Педагогический потенциал ситуационно-ролевой игры как средства социального вос-питания старшеклассников
Педагогический потенциал ситуационно-ролевой игры как
средства социального воспитания старшеклассников
А.Е. Подобин
За
последнее десятилетие в нашей стране произошли глобальные перемены как в
экономической, политической, так и в духовной сферах жизни общества, возникла
необходимость подготовки молодежи к жизни в новых, быстро меняющихся условиях.
Важнейшая роль в этом деле принадлежит общеобразовательной школе, различным детским
и юношеским объединениям, призванным способствовать адекватному вхождению
личности в социум. К сожалению, на сегодняшний день школа оказывается не всегда
способной выполнить свои основные социальные функции: обеспечить развитие и
реализацию способностей учащихся, приобщить их к культуре, сформировать
качества конкурентоспособной личности. Наиболее сложная ситуация сложилась в
воспитании старшеклассников. Утрата юношеской общественной организации в лице
ВЛКСМ значительно сократила пространство социального становления личности
старших школьников.
Сейчас,
благодаря работам В.Г.Бочаровой, А.В.Мудрика, М.И.Рожкова и других, мы вновь
возвращаемся к идее социального воспитания, наполняя ее новым содержанием.
Однако неразработанность конкретных средств затрудняет воплощение ее в жизнь. С
другой стороны, существует множество досуговых форм работы со
старшеклассниками, использование которых в социальном воспитании было бы весьма
перспективным. Одна из них – ситуационно-ролевая игра.
Ситуационно-ролевые
игры получили свое настоящее оформление в системе коммунарских отрядов
“Рассветный” города Москвы. Источниками для возникновения ситуационно-ролевых
игр послужили исторически сложившиеся стихийные подростковые игры и технология
коллективно-творческой деятельности.
Первоначально
ситуационно-ролевые игры носили романтическую, революционную окраску, что
соответствовало и идеологии, и характеру игровой атмосферы коммунарских
отрядов. Однако противоречие между свободой игры, равноправием участников
независимо от исполняемой роли (“белых” тоже приходилось кому-то играть) и
идеологической заданностью привело в конечном итоге к победе игры. Верх одержал
чисто детский подход – приоритет правил игры, для которых политика и идеология
второстепенны. Так обозначались чрезвычайно важные положения, основополагающие
для ситуационно-ролевых игр: терпимость к чужим мировоззренческим ориентациям
(пусть даже их имитации); ценность умелого взаимодействия; активность
участника, нацеленность на результат, достигаемый “здесь” и “сейчас”; ценность
соглашения и его поиска; скрытость, завуалированность ролей, таинственность и
романтичность.
Моделирование
исторической, сказочной, или фантастической ситуации и жизнедеятельности
определенных персонажей придает эмоциональную привлекательность и романтическую
окраску игре, а четкое ограничение по времени и месту ситуации игрового
взаимодействия – экстремальность происходящему.
Ситуационно-ролевая
игра может быть определена как материально реализованная (в виде разработки или
игровой деятельности) система, воспроизводящая экстремальную ситуацию
межличностного взаимодействия. В самой модели ситуационно-ролевой игры заложены
различные виды игрового общения: переговоры, совещания, приказы, доклады;
имитация ритуальных и производственных действий, схватки с помощью игрового
оружия и т.п. и типы игровых взаимоотношений (конкуренция, конфликт,
сотрудничество, компромисс). Будучи моделью, она дает возможность осуществления
процесса познания реальной ситуации взаимодействия, эффективных и собственных
способов взаимодействия и поведения. Кроме того, в ситуационно-ролевой игре
старшеклассник получает необходимое “инструментальное” обеспечение (навыки и
умения) для эффективного социального взаимодействия; это своего рода тренинги.
Участники
игры получают роли, для которых определены их игровой статус, игровые цели,
набор игровых средств, а также имеются ролевые предписания (регламентированные
отношения к игрокам и предметам игрового взаимодействия). Вышеперечисленная
информация составляет индивидуальные вводные. Ролевые предписания моделируют
стереотипы межличностного восприятия, или определенный уровень осведомленности.
Это позволяет старшекласснику не только попробовать себя в различных социальных
ролях (что значительно расширяет его интерперсональный опыт) и модифицировать
свое отношение к миру и себе, но и научиться отыгрывать эти роли, поступать
соответственно принятым нормам в зависимости от статуса или позиции в обществе,
в системе межличностного взаимодействия.
И
это далеко не все педагогические возможности ситуационно-ролевой игры. Однако
мы ограничимся анализом лишь тех, которые позволяют использовать
ситуационно-ролевую игру как средство социального воспитания старшеклассников.
Дадим
рабочее определение: ситуационно-ролевая игра как средство социального воспитания
– это специально организованная деятельность, состоящая из ситуационно-ролевых
моделей и их внеигрового обеспечения, направленная на подготовку
старшеклассников к реализации себя как субъекта социальных отношений.
В
ситуационно-ролевой игре реализуются все три составляющие социального
воспитания: образование (в плане просвещения, пропаганды и распространения
культуры); организация социального опыта человека (через организацию
жизнедеятельности формализованных групп); индивидуальная помощь (консультации,
помощь в решении проблем, стимулирование саморазвития).
Понимая
под целью социального воспитания создание более или менее благоприятных условий
для овладения человеком необходимыми с точки зрения общества социальными,
духовными и эмоциональными ценностями (знаниями, убеждениями, умениями,
нормами, отношениями, образцами поведения и так далее), а также для его
самостроительства – самоосознания, самоопределения, самореализации,
самоутверждения и исходя из специфики ситуационно-ролевой игры, мы определили двухуровневую
структуру ее воспитательных возможностей.
На
первом уровне они позволяют актуализировать проблемы старшеклассника в общении
и взаимодействии, стимулируют самовоспитание и саморазвитие и тем самым создают
почву для самоопределения в данном виде деятельности. Воспитательные
возможности второго уровня позволяют реализовать это самоопределение, создавая
условия для самовоспитания и саморазвития. Рассмотрим подробнее воспитательные
возможности ситуационно-ролевой игры как средства социального воспитания
старшеклассников.
Первый
уровень. Мотивационная возможность реализуется через индивидуальную
проблематизацию, которая возникает на основе объективного неуспеха:
несоответствия желания выиграть и отрицательных результатов игровых действий
(проигрыш). Другой вариант – субъективный неуспех: несоответствие положительной
самооценки игровых действий и отрицательной оценки педагога-организатора игры.
Основой проблематизации может быть потребность в развитии собственных
коммуникативных и аналитических умений, а также осознание противоречий между
индивидуальными или общественными ценностями и собственными способами
социального поведения в экстремальной ситуации.
Эмоциональная
возможность заключается в эмоциональном принятии ситуационно-ролевой игры и
заинтересованном участии старшеклассника в ней. Объективно она обусловливается
новизной и внешней привлекательностью этого вида игр (необычность сюжета,
экстремальность ситуации, общение и противоборство).
Когнитивная
возможность создает дополнительные условия для индивидуальной проблематизации:
старшеклассник понимает, что недостаточно хорошо знает себя, закономерности
поведения других; ему не хватает информации о способах взаимодействия с людьми,
о построении коммуникаций. Кроме того, он узнает новую информацию о себе,
получает дополнительные штрихи к портрету собственного «Я».
Инструментальная
возможность позволяет старшекласснику проверить, как он умеет играть, общаться,
взаимодействовать (устанавливать контакт, осуществлять влияние, находить
компромисс и так далее), каковы его аналитические умения, необходимые для игры
(постановка цели, планирование, анализ ситуации и так далее). Все это служит
основой для реализации мотивационной возможности.
Деятельностная
возможность представляет пробы старшеклассником себя и проектирование своего
личностного развития в игре.
Таким
образом, реализация первого уровня возможностей ситуационно-ролевой игры может
выглядеть следующим образом: «Я попробовал играть, узнал дополнительную
информацию о себе, осознал свои проблемы, понял, каких знаний и умений мне не
хватает; спроектировал, что и как буду узнавать о себе и о других, о социальных
отношениях, а также над чем в себе буду работать; Я хочу реализовывать свою
программу, участвуя в ситуационно-ролевых играх». Лишь полная реализация
воспитательных возможностей первого уровня позволяет перейти ко второму.
Второй
уровень. Мотивационная возможность реализуется через изменение социальных
установок личности, корректировку ценностей и направленности в сторону
инициативности, критичности, практичности ума, организованности, общительности,
психологического такта, настойчивости, самообладания, самореализации и
творчества.
Когнитивная
возможность заключается в познании себя и других, социума и существующих в нем
отношений, эффективных способов социального взаимодействия, осознании
существующих и собственных социальных ролей.
Инструментальная
возможность позволяет развить в себе коммуникативные, рефлексивные,
аналитические умения, научиться соотносить собственное поведение с принятыми в
обществе нормами, собственными статусом и позицией.
Деятельностная
возможность осуществляется, с одной стороны, в пробе старшеклассником ряда
социальных ролей, попытках их отыгрывания, что расширяет его социальный опыт. С
другой – проектировании собственного поведения в тех или иных ситуациях и
проектировании своего развития на основе полученных в играх данных.
Эмоциональная
возможность будет реализована, если у старшеклассника сформируется субъективная
значимость промежуточных и конечных результатов, складывающихся отношений и
самого процесса реализации себя как субъекта социальных отношений.
Нужно
отметить, что мотивационная возможность является своеобразным стержнем в этой
системе. Она основывается на реализации остальных возможностей и обеспечивает
переход с одного уровня на другой.
Описанные
два уровня воспитательных возможностей не исчерпывают полностью педагогического
потенциала ситуационно-ролевой игры как средства социального воспитания
старшеклассников. На наш взгляд, необходимо выделить еще, как минимум, две
педагогические возможности, которые имеют одноуровневую структуру и тесно друг
с другом взаимосвязаны:
–
коррекционная (позволяет педагогу корректировать межличностные отношения в
группе, статус отдельных членов группы, групповые ценности) и диагностическая
(позволяет педагогу лучше узнать старшеклассника, группу, отношения внутри нее,
а также прогнозировать необходимую коррекцию и проверять ее результаты).
Реализация
педагогического потенциала ситуационно-ролевой игры невозможна при однократном
участии старшеклассника в игре. Кроме того, деятельность участника
ситуационно-ролевых игр (как и деловых) можно разделить на игровую деятельность
и деятельность по поводу игры (термин Е.А.Хруцкого). Игровая деятельность
связана с функционированием игроков как исполнителей определенной роли.
Деятельность по поводу игры может осуществляться как в процессе игры, так и за
ее пределами. Деятельность по поводу игры имеет важное значение при
использовании ситуационно-ролевых игр. Сама игровая деятельность служит как бы поводом,
рамками и эмпирической базой развертывания деятельности по поводу игры.
Столь
широкий педагогический потенциал ситуационно-ролевой игры позволяет
использовать ее в социальном воспитании старшеклассников в школах, общественных
объединениях, учреждениях дополнительного образования.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://elib.albertina.ru