Албанская Православная Церковь
АЛБАНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
История
христианства в Албании насчитывает почти две тысячи лет. Христианские общины
стали складываться здесь вскоре после начала апостольской проповеди. На
Бератском Соборе в 1922 году была провозглашена автокефалия Албанской
Православной Церкви, которую в 1937 году признал Константинопольский
Патриархат. В 1967 году Албания была объявлена атеистическим государством, и
гонения на православных приняли массовый характер. Весной 1991 год пал
коммунистический режим, и началось восстановление Православной Церкви и всей
религиозной жизни в стране.
ИСТОРИЯ АЛБАНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
История
христианства в Албании насчитывает почти две тысячи лет.
Древнейшее
население территории Албании - иллирийцы - было подчинено Римской империей к I
веку по Р. X. Территория Албании разделялась между 2 римскими провинциями:
Иллириком и Македонией.
Христианские
общины стали складываться здесь вскоре после начала апостольской проповеди.
Апостол Павел, который в 55-57 гг. по Р. X. из Коринфа пишет послание римлянам,
замечает "благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и
окрестности до Иллирика" (Рим 15. 19). Следующие слова: "Притом я
старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не
созидать на чужом основании" - дают возможность предположить, что апостол
Павел лично или через своих ближайших помощников первым насаждал семена
Евангелия на территории Албании. Его пребывание в Никополе (ок. Превезы, Греция)
неоспоримо (Тит 3. 12), как и апостольская деятельность его ближайшего
сотрудника Тита в Далмации (2 Тим 4. 10). Древнее предание считает апостолом
этого региона Кесаря,- одного из 70. По другим преданиям, именно апостол Павел
поставил Кесаря первым епископом Диррахия (совр. Дуррес). Более ясное
свидетельство о наличии церковной общины в Диррахии дает история мученичества
епископа Астия в 98 г. по Р. X. (пам. 4 июня).
В кон. III в.,
при императоре Диоклетиане, территория Албании была разделена между тремя
провинциями, которым соответствовали христианские епархии. Северный регион с
центром в Скодре (совр. Шкодер, правильнее с албан. Шкодра) составлял часть
Превалитанской епархии, центральный, до р. Аоос (совр. Вьоса), - епархию Нов.
Эпира с кафедрой в Диррахии, а район совр. Албании к югу от Авлона (совр.
Влёра) относился к епархии Ст. Эпир с центром в Никополе.
В эпоху поздней
Римской империи Иллирик и Греция входили в самоуправляемый Фессалоникийский
викариат, подчиненный Риму. Из 9 епископов викариата митрополит Диррахия
занимал 5-е место. На территории современной Южной Албании с 429 г.
существовала Дриинопольская епископия.
С конца VI века
в ходе продвижения славянских племен на Балканский полуостров происходили
значительные изменения в составе населения территории Албании. В то же время
из-за военной и политической обстановки греко-римские города переживали упадок
и многие епископские кафедры были перенесены в другие города или упразднены.
Дополнительные свидетельства о жизни христиан на территории Албании дают имена
раннехристианских святых епископов и археологические находки. Известны мученики
первых веков христианства: святые еп. Елевферий Иллирийский ( 120), его мать
Анфия, Донат и Ферин ( 250, в Бутроте), Данакс (III в.), Исавр диакон и др.
Христианские захоронения за стенами Бутрота (ок. II в.) - самое древнее
археологическое свидетельство наличия христианской общины в регионе современной
Албании. В различных районах Албании найдены христианские базилики V-VI вв.
Из актов
Вселенских и Поместных Соборов известны епископы в Албании: Евхарий
Диррахийский, Феликс, еп. Аполлонии и Бюлиса,- участвовали в III Вселенском
Соборе 431г.; Лука Диррахийский, Евсевий Аполлонийский, Перегрин Финикский,
Клавдий Анхиазмский, Евтихий Адрианопольский - в IV Вселенском Соборе 451 г.;
еп. Сотир Авлонский - в V Вселенском Соборе 553 г.; еп. Сисинний Диррахийский -
в Трул. Соборе 691-692 гг.; епископы Ипатий и Филипп были на Поместном Соборе
516 г. в Эпире (в Никополе). В источниках упоминаются Валериан, еп. Финикский при
византийском императоре Льве I, еп. Константин (523-539), еп. Евстафий (586).
Второй период
(731 до нач. XI в.) начинается с присоединения Восточного Иллирика византийским
императором Львом III Исавром к Константинопольскому Патриархату и завершается
подчинением многих епископий современной Албании Охридской архиепископии.
В 3-й петиции Константинопольского Патриархата Диррахийская митрополия занимает
15-е место. В нее входят 8 епископий: Фамнис, Скампа, Ликинид (совр. Охрид,
Македония), Амантия, Бюлис, Атрад, Авлон и Акрокеравний (Главеница). В 10-й
нотиции (нач. X в.) митрополит Диррахия стоит на 42-м месте (перед Смирнским) с
15 епископами своей юрисдикции, в том числе на территории современной Албании в
городах Стефаниак, Хуновия (совр. Буррели), Кроа (Круя), Элисс (совр. Лежа), и
др.. Приведение этих названий показывает довольно развитую церковную
организацию, а также возникновение новых епископий при сохранении старых, хотя
и с измененным порядковым номером. Из Диррахийских митрополитов в этот период
известны Никифор, упомянутый в актах VII Вселенского Собора (787), и Лукиан,
подписавший протоколы Константинопольского Собора 879 г. Сохранились также
имена иерархов Дриинопольской епископии, в числе которых Косма (754-787),
который представлял Эпир на VII Вселенском Соборе, и Василий I (822). Вxили в
начале XI в. подвизался и пострадал недалеко от современной Эльбасана св. князь
Иоанн-Владимир (22 мая 1015), св. мощи которого сохранились в одноименном
монастыре.
Третий период
(нач. XIв.- 1767) В конце IX - начале XI в. Албания входила в Болгарское
царство Самуила. В 1018г., после завоевания Византией Болгарского царства,
император Василий II для управления Церковью на присоединенных к империи
болгарских землях создал Охридскую архиепископию, включив в ее юрисдикцию 32
церковные епархии на территории современных государств Болгарии, Македонии, Юж.
Сербии и Албании. На территории современной Албании в нее вошли пять епископий:
Акрокеравнийская (Главеница), Пульхериопольская (Берат), Церникская, Адрианопольская,
Бутротская. Диррахийская митрополия в ХI-ХIП вв. по-прежнему входила в
юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Среди окормлявших ее архиереев
известны: Лаврентий (1025), Константин Кавасила (1180), Роман (1240). Последнее
упоминание митрополита Диррахийского в юрисдикции Константинполя относится к
1280 г., позднее он числится в юрисдикции Охрида. Как произошел переход в др.
юрисдикцию - неясно. Родом из Диррахия был византийский музыкант св. Иоанн
Кукузель (XII или XIII в., пам. 1 окт.), который жил на Святой горе. На Афоне
подвизались также святые Нифонт (1330), пам. 14 июня) из Люковы близ Хи-мары и
Нил Эрихиот (Ерикусийский) (1350, пам. 10 или 16 авг.) из Канины.
Захват
Византийской империи латинянами (1204) привел к тому, что в регионе современной
Албании, особенно в северном районе (Шкодер, Круя), было сильно влияние
католической Церкви. В 1273 г., после гибели во время землетрясения
православного митрополита, на Диррахийскую кафедру был поставлен католический
епископ.
Возникновение
первого государственного объединения - Арберийского княжества, или принципата,-
относится к кон. XII в. В дальнейшем части территории Албании в разное время
входили в состав Эпирского деспотата, Византии, Болгарского и Сербского царств.
В 1335 г.
византийский император Андроник III предпринял поход из Константинополя и
достиг Диррахия, восстанавливая византийское господство на территории Албании,
но империя потеряла контроль над этими территориями уже в 40-х гг. В середине
XIV в. Албания попала под власть Сербского государства, что привело к упадку
многие епархии. После смерти Стефана Душана (1355) его обширное царство
распалось; на его территории стали образовываться небольшие княжества. Среди
крупных родов выделялись Топия (юж. ветвь - Арианити). В 1392 г. князья фамилии
Топия передали Диррахий венецианцам, которые контролировали его до 1501 г. В
начале XV в. большинство районов Албании были покорены турецким султаном или
признали вассальную зависимость от него. В течение почти всего XV в. Албания
сопротивлялась турецкому завоеванию. Это сопротивление связано с именем
национального героя Албании Георгия Кастриоти, прозванного Скандербегом. В 1443
г. он изгнал турок из своих родовых владений в Круе и поставил под свой
контроль значительные территории современной Албании, создав союз (лигу)
князей. Он успешно отразил карательные походы 2 турецких султанов, заручился
поддержкой Неаполитанского королевства и папства. После смерти Скандербега в
1468 г. его преемники продолжали оказывать сопротивление османским завоевателям.
Только в 1479 г., после падения Шкодера и Дурреса, османам удалось установить
свое господство над всей Албании.
В период пребывания Диррахийской епархии в юрисдикции Охридской архиепископии в
источниках упоминается то митрополит, носящий титул предстоятеля Церкви
Диррахия и Гора-Мокра, то митрополит Диррахия и епископ Гора-Мокра. В этот
период наиболее известны митрополиты Диррахия: Даниил (1693; с 1694 г. еп.
Корчинский), Косма (1694; "митрополит Дирра-хийский и Далматский"),
Неофит (1760), Григорий (1767).
О времени
основания Белиградской митрополии точных свидетельств не сохранилось (Белиград
- совр. Берат). Название Белиград встречается в начале XIV в.. Город был
завоеван османами в 1431 г. Упоминаются 20 имен архиереев Белиградской
митрополии, из которых наиболее известными являются Игнатий (1691 -1693;
впоследствии архиеп. Охридский) и Иоасаф I (1752-1760 и 1765-1801).
При Иоасафе
Белиградская митрополия вернулась в юрисдикцию Константинопольского
Патриархата.
Корчинская
область еще до построения самого г. Корча (1490) относилась к Касторийской
митрополии (Кастория - совр. территория Греции), которая также входила в
Охридскую архиепископию. Корчинская митрополия основана в начале XVII в., она
объединила Колонийскую, Деволскую и Селасфорскую (Селасфор - совр. Звезда)
епископии. Первым известным епископом Корчинским является Неофит (1624 и 1628).
В 1670 г. архиепископ Охридский Парфений, происходивший из Корчи, возвысил свой
родной город в ранг митрополии, первый епископ которой носил титул митрополита
Корчинского, Селасфорского и Мосхопольского.
Епископии Южной
Албании по-прежнему входили в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Из
известных 18 Дельвинских епископов наиболее древний - Ма(на)сия (1270), среди
прочих выделяются ученый муж Захария (1670-1682) - неустанный проповедник,
Манассия (1682-1695) - создатель школ в селах своей епархии, предшественник в
этом святого равноапостольного Космы Этолийского (пам. 4 авг.). Имеется
множество свидетельств об истории епископии Дриинопольской в XI-XVIII вв. Из
известных 41 ее епископа такие выдающиеся, как Софиан (1672-1700) - борец
против исламизации, Митрофан (1752-1760) - музыковед и Досифей (1760-1799),
которому в эпоху господства мусульманских властей удалось воздвигнуть ок. 70
храмов.
В период
османского владычества самым серьезным испытанием для Церкви Албании было
массовое принятие ислама албанцами. Исламизации населения способствовало и
отсутствие христианской литературы на родном языке. В то же время в приморском
регионе Химары действовали различные пропагандистские римо-католические миссии.
Для укрепления Православия во многих районах с XVII в. возводились новые
монастыри, которые превращались в центры духовного делания, противостояния
иноверию, воспитания, напр., в монастырях Равенийском, Пепельском, Дринском,
Чепском, Поличанском, Чатистском, Каменском, Лесиницком, Кокамьяском,
Паяашском, Химарском, Дримадском, Кипарском, Хормовском, Кодрском, Арденицком,
Аполлонийском, Пред-теченском в Мосхополе (совр. Воскопоя) и др. Православное
население поддерживали клирики. Особенно отличался иеромонах Нектарий (Тер-пос)
из Мосхополя. Он подвизался в период с 1719 по 1730 г. в области Берата и
Спафии. Бежал от преследований в Италию, где издал свою книгу "Вера",
которой старался отвратить православных от ислама. Во многих местах Албании со
строительством храмов и организацией школ сопротивление исламу усиливалось. В
числе наиболее важных центров был Мосхополь, построенный в труднодоступной
гористой местности. Большое положительное значение имело отсутствие в городе
военной османской администрации. В XVIII в. он имел примерно 60 тыс. жителей.
Население его было достаточно однородно в религиозном и социальном отношении -
это были православные купцы и ремесленники. Экономическое благосостояние и
городское самоуправление определили и высокий культурный уровень жизни в
городе. Большую славу стяжала "Новая Академия" Мосхополя (1744), ее
библиотека и типография. В городе было 20 храмов. До 1670 г. Мосхополь
непосредственно подчинялся архиепископу Охридскому, а затем - Корчинской
митрополии. Его упадок начался после разграбления, которому он в условиях
феодальной анархии трижды подвергся в 60-80-х гг. XVIII в.; ныне превратился в
деревню.
Чтобы избежать
исламизации и сохранить свою веру, отдельные группы христиан в период
османского завоевания предпочитали становиться "криптохристианами".
Они имели имена и внешнее поведение мусульман, однако в семейной жизни
сохраняли православные традиции. Наиболее типичным случаем криптохристианства в
Албании является Тоскидон (Спафия) - горный район южнее Эльбасана. Это явление
продолжалось с конца XVII до конца XIX в. В этом регионе были и новомученики:
прп. Никодим (1722), Эльбасан, пам. 11 июля) и Христос Садовник, или Арванитис
(т. е. Албанец, 1748), пам. 12 февр.).
Четвертый
период (1767-1937): от упразднения автокефалии Охридской архиепископии до
канонического дарования автокефалии Албанской Православной Церкви.
В этот период
реорганизуются митрополии и епископии, строятся новые храмы и предпринимаются
систематические усилия по духовному пробуждению православных. Выдающейся
личностью этой эпохи является св. Косма Этолийский, который с 1775 г.
подвизался в Албании, завершив свою миссионерскую деятельность мученичеством в
1779 г. в Берате. Спустя 30 лет др. святой, вероятно, из Спафии - сщмч. Никита
Албанский, проповедовал Христа и пострадал в районе Серр и Драмы (1809, пам. 19
февр.).
В ХVIII-ХIХ вв.
предпринимались попытки перевода Священного Писания на албанский язык. Среди
переводчиков первым упоминается иером. Григорий Константинидис, впоследствии
митрополит Диррахия, который перевел Ветхий и Новый Завет, используя албанскую
графику, но этот перевод не сохранился. В XIX в. Григорий Аргирокастрский (еп.
Эвбейский) опубликовал перевод Нового Завета на албанском языке греческой
графикой. Позднее свет увидели переводы К. Христо-форидиса на гегском (1869) и
тоскском (1879) наречиях также греческими литерами.
В этот период
выдвинулись иерархи: митрополиты Диррахия Григорий Константинидис Мосхополит
(1767-1772) и Хрисанф из Мадита (1821-1823), один из создателей нового метода,
греческой певческой нотации; митрополиты Дриинупольские Досифей (1760-1799),
Гавриил Сифносский (1799-1827), Иоаким Хиосский (1828-1835), который дважды
восходил на Константинопольский Патриарший престол (1860-1863 и 1873-1878; см.
Иоаким II, Патриарх Константинопольский); Белиградские митрополиты Иоасаф II
(1802-1855) и Анфим Алексудис (1855-1887).
В 1878-1881 гг.
возникло и получило развитие самое крупное общенациональное движение за
автономию и территориальную целостность Албании, известное под названием
Албанская лига, или Лига Призрена. Добившаяся фактической автономии Северной
Албании и Косова, Лига в итоге была разгромлена Турцией. Попытка возродить
движение в 1899-1900 гг. (Лига Пейи) также окончилась неудачей. Только в
результате народных восстаний 1909-1912 гг. стало возможным завоевание
независимости Албании. 28 ноября 1912 г. в г. Влёра была провозглашена
независимость Албании и образовано правительство во главе с Исмаилом Кемали -
этот день отмечается как национальный праздник.
Великие державы
признали независимость Албании только через 2 года.
С момента
создания в 1912 году независимого албанского государства начинается новый
период истории Православной Церкви в Албании. В этот момент возникает
настоятельная необходимость самостоятельности албанских религиозных общин. В
решении этого вопроса важную роль сыграла албанская диаспора в Америке и в
Европе. Значительной была деятельность еп. Дурреса Фана Ноли (Феофан Стилиан
Ноли), выступавшего за автокефалию Албанской Церкви и демократические
преобразования в стране; он возглавил антифеодальную революцию 1924 г. и стал
премьер-министром демократического правительства. Епископ Фан Ноли перевел
многие церковные тексты на албанский язык, настаивал на введении албанского
языка в богослужение.
Первое
провозглашение автокефалии Албанской Православной Церкви состоялось на
Бератском Соборе 10-12 сент. 1922 г. В 1937 г. автокефалия Албанской
Православной Церкви была признана Константинопольским Патриархатом.
В декабре 1924
г. в Албании произошел государственный переворот - правительство еп. Фана Ноли
было свергнуто, и в стране установился диктаторский режим полковника А. Зогу, в
1925 г. Зогу стал президентом республики, а в 1928 г.- "королем всех
албанцев".
После оккупации
в 1939 г. Албания, была включена в состав Италии. Начались попытки подчинении
православного населения по власть Римского понтифика через унию. С этой целью
римско-католические миссионерские ордена стали проникать в южные районы страны.
После освобождения Албании от захватчиков, к власти в стране пришли коммунисты.
В январе 1946 г. была провозглашена Народная Республика Албания во главе с
генеральным секретарем Коммунистической партии Албании Э. Ходжей (1908-1985).
Начались политические репрессии, преследование верующих. 4 апреля 1967 г.
появился документ, запрещающий любое отправление культа. Албания была объявлена
атеистическим государством. Конституция 1976 г. содержала статьи о непризнании
религии государством (Ст. 36) и о запрещении религиозных организаций,
религиозной деятельности и пропаганды (Ст. 54). Гонения приняли массовый
характер. Были разрушены сотни храмов, большинство монастырей, уцелевшие храмы
и монастыри превращены в мастерские, склады и т. п. Клирики были лишены сана,
заключены в тюрьму или отправлены в ссылку, многие из них приняли мученическую
смерть, в т. ч. архиепископ Виссарион, викарный епископ Аполлонийский Ириней.
Это было гонение в отношении всех религиозных общин Албании. Весной 1991 г. пал
коммунистический режим и в Албании установилась многопартийная система.
Открылись храмы. Началось восстановление православной Церкви и всей религиозной
жизни в стране.
Список
литературы
Для подготовки данной работы
были использованы материалы с сайта http://www.pravoslavie.ru/