рамках нашего разума, развивая его мыслительные способности и обогащаясь опытом человеческой и христианской мысли мы будем рассуждать об этих отношениях и их рациональной фиксации).

Лекция 1. Назначение и смысл богословского занятия. Место богословия во внутренней и общественной жизни христианина. Вселенское значение богословского дискурса для Церкви.
Зачастую человек, занятый богословскими поисками, сталкивается с негативным отношением христианина к богословию в церковной среде. В пределе дело доходит до утверждений о вреде всякого богословского образования для духовной жизни и “непосредственности” отношений человека с Богом. Самая расхожая формулировка этого такова: “Зачем нужно богословие и богословское образование, если у нас есть Слово Божие?!
В начале XIX в. (особ. в Англии) было много евангелистов, кот. начинали с этой позиции. Чем они закончили мы знаем. Это было время постреформационного (неоперившегося библицизма(. Г.Ньюман был еванг., но пришел к выводу, что если ограничить себя текстом, без традиции — богословского отражения, то скоро придешь к ереси. Ты не можешь развить доктрину только с текста (пр.: унитарии). Лютер, Кальвин, Уэсли, Эдвардс
Были убеждены в необходимости богосл. занятий. Они говорили о дополнительном откровении. На Соборах (Никея и пр.) Отцы собирались вместе и ждали Св. Духа для богословских размышлений о том, как им пользоваться текстом в тех ситуациях, которые и вызвали к жизни их собрания. Необходимо богословствовать, чтобы применить текст к жизни.

Существует идея о веках мрака. Однако изучение истории показывает кипение богословской мысли (и до Лютера). Уиклиф, Савонарола. Но даже в
(конформистской( среде мы находим достжения осмысления божественной реальности на языке своего времени. Бог славно проявлял себя всегда. (Дж.
Эдвардс: A History of the Woke of Redemption.) Прекрасным примером будет творчество Ансельма Кентербеийского — Cur Deus Homo — христология! Это — один из основных стержней в богословии, напрямую выходящий на практику отношений с Богом.

БОГОСЛОВИЕ — ВЕРА ИЩУЩАЯ ПОНИМАНИЯ. Fides Quarens Intellectum
(Ансельм). Богословие возникает автоматически! Вы думаете о тексте, задаете вопросы к нему и т.д. Т.о. вопрос не в том, нужно ли нам богословие, но — хотим ли мы хорошего или плохого богословия?! Августин: (Любить Бога разумом( – мы нуждаемся в богословской мысли, чтобы расти в Боге.

Любить Бога разумом — помещать все мысли, концепции, системы в Божье присутствие. Мы мыслим богословски, когда думаем об отношениях Бога к миру, о месте веры в жизни.

Но нельзя мыслить в одиночку! (: Мы сможем легко убедиться в том, что для принесения Ев. людям, необходимо глубокое понимание культур, систем, религий, концепций философской антропологии, концепций отношений человека с
Богом. |ПР.: Индуистская концепция (аннигиляции( — вечная жизнь ужасна для индуса. Существование — страдание.| Нам не избегнуть контакта с представителями разных культур и религий. Современный мир — глобальная деревня. (пояснить.) Сегодня наши дети сидят за одной партой, а мы учимся и работаем в одних группах с носителями таких мировоззрений, которые были раньше за тысячи километров от нас и о кот. мы и вовсе не слыхивали.
Правда, в России подобная диффузия не столь велика. Но наше о-во открыто для проникновения идей, что зачастую приводит к эклектизму в умах. Да и вообще, большая дифракция менталитета затрудняет понимание. (пояснить.)
Необходимо изучать структуры человеческого мышления (это уже на грани психологии-душепопечительства). Отсутствие же классического образования и выпадание из преемственного опыта глобальных мыслительных процессов, отсутствие осмысления их, приводит к дурной “простоте”. Человек не вполне отдает отчет в своих собственных воззрениях и в том, что их породило
(достойно ли оно принятия). Оказавшись в Церкви такой человек не в состоянии вполне прежить глубину веры, осмыслить ее. Он подходит к ней “по- пионерски” (пояснить.)

Богословие абс. нуждается в том, чтобы дать нам понимание нашей веры — чтобы (напр. в общении с будд.) не просто некритически цитировать
Писание/РСБ, но говорить о его содержании, понимать образ библейских дискурсов (разного рода анализы, от низшего-высшего до структурально- культурологического критицизма), осмысливать и оценивать его аргументы.
Посл. к Евр.: (облако свидетелей(. Мы часть Церкви (одной Церкви!) — на земе и на небесах. Мы, просто, последняя (в смысле, очередная) часть здания
Церкви.

Ансельм начинал богословие с молитвы. (Невозможно вполне постигнуть духовные реалии в посюстороннем состоянии). Однако, мы нуждаеся в некоторой согласованности взгладов, чтобы понимать, что редмет нашей веры имеет смысл. Мы не можем вполне верить в то, что не имеет смысла. (Хотя, конечно, нужны глубочайшие расуждения о структурах разума, смысла и их согласованности — от Канта до Витгенштейна). Как бы то ни было, но мы имеем разум, как неотъемл. часть нашего бытия. (Любить Бога разумом(, а (люби, и делай что хочешь(! Необходима дисциплина разума и его работа.

Итак, наша последовательность — Философия религии |со всеми гуманитарными науками: философией, историей, психологией, лингвистикой| (не только цитировать текст по причине многообразия мира) – гносеология
|пояснить о структурах разума| (факт разума) – !вера ищущая понимания! – построение определенной гармонии своих и Церковных христианских воззрений на уровне современного метадискурса.

Сегодня многиие богословы не имеют системы. Этот век не любит систем.
Но мы хотим иметь когерентную систему, знать — как вещи соотносятся друг с другом. |ПР.: как будет строиться богословия вокруг утверждения, что
Христос = высший ангел?!| Во Христе все соединено (Еф. 1:10 – a)nakefalaiw/sasJai, Евр. 1:3 – fe/rwn te ta pa/nta tw=? r(h/mati th=j duva/mewj au)tou=). Все соединено. Мир сейчас под господством Бога. Хотя не все охватимо разумом, но все соединено! A(W Велико, если не всеохватывающе, влияние доктрин друг на друга. |Показать взаимное влияние различных доктрин| Lo/goj (Ин.1:1-18) – мудрость Бога. Телеология. Когерентность плана Божьего действия. Попытка ухватить эту дивную картину бож. славы конечным языком — систематическое богословие.

Но есть и др. области применения. Мы живем в плюралстическом о-ве.
Богословие создается не только для нашего удовольствия. |ПР.: Ириней и борьба с ересями. Что он сделал — изучал их. Он изучил другие традиции и применил Писание к ним.

Истина Христа – одна во все времена. Величайшая истина многолика, она не похожа на плоскость. Мы ухватываем части ее, которые необходимы нам, которые ближе к нуждам нашего времени и путям нашего мышления. (Лютер – оправдание, Уэсли – освящение, Тиллих – на границе /хотя Тиллих является довольно специфическим примером/, Барт – христология, МакГрат – восстановление наследия Реформации. Др. т.ж. стараются освежить и изложить на современном языке традиционные церковные истины — это не древние сказки). |ПР.: Тот же МакГрат говорит, что смерть Христа – участие Бога в страданиях => Бог не устранился и человек может выйти из кризиса покинутости! – этот выход может быть основательнее, нежели чисто психологический расслабон в компании, в т.ч. церковной(() || Бультман, напр., стремится изложить новозаветную весть на языке экзистенциальной аутентичности человека (каковой он считает наиболее доступным для человека, в противовес архаичной мыслительной парадигме НЗ) (пояснить) – здесь тоже можно отвергнуть его проект, но если при этом человек останется в 2-х мирах
(как пишет Эриксон), то еще неизвестно, где больше аутентичности!|

Истина многолика. Какой же частью ее занимается систематическое–догматическое богословие? (пояснить термины.) Что входит в него? Первой предпосылкой догматического богословия является основное богословие. Второй, у некоторых авторов сливающейся в первой, составляющей является философия религии. Они рассматривает самые общие истины относительно человеческого мышления о Боге — сущность и происхождение религии, возможности религиозного мировоззрения, вопросы гносеологии – аспекты богопознания (рациональный-”натуральный”, эмоциональный, волюнтаристский), далее преходит к природе откровения и влиянию религии на внешний и внутренний мир человека, с разных позиций. Далее идет основной источник христианского богословия — Библия. Здесь нам необходимо рассмотреть такие вопросы, как статус Библии, ее происхождение и достоверность, бросить взглад на различные методы анализа Библии (ко. мы уже упоминали). Рассмотреть с позиций основного богословия и философской герменевтики (второе очень кратко) вопросы авторитета Библии, категории богодухновенности и вопросы о “местонахождении” истины. |отн. материального характера Библии как книги|. Это мы позже рассмотрим подробно (вопр. герменевтики).

Наконец, источниками богословия, о чем мы так же говорили, являются традиция Церкви (если мы принадлежим к церкви, основанной Христом), деятельность разума и феномены опыта. Давайте порассуждаем об этих двух вещах.

/Даннинг/— Идея предания в иудео-христианском мышлении (parado/sij - нечто изложенное, traditio - нечто переданное)–От устного предания к письменному в I веке–Предание как истолкование текста–Предание в символах веры |спросить и рассказать| (развить). Важность предания: 1)Необходимость интерпретационного подхода к Библии наравне с герменевтическими редукциями фундаментализма; 2)Необходимость предпонимания текста; 3)Необходимость понятного, современного истолкования. Все это достигается в условиях существования единой традиции, восходящей ко Христу и апостолам, но достигающей до сегоднящнего понимания вопросов познания.

Относительно опыта.– Трудно определить его. Опыт Бога “в лоб”, очевидно невозможен. Общие моменты: 1) Переживание священного; 2) Внутренняя духовная ориентация/переориентация человека. Опыт нахождения под Божьим воздействием (Св. Духа), как расширение понятия.– Опыт как канал откровения. /Тиллих, СистБ, 1:42/: Событие, которое лежит в основании христианства, не заимствовано из опыта; оно исторически объективно. Опыт — не источник, откуда проистекает содержание систематического богословия, но средство, через которое это содержание экзистенциально воспринимается.–
Опыт как источник подтверждения. Опыт Лютера в нерешаемости проблемы вины заслугами. (примеры из нашей практики.) Павел: “думаю и я имею Духа
Божия”.– Проблема соотношения Слова и Духа. Аксиома непротиворечия (но().

Попробуем дать общее определение (не вкл. источники): Систематическое богословие изучает христианскую веру в рациональных (но не рационализирующих) утверждениях, упорядочено раскрывая ее, в связи с мыслью и образом жизни настоящего времени, являясь конструктивным анализом структуры и терминологии христианского языка (в их изменчивости) /Дж.Лайн,
Г.Кауфман/.

Отсуда истекают следующие аспекты Сист. Богословия: конструктивность (а не старые песни); актуальность; согласованность; полнота (не “голая” сотериология), рациональность семантическая, логическая, методологическая.
Наконец, нельзя умалять задачу перспективизации (в свете постоянного сдвига картины мира). “В богословии компетентен только Бог”, не так ли?! Из-за чрезвычайности и трансцендентности материала возникает необходимость опираться на большой объем гуманитарных дисциплин, которые изменяются. (Т. е. разум преосмысливает себя и изменяется его концептуальный продукт – философия). /Даннинг/ Лучшее, на что может надеятся ученый, — это четко обрисовать преспективу, в которой следует рассматривать систематическое богословие и, пользуясь логическим мышлением, изложить результаты исследования так, чтобы они ей соответствовали.

/Кауфман, СистБ, ix/ Важно различать собственно перспективу, в которой рассматривается систематическое богословие, и детальный анализ богословских доктрин. Богословская перспектива влияет на то, как ученый ставит вопросы, а также на ответы, которые он предлагает; она придает очертания фундаментальным суждениям, касающимся важных в богословском плане материй, а также способам разрешения проблем;она работает на всех уровнях мышления(
Короче говоря, перспектива — детерминирующий фактор его мышления как ученого, хотя часто она остается незамеченной или неизвестной (порой даже для самого богослова.

/Тиллих, СистБ, 1:159/ Самое важное — это перспектива.

Заключение. Основа богословия — Писание. Писание – нечто непреходящее в
Церкви (феноменологически). Все суждения основываются на Писании. Поэтому мы не отвергаем Писание. Церковная традиция живет им. Надо как-то начать
(хотя это утв. уязвимо для критики — мы не можем apriori быть уверенными в тех процессах, которые привели нас к доверию Писанию. Уверенность в Боге есть более безусловная категория). Мы говорим Слово Божие, интерпретируя
Писание. Диалектика христианского богословия. Мы говорим Слово Бога, будучи судимы им. Богослов, который не служит (хорошо служит) Слову Бога – плохой богослов. Мы уйдем от церкви, уйдя от Писания. Но мы не можем и быть в
Церкви отстраняясь от ее понимания Писания!
Этим мы и займемся в следующей лекции. писание. Его природа, связь с Богом,
Христом и традицией. Sola Scriptura. Идеи Писания и слои интерпретации.
Кризис Писания ((). Мы не можем судить Писание.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!