Социология религии: статус, предмет, уровни знаний и методы исследования
Социология религии:
статус, предмет, уровни знаний и методы исследования
Яблоков И.Н., доктор
философских наук
Статус
Социология
религии начинает формироваться с середины XIX в. на пересечении двух
исследовательских потоков, в процессе их становления и конституирования:
социологии и религиоведения. Движение мысли в направлении обоих потоков было
неразрывно связано с развитием философии и прежде всего социальной философии,
философии истории, истории, этнографии и этнологии, культурантропологии,
социально-политических идей и т. п. В качестве близких для социологии религии
источников послужили идеи представителей многих отраслей знания (философии,
истории, этнографии, социологии): Б. Спинозы, Т. Гоббса, Г. Болинброка, Ш.
Монтескье, Ж. Руссо, К. Гельвеция, Л. Моргана, О. Конта, Г. Спенсера, а также
ряда уже упоминавшихся немецких философов. Основателями социологии религии
являются М. Вебер, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, Э. Трёльч.
Ныне
социология религии имеет междисциплинарный статус. Она представляет собой
важный раздел религиоведения и в то же время может быть рассмотрена в контексте
социологического знания.
Трудность
определения предмета социологии религии во многом связана с неопределенностью
социологического знания в целом; вопрос о предмете социологии остается пока еще
не решенным. Однако большинство социологов единодушны в признании того, что
социология изучает групповое взаимодействие, социальные отношения, социальные
организации, системы социального действия, социальные группы, формы
человеческих общностей; а социальное трактуется как совокупность общественных
отношений данного общества — экономических, политических и пр. В этом смысле
термины “социальное” и “общественное” близки по смыслу. Кроме указанных
употребляется и термин “социе-тальное” для характеристики общества, всей
системы общественных отношений в целом. Структура социологического знания
является многомерной и может быть описана по трем измерениям: объекту — общая и
отраслевая социология, функции — фундаментальная и прикладная, уровню —
теоретическая и эмпирическая социология. Общие социологические теории описывают
и объясняют общество в целом; специальные — занимаются изучением
функционирования и развития социальных общностей (отношений, взаимодействий и
пр.), отраслевые — исследуют различные сферы жизни общества2.
Социология предстает как отрасль науки, дифференцированная по “вертикали” (по
уровням общности: общая социологическая теория; теория определенной
общественной системы; специальные социологические теории) и по “горизонтали”
(по предмету изучения: социология города, деревни, труда, культуры и т. д.). С
этой точки зрения социология религии может рассматриваться как одна из
специальных и отраслевых социологии.
Статус
социологии религии в религиоведении иной, чем в социологии. Как было упомянуто,
в религиоведении базовой дисциплиной является философия религии, которая задает
тодологические принципы, в том числе и для социологии лигии. По отношению к
другим разделам религиоведения психологии, феноменологии и т. д. — социология
религии нимает равноположный статус; она интегрирована в систему
религиоведческого знания об одном — общем — объекте, рамках социологии она
соседствует со многими социологичес-кими дисциплинами — социологией города,
деревни, брака семьи, труда, политики, права, морали, искусства, культуры,
профессий, малых групп, массовых явлений, образования воспитания, массовых
коммуникаций и др. Объект социологии религии иной, чем объекты в этих разделах
социологического знания. В практике социологических исследований 6 указан-ных
разделах могут изучаться и изучаются вопросы религии под соответствующим углом
зрения; полученные знания носят прикладной характер.
В
социологии религии Сложился ряд направлений: понимающая социология социального
действия, компаративно-типологическая, структурно-функциональная,
феноменологическая, формальная социология, интегральная социология, социология
религии, базирующаяся на материалистическом понимании истории;
эмпирически-дескрептивная.
Предмет и уровни знаний
Существуют
разные взгляды на природу, характер знаний и методы в социологии религии.
1.
Социология религии — это эмпирическая наука, изучающая доступное чувственному
восприятию, занимается тем, что возможно наблюдать, измерить, проверить. Можно
предположить, что идея эмпиричности социологии религии у ряда исследователей
связана с намерением разграничить социологию и теологию (вероучение);
обосновать положение о том, что объект, на который 'направлено субъективное
религиозное поведение (сверхъесственное, Бог, трансцендентное и т.д.),
находится вне поля зрения социологического исследования.
Социология
религии должна оставлять за пределами своего изучения проблему возникновения,
происхождения религии. У одних исследователей эта точка зрения аргументируется
ссылкой на невозможность эмпирически наблюдать подобные процессы. Другие
(конфессиональные или конфессионально ориентированные) ученые полагают, что
вопрос о генезисе религии находится в компетенции теологии, вероучительных
концепций.
Социология
религии тождественна конкретно-социологическим исследованиям. Путем их
проведения она анализирует уровень и характер религиозности, разрабатывает
методологию, методику и технику этих исследований, устанавливает критерии и
типы религиозности и т. д. Социология религии рассматривает религию под углом
зрения ее места в общественной жизни, функций в общественной деятельности,
отношений к другим регуляторам человеческого общения, к иным формам социального
контроля. Для социологии религии характерен анализ религиозного комплекса в
аспекте его социального значения и соответствия имеющимся общественным
потребностям. Эта позиция подчеркивает важность социологического анализа
структуры и функций религии, воздейственность последней в контексте ее
взаимосвязей с другими областями общественной, групповой, индивидуальной
жизнедеятельности.
5.
Социология религии изучает социальные условия, вызвавшие к жизни религию, место
и роль религии в функционировании и развитии той или иной социальной системы.
Такое понимание задач социологии религии ориентирует исследователей на
необходимость изучения прежде всего социальных источников возникновения и
существования религии.
Можно
было бы предложить следующее определение предмета социологии религии: она
исследует религию как общественную подсистему; изучает общественные основы и
закономерности возникновения, развития, функционирования религии; анализирует
элементы, структуру, место, функции и роль религии в общественной системе,
влияние на другие элементы этой системы, а также специфику обратного
воздействия последних на религию. В состав социологической теории религии
входят: 1) фундаментальные положения, раскрывающие общественно-сущностные
характеристики религии, ее основы в истории и жизнедеятельности общества, групп
и индивидов; 2) знания о различных феноменах религии — о религиозном сознании,
культе, отношениях, объединениях, организациях и т. д.; 3) совокупность операционально
интерпретированных понятий и эмпирических обобщений — “религиозность”,
“религиозное поведение”, “типы религиозности” и пр. Операциональная система
понятий играет важную роль в разработке методики конкретно-социологических
исследований, а эмпирические обобщения служат основой дальнейшего
теоретического анализа; 4) методика конкретно-социологических исследований в
области религии. Конечно, имеются общие принципы методики, которые применяются
различных отраслях специальных социологии. Однако эти принципы должны
развиваться и конкретизироваться в соответствии с предметом исследования.
Не
стоит представлять указанные разделы не связанными друг с другом, поскольку
между ними не существует непроходимыx границ. Понимание их соотношения
предполагает признание возможности и необходимости движения мысли исследователя
как “сверху вниз”, так и “снизу вверх”.
Сказанное
позволяет утверждать, что социология религии рассматривает религию как на
теоретическом, так и на эмпирическом уровне, проводит категориально-концептуальные
и конкретно-социологические исследования. Она движется от явления к сущности,
направляет усилия на раскрытие сущностных отношений, на познание
закономерностей. Конечно, мир явлений религии многообразен и разнороден.
Социолог имеет дело с племенными, народностно-национальными, мировыми
религиями, с их многочисленными вариациями и особенностями, в разных странах и
у разных народов, спецификой в различных типах обществ и т. д. Однако все это
не должно смущать исследователя: логика научного мышления заставляет перейти от
видения поверхности к раскрытию глубинных, сущностных отношений.
Социология
религии имеет возможность вскрыть закономерности генезиса религии. Несомненно,
изучение происхождения религии связано с рядом трудностей: сведения об
общественной системе, в которой религия проходила эту фазу, нигде не могли быть
зафиксированы. Соответственно, социологу приходится пользоваться материалами
археологии, этнографии, палеоантропологии и т. д. И все же вооруженный научным
методом познания, он может создать теоретическую модель генезиса религии,
которая опиралась бы на определенную совокупность фактов. Разумеется, нельзя
объявлять никакую модель единственной и абсолютной, важно подчеркнуть то, что
их построение возможно, о чем свидетельствует история социологии религии.
Когда
говорят, что социология религии имеет своим предметом только социальные
условия, вызывающие к жизни религию, место и роль религии в функционировании и
развитии определенной социальной системы, то не учитывают всего многообразия
элементов и связей религиозного комплекса, которые должны быть в поле зрения
социолога. Социология религии призвана объяснить и общественные закономерности
развития самой религии, структуру и взаимодействие ее элементов. Религия есть
явление развивающееся. С переходом от одной фазы исторического развития к
другой трансформируются социальные, общественные, социумные основы религии,
механизмы ее порождения и воспроизводства. В ходе истории происходит
дифференциация религиозных представлений и культа, меняется место религии,
диапазон функций и т. д. Социология религии изучает общественные закономерности
развития и функционирования специфической подсистемы (религии) в контексте
развития и функционирования социума в целом.
Социология
религии — не замкнутая система знаний, она находится во взаимодействии с
другими религиоведческими дисциплинами. В силу того, что религия включает в
себя определенное мировоззрение, социологическое изучение религии не может быть
оторвано от решения философских проблем. С другой стороны, анализ социумных
основ раскрывает их связь с гносеологическими предпосылками религии, позволяет
глубже понять природу религиозного мировоззрения. Рассматривая структурные
элементы религии, социология религии не может пройти мимо анализа религиозного
сознания: массового, группового и индивидуального. Его изучение происходит в
области, граничащей с психологией религии, что обогащает исследования элементов
религии и в психологическом плане. Одновременно раскрытие структуры
религиозного сознания, роли религии и т. д. в социологическом плане требует
учета данных психологии религии. Социология религии, безусловно, связана с
исторической наукой и историей религии. Последние предоставляют материал,
служащий уточнению и конкретизации понятийного аппарата социологии религии. Она
в свою очередь помогает этим дисциплинам реконструировать систему общественных
отношений, взаимодействий в прошлых фазах развития социума, в различных
цивилизациях. Социология религии взаимодействует и с феноменологией религии.
Социология
религии связана с другими специальными социологиями и с частными общественными
науками. Этот процесс обусловлен тем обстоятельством, что общественные
подсистемы находятся в сложной взаимосвязи. Изучение любой из них может быть
плодотворным, если ведется с учетом достижений научных дисциплин, предметом
которых выступают другие подсистемы. Социологическое исследование религии
опирается на результаты, полученные в правоведении и социологии права,
искусствоведении и социологии искусства, этике и социологии морали, социологии
города, деревни, культуры и т. д. Материал этих наук используется социологией
религии под ее углом зрения. В свою очередь социолог в любой другой специальной
области может использовать данные, полученные социологией религии, поскольку
религия оказывает влияние (порой существенное) на мотивацию поведения людей, в
какой бы сфере общественной деятельности и отношений они ни участвовали.
Методы исследования
Характеристика
методов религиоведения может быть отнесена и к применяемым в социологии
религии: философскому, специальным обще- и частнонаучным, теоретическим и
эмпирическим методам. В них входят системный метод, анализ, синтез,
абстрагирование, моделирование, каузальный анализ, историзм, типологический,
феноменологический и герменевтический методы, структурно-функциональный анализ,
индукция, экстраполяция, наблюдение и др.
В
социологии различают методы категориально-концептуального и конкретного
социологического исследований. В ходе первого ведется разработка понятийного
аппарата науки, выясняется связь понятий друг с другом или с другими элементами
теории, устанавливаются звенья единиц знания или воссоздается его система и др.
Такое исследование осуществляется с помощью анализа и синтеза, дедукции,
восхождения от абстрактного к конкретному и др. Конкретное социологическое
исследование нельзя считать эмпирическим. Оно проходит ряд этапов: постановка
проблемы и выбор объекта и предмета; теоретическое уточнение и операциональная
интерпретация понятий; поиск и формулирование предварительной теоретической
гипотезы; сбор фактического материала; первичная обработка полученных данных;
анализ и теоретическая интерпретация эмпирического материала. Можно выделить
следующие приемы конкретного исследования: 1) методы, применяемые в ходе постановкл
проблем и задач, интерпретации понятий, формулирования гипотез (индукция и
дедукция, анализ и синтез, обобщение и ограничение, экстраполяция и т. д.); 2)
методы установления социальных фактов (изучение документов, контент-анализ,
наблюдение, опросы разного рода — интервью, анкетирование, тестирование); 3)
методы первичной обработки социологической информации (группировка,
ранжирование, составление статистических таблиц, корреляционный, дисперсионный,
факторный анализы и др.); 4) методы интернретации эмпирического материала
(анализ и синтез, типологизация, обобщение, абстрагирование, построение моделей
и пр.). Таким образом, в.ходе конкретно-социологического исследования при
меняется целый комплекс способов и приемов — как эмпирических, так и теоретических.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.religiovedenie.ru/