Пелоп
Пелоп
Пелоп,
Пелопс (P e l o y) · герой, сын Тантала. Убив Пелопа, Тантал пригласил богов на
пир и подал им угощение, приготовленное из его тела. Разгневанные боги,
отвергнув эту нечестивую трапезу, приказали Гермесу вернуть Пелопа к жизни.
Гермес выполнил волю богов, погрузив разрозненные члены Пелопа в котел с
кипящей водой; юноша вышел из него наделенным необычайной красотой (Pind. Ol. I
37-50). Только одно его плечо (которое в задумчивости съела Деметра,
опечаленная исчезновением дочери Персефоны) пришлось изготовить из слоновой
кости; с тех пор у потомков Пелопа на левом плече сохранялось белое пятно.
Пелоп
унаследовал от отца власть над областью Сипила, но, теснимый троянским царем
Илом, решил переправиться в Грецию, захватив с собой свои несметные сокровища.
Для этой цели его покровитель Посейдон подарил ему золотую колесницу,
запряженную крылатыми конями; при переправе через море кони мчались так легко,
что оси колесницы не касались волн.
В
Греции Пелоп стал свататься к Гипподамии, дочери Эномая, царствовавшего в Писе
(Элида). Эномай, испытывавший страсть к собственной дочери (вариант: ему была
предсказана смерть от будущего зятя), заставлял претендентов на руку Гипподамии
состязаться с ним в беге на колесницах. Он давал своему сопернику преимущество
во времени, а затем без труда нагонял его и поражал ударом копья в спину. К
моменту появления Пелопа в Писе Эномаем было убито двенадцать или тринадцать
человек; их могилы показывали в Олимпии еще во II в. н.э. (Paus. VI 21, 9).
Согласно одной версии мифа (Pind. Ol. I 67-88), Пелоп легко выиграл состязание
(или похитил Гипподамию) благодаря своим крылатым коням.
Более
распространен другой вариант мифа, по которому Пелоп воспользовался помощью
Миртила, возницы Эномая: он пообещал Миртилу, влюбленному в Гипподамию, но не
дерзавшему вступить в состязание с Эномаем, половину царства Эномая и обладание
Гипподамией в течение одной ночи. Гипподамия, покоренная красотой Пелопа,
уговорила Миртила оказать ему содействие. Миртил заменил металлическую чеку в
колеснице Эномая восковой, вследствие чего колесница разбилась и Эномай погиб
(Apollod. epit. II 3-9; Paus. VIII 14, 10-12). Пелоп, который хотел избавиться
от свидетеля его коварной победы (вариант: когда Миртил пытался овладеть Гипподамией),
столкнул его в море; Миртил, падая, проклял Пелопа и его род. Это
"проклятие Пелопидов" считалось одной из причин трагических
испытаний, выпавших на долю сыновей Пелопа - Атрея и Фиеста и их потомков
(Soph. El. 504-515; Eur. Orest. 988-994). Очищенный Гефестом от крови Миртила,
Пелоп унаследовал власть в Элиде и распространил ее на всю южную Грецию,
которая вместо прежнего названия "Апия" стала называться Пелопоннесом
("остров Пелопа").
Среди
его сыновей традиция называла: Трезена - героя-эпонима одноименного города в
северном Пелопоннесе, Алкафоя - деда Аякса, Питфея - деда Тесея. С именем
Пелопа в античности связывали установление Олимпийских игр. На территории
Альтиса в Олимпии находился священный участок Пелопа и святилище Гипподамии, в
которых совершались ежегодные обряды и жертвоприношения; к состязанию Пелопа с
Эномаем возводили бега на колесницах, входившие в программу Олимпийских
игр.
В
мифе о Пелопе широко распространенный мотив похищения невесты или состязания за
невесту сплелся с историческими воспоминаниями о древних связях южной Греции с
малоазийскими племенами, восходящими к середине II. тыс. до н.э.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://greekroman.ru/