Мифология древней Греции
Мифология
древней Греции
Древнегреческое
общество прошло долгий путь развития от самого темного, архаического периода до
развитой цивилизации. Мифы, в которых выражалось его мировоззрение, изменялись
вместе с развитием общества.
Доолимпийский
этап развития мифов пришелся на историческую эпоху, когда человек чувствовал
себя беззащитным перед силами природы. Окружающий мир представлялся ему в виде
первобытного хаоса, в котором действовали неуправляемые, страшные для человека
стихии. Главной действующей силой природы мыслилась земля, все порождающая и
всему дающая начало. Земля порождала чудовищ, олицетворявших ее темную
хтоническую силу. Таковы титаны, циклопы и "гекатонхейры" - сторукие
чудища, пугавшие воображение человека. Таков многоголовый змей Тифон. Таковы
страшные богини Эринии - старухи с собачьеми головами и змеями в распущенных
волосах. В этот же период появились и кровожадный пес Кербер, и лернейская
гидра, и химера с тремя головами. Окружающий мир пугал человека, представлялся
ему враждебным, заставлял прятаться и искать спасения.
Божества
доолимпийского периода были далеки от тех идеальных изваяний, которые
представляются нам при слове "греческая мифологий". Идея божества
(по-гречески - демона) была еще неотделена от предмета, который мыслился его
олицетворением. Например, в городе Сикионе (Пелопоннес) Зевса изначально
почитали в виде каменной пирамиды. В городе Феспии (Беотия) Геру представляли в
виде обрубка древесного ствола, а на острове Самос - в виде доски. Богиня Лето
была представлена необработанным поленом.
Однако развитие
древнегреческого общества не стояло на месте. Подъем хозяйственной деятельности
укрепил веру человека в себя, позволил ему смелее взглянуть на окружающий мир.
Период к патриархату породил новый вид мифологического персонажа - знаменитого
древнегреческого героя, победителя чудовищ и основателя государств. Один из
самых значительных мифоф этого периода - победа солнечного бога Аполлона над
змеем Тифоном. Герой Кадм убивает дракона и на месте победы основывает город
Фивы. Персей побеждает страшное хтоническое чудовище Медузу, один взгляд
которой превращал людей в камни. Беллерофонт избавляет людей от Химеры, а
Мелеагр - от калидонского вепря. И, наконец, наступает самый яркий период
борьбы человека над миром, прежде казавшимся враждебным, а теперь становящимся
пригодным для обитания. Геракл, сын Зевса, совершает свои двенадцать подвигов и
окончательно дарует людям этот мир.
Героический
период древнегреческой мифологии предствлен двумя выдающимися эпическими
произведениями, лежащими в основе всей современной европейской литературы -
"Илиадой" и "Одиссеей". В них ярко описаны подвиги героев,
совершенные во время многолетней войны между ахейцами-греками и жителями города
Трои, стоявшего на азиатском побережье пролива Геллеспонт.
По мнению
современных исследователей, Троянская война произошла в XIII веке до нашей эры.
Вскоре после этого на Балканский полуостров вторглись северные племена
дорийцев, уничтожившие Крито-Микенскую цивилизацию. Несколько столетий спустя
греческая цивилизация возродилась, и к V веку до нашей эры достигла расцвета.
Именно этот период развития древнегреческого общества считается классическим,
именно от этого периода до нас дошли произведения искусства, изображающие богов
и богинь как внешне совершенных, безупречных существ.
Мифологические
воззрения древнего мира продолжали развиваться и изменяться. Греция переживала
наплыв восточных культов, сами греческие мифы подвергались различным
философским и поэтическим толкованиям. Приход христианства положил конец
почитанию божеств, однако сами древнегреческие мифы, образы древних божеств и
рассказы о них продолжали бытовать в Средневековье и продолжают привлекать к
себе внимание и в наши дни.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://greekroman.ru/