Эпос «Манас» и его значение в мировой культуре
Эпос «Манас» и его значение в мировой культуре
Молдобаев И.Б.
Огромную
роль в культурной жизни кыргызов играло устное творчество, вершиной которого
следует считать всемирно известный героический эпос «Манас». Вероятно, устная
поэзия знакома предкам кыргызов еще с III в. до н. э., когда термин «кыргыз»
стал известен благодаря китайским письменным источникам. С тех пор фольклор
кыргызов постепенно формировался и развивался.
Уже
в начале XII в. арабский автор Марвази отмечал у кыргызов наличие
певцов-импровизаторов. А еще 4 века спустя, в XVI в., таджикоязычное сочинение
«Маджму ат-таварих» («Собрание историй») включило отдельные эпизоды из эпоса
«Манас». Фольклор кыргызов является многожанровым, среди которых эпос «Манас»
играет выдающуюся роль. Следует различать 2 понятия эпоса. В узком смысле это
собственно эпос «Манас». В широком значении под эпосом «Манас» мы имеем в виду
трилогию «Манас», «Семетей», «Сейтек». Эпос «Манас» состоит из нескольких сот
тысяч стихотворных строк и превосходит по объему все известные эпические
произведения мира, что и составляет одну из его отличительных особенностей.
Развитие эпоса привело к генеалогической циклизации и появились продолжения
трилогии о потомках Сейтека.
«Манас»
исполняется сказителями – манасчи. Первым сказителем считают Ырамандын ырчы
уулу — одного из персонажей эпоса. В XVIII—XIX вв. известны целые группы и
разные сказительские школы мастеров художественного слова. До наших дней дожили
такие выдающиеся манасчи, как С. Орозбаков и С. Каралаев.
Первые
образцы записей и исследований эпоса оставили нам в сер. XIX в. Ч. Валиханов и
В. Радлов. В. Радлов впервые в мире опубликовал текст трилогии эпоса «Манас» в
краткой тезисной форме в 1885 г. на кыргызском и немецком языках. К настоящему
времени в рукописных фондах НАН КР хранятся свыше 60 полных и неполных
вариантов и записей эпоса. Библиография литературы о «Манасе» охватывает период
1849-1960 гг. К этому добавились публикации после 1960 г., хотя в большинстве
они являются газетно-журнальными работами.
Эпос
«Манас» не потерял своей актуальности и в наше время. Имеются театральные
постановки, проводятся конкурсы манасчи. Лучшие варианты эпоса опубликованы,
хотя до сих пор он в полном объеме еще не издавался. Но его значение состоит
еще в том, что он содержит сведения по истории, этнографии, философии, языку,
дипломатии, военному делу, народной педагогике и множеству других сторон жизни
кыргызского народа. Обратимся лишь к историко-этнографическим данным «Манаса».
По
эпосу можно проследить элементы государственного строя. «Манас» является важным
источником по изучению вопросов этнической истории и этнокультурных связей
кыргызов, о чем говорят упоминаемые в нем более ста этнонимов. Отраженные в его
строках названия таких народов, как шибээ (шивей), солон, кара кытай, манжу,
найман и др. говорят о действительных ранних контактах кыргызов. Судя по эпосу,
кыргызы имели этнические и культурные взаимосвязи с народами Сибири, в том
числе тунгусо-маньчжурскими, Средней Азии и Казахстана, Южного Урала, Северного
Кавказа, Крыма и других сопредельных территорий.
«Манас»
запечатлел в своих строках сведения о хозяйстве и торговле кыргызов. В нем
упоминаются почти все маршруты Великого Шелкового пути. В пользу этого говорят
упоминания эпосом множества названий тканей, в том числе различных шелковых
тканей. А торгун и тубар прямо названы китайским шелком. Кроме того, названия
различных драгоценных камней, золотых и серебряных изделий, встречающихся в
нем, также являются реальным фактом знакомства кыргызов с Великой дорогой.
Обширны
сведения эпоса о культуре кыргызов. По части материальной культуры вызывают
интерес типы жилищ, разнообразная одежда, конское снаряжение, пища и т. д.
Особого внимания заслуживает сообщение эпоса по военному делу, вооружению и
боевой одежде. «Манас» содержит обширную информацию по духовной культуре,
народным знаниям (особенно, народной медицине) мифах, религиозных верованиях,
народных играх и развлечениях, музыкальных инструментах и т.д.
Так,
эпос повествует о трех мировых религиях, в том числе о христианах-несторианах,
которые именуются тарса. Среди сообщаемых «Манасом» данных об играх,
заслуживают внимания борьба куреш и восточные единоборства. В эпосе мы выявили
сведения об около 20 различных музыкальных инструментах.
Говоря
о времени сложения эпоса «Манас», мы склонны считать, что его поэтический текст
отразил в художественной форме 7 периодов истории кыргызов, начиная со времен
упоминания термина «кыргыз» и кончая началом XX в. При этом, основное ядро
эпоса сложилось в период, связанный с агрессией кара кытаев в X в. Сам Манас —
образ собирательный.
Таким
образом, эпос «Манас» повествует о том, что кыргызы прошли сложный путь. Их
этнокультурная история проходила не изолированно, а в тесной взаимосвязи с
центральноазиатской, южносибирской и другими цивилизациями. Он является
достоянием не только кыргызской, но и мировой эпической культуры.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://manas.kyrgyz.ru/