Административные взыскания и их виды

  • Вид работы:
    Курсовая работа (п)
  • Предмет:
    Другое
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,46 kb
  • Опубликовано:
    2006-03-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Административные взыскания и их виды






Административное право




Курсовая работа

Административные взыскания и их виды

содержание


Введение                                                                                                  3

1. Система административных взысканий                              5

2. Виды административных взысканий                                  7

2.1. Предупреждение                                                                         7

2.2. Штраф                                                                                         8

2.3. Возмездное изъятие                                                          9

2.4. Конфискация                                                                               11

2.5. Лишение специального права                                                     12

2.6. Исправительные работы                                                             14

2.7. Административный арест                                                  15

2.8. Административное выдворение                                        17

3. Общие принципы наложения административных

 взысканий                                                                                        21

3.1. Законность и целесообразность применения

админист­ративных взысканий                                         21

3.2. Срок давности наложения административных

взыска­ний                                                                                   23

3.3. Наложение взысканий за множественность

админист­ративных проступков                                        25

Заключение                                                                                             28

Библиография                                                                                         29

Введение

Административное взыскание является мерой ответственности и приме­няется в целях воспитания лица, совершившего административное правона­рушение, в, духе соблюдения советских законов, уважения к правилам со­циалистического общежития, а также предупреждения со­вершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное взысканиеэто мера административной ответственно­сти, применяемая за совершение административного правонарушения.

Административными взысканиями являются лишь те меры адми­нистра­тивного принуждения, которые предусмотрены Кодексом об Ад­министративных правонарушениях (КоАП)  в ст. 24-321    главы 3 раздела II "Административное правонарушение и административная ответствен­ность". Зафиксированные в других разделах Кодекса иные меры адми­нистра­тивного принуждения, применяемые в связи с административным правонаруше­нием, административными взысканиями не являются. Так, не должны считаться административными взысканиями администра­тивное задержание (ст. 240 КоАП), лич­ный досмотр и досмотр вещей (ст. 243), изъятие вещей и документов (ст. 244), отстранение от управ­ления транспортным средством, освидетельствование на состояние опь­янения, задержание транспортного средства (ст. 245). Эти прину­дитель­ные меры по своей правовой природе объединены в группу процессуаль­ных мер обеспечения производства по делу об администра­тивном правонаруше­нии. Их реализация не означает привлечения к ад­министративной ответственно­сти; цель их в другом – пресечь правона­рушение и обеспечить своевременное и правильное рассмотрение дел и исполнение постановлений по делам об адми­нистративных правонару­шениях.                        

Административное взыскание всегда выражает отрицательную оценку го­сударством совершенного правонарушения. Применение ад­министративных взысканий является хотя и необходимым, но все же вспомогательным средст­вом борьбы с административными правонару­шениями. Применяя администра­тивное взыскание, государство сочетает принуждение и убеждение. Админист­ративное взыскание, являясь при­нудительной мерой, в то же время содержит в себе воспитательный по­тенциал.

Административное взыскание как мера ответственности применя­ется в целях:

а) воспитания лица, совершившего административное правонару­шение, в духе соблюдения законов и уважения к правопорядку;

б) предупреждения со­вершения им новых правонарушений;

в) предупреждения совершения правона­рушений другими лицами.

Таким образом, с помощью административных взы­сканий осуществля­ются цели общего и специального предупреждения правона­рушений (общей и частной превенции).

Специальное предупреждение заключа­ется в том, что администра­тивное взыскание, воздействуя на конкретного пра­вонарушителя, побу­ждает его не совершать правонарушений в будущем. Общее предупреж­дение характеризуется тем, что способствует воспитанию не только са­мого нарушителя, но и окружающих его лиц. Конечная цель примене­ния административных взысканий состоит в том, чтобы ни нарушитель правовых норм, ни другие лица не совершали более административных правонарушений. Административные взыскания выполняют в известной мере также функцию предупреждения преступлений.

В данной курсовой работе дается анализ КоАП в части, касаю­щейся положений об административных взысканиях, рассматриваются виды и общие принципы их наложения.

1. Система административных взысканий

В ст. 24 КоАП РСФСР закреплены следующие администра­тивные взыскания:

1) предупреждение;

2) штраф;

3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совер­шения или непосредственным объектом административного правонарушения;

4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонару­шения1;

5) лишение специального права, предоставленного данному граж­данину (права управления транспортными средствами, права охоты);

6) исправительные работы;

7) административный арест;

8) административное выдворение за пределы Российской Фе­дера­ции иностранного гражданина или лица без гражданства. Таможенным кодексом  РФ (ТК РФ) и рядом других актов также установлено такое взыскание:

9) отзыв лицензии или квалификационного аттестата. Кроме того, ТК РФ называет еще одну санкцию:

10) взыскание стоимости товаров и транспортных средств.

Все десять названных взысканий тесно связаны между собой и об­разуют единую систему. Их прежде всего объединяет общая цельза­щита правопорядка, воздействие на лиц, совершивших администра­тивные нарушения, предупреждение совершения новых нарушений.

По содержанию каждое взыскание является карой, мерой ответст­вен­ности, назначаемой за административные деликты; применение лю­бого означает наступление административной ответственности, влечет неблагоприятные юридические последствия.

Административные взыскания являются карательными, «штраф­ными» санкциями; как правило, они состоят в лишении или ограниче­нии прав, благ. За совершенный проступок деликвент либо лишается какого-то субъективного права (права управления транспортным сред­ством, лицензии и т. д.), либо на него возлагаются специальные «штрафные» обязанности.

Кара – это «правовой урон» привлеченному к ответственнос­ти. Административное взыскание причиняет ему определенные стра­дания, лишения. Однако кара не является самоцелью, она необходи­мое сред­ство воспитания, предупреждения правонарушений. Взыска­ние преду­преждает новые нарушения со стороны виновного (частная превенция) и правонарушения других лиц (общая превенция).

Административные взыскания налагаются компетентными орга­нами и должностными лицами путем издания специальных индиви­ду­альных актов. Они защищают правопорядок косвенно, не могут непо­средственно обеспечить выполнение обязанности, но, возлагая допол­нительные, «штрафные» обязанности, ущемляя правовую сферу лица, они тем самым побуждают его в дальнейшем не нарушать закон, стиму­лируют будущее поведение.

Взыскания отличаются от иных средств административного при­нуждения тем, что обычно их применение создает для нарушителей «со­стояние наказанности», которое существует в течение установлен­ного законом срока и является одним из элементов исправительно-воспита­тельного воздействия на них.

В законе перечень взысканий дан в строго определенном порядке: от менее суровых к более суровым. Иными словами, закон содержит «лестницу наказаний». Эта «лестница» нужна и для тех, кто издает нормы права, и для тех, кто их принимает. В частности, велико ее зна­чение, когда нормы содержат альтернативные санк­ции.

Возмездное изъятие и конфискация предметов, отзыв лицензии, взыскание стоимости товара, выдворение могут применяться в каче­стве как основных, так и дополнительных взысканий, а все остальные взы­скания могут быть только основными (ст. 25-321 КоАП РСФСР, 244, 245 ТК РФ). За нарушение может быть наложено одно основ­ное либо ос­новное и дополнительное взыскания.

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации, ч. 2 ст. 24 КоАП РСФСР, все взыскания можно поделить на устанавливае­мые централизованно и децентрализованно. Централи­зованно может быть установлено любое из 10 взысканий, а децентра­лизованно – актами субъектов Федерации – только предупреж­дение и штраф.

2. Виды административных взысканий

2.1. Предупреждение

Предупреждение как мера административного взыскания выно­сится в письменной форме. В предусмотренных законодательством слу­чаях преду­преждение оформляется иным установленным способом[1].

Предупреждение – один из видов административного взыскания. Приме­няется преимущественно к лицам, виновным в совершении не­значительных административных проступков. Оно может налагаться лишь в случаях, когда предусмотрено в санкции соответствующей ста­тьи Особенной части Кодекса или иного нормативного акта, устанавли­вающего административную ответст­венность. Чаще всего предупреж­дение предусматривается в санкциях альтерна­тивно со штрафом. Вме­сте с тем законодательство не допускает его примене­ния вместо других административных взысканий, поскольку Кодекс не преду­сматривает возможности замены одного административного взыскания более мяг­ким видом административного взыскания.

Предупреждение – одно из основных административных взыска­ний, из­вестных Кодексу. К предупреждению может быть присоединено дополнительное административное взыскание, если таковое пре­дусмот­рено в санкции соответствующей нормы. Так, незаконная передача за­прещенных предметов лицам, содержащимся в исправительно-трудовых учреж­дениях, воспитательно-трудовых, лечебно-трудовых и лечебно-воспитательных профилакториях, может влечь предупреждение или на­ложение штрафа с кон­фискацией запрещенных предметов.

Применение предупреждения, равно как и другого администра­тивного взыскания, влечет для нарушителя соответствующие правовые последствия. Лицо, подвергнутое этому взысканию, считается в "тече­ние одного года со дня его исполнения наказанным в административном порядке (ст. 39). Если в тече­ние года такое лицо совершит новое адми­нистративное правонарушение, то к нему может быть применено более строгое административное взыскание.

Предупреждение как административное взыскание следует отли­чать от устного замечания. Последнее в соответствии со ст. 22 Кодекса применяется в случаях освобождения от административной ответствен­ности лица, совершив­шего малозначительное административное право­нарушение. Устное замечание не является административным взыска­нием и не влечет связанных с ним отри­цательных правовых последст­вий. Такого рода замечания широко используются и повседневной дея­тельности надзорных органов (Госпожнадзор, ГАИ и др.) в качестве профилактической меры воздействия.

Действующее законодательство предусматривает письменную форму вы­несения административного взыскания в виде предупрежде­ния. О наложении данного взыскания органом (должностным лицом), рассматривающим дело об административном правонарушении, выно­сится постановление по делу. В пре­дусмотренных законодательством случаях предупреждение оформляется иным установленным способом. Речь идет об оформлении применения этого вида административного взыскания на месте совершения правонарушения путем компостерной просечки "талона" к удостоверению на право управления мало­мерным судном. В соответствии со ст. 237 Кодекса наложение административ­ного взыскания в виде предупреждения может быть оформлено таким способом без составления протокола. Предупреждение в форме про­сечки "талона" может применяться только за те нарушения правил пла­вания по внутренним водным путям России, перечень которых указыва­ется в названном талоне. Так, преду­преждение с отметкой в талоне к удостоверению на право управления ма­ломерным судном может быть применено за нарушение правил загрузки, норм пассажировместимости и другие правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 1112.

Предупреждение о прекращении противоправного поведения про­изводится, когда правонарушение еще не окончено, с целью пре­сечения противоправного поведения, и в установленных законода­тельством слу­чаях является обязательным первым принудительным средством. Во из­бежание путаницы было бы целесообразно рас­сматриваемое средство воздействия называть предостережением. Эту меру пресечения следует отличать от предупреждения как взыскания, которое налагается за оп­ределенный проступок компетентным госу­дарственным органом путем вынесения специального постановления[2].

2.2. Штраф

Штраф – мера имущественного характера. В настоящее вре­мя санкциями правовых норм предусмотрены несколько вариантов опреде­ления размеров штрафов.

1) в определенной сумме (до пятисот рублей и т. д.);

3) кратно к размеру причиненного проступком вреда (например, до пятикратной стоимости похищенного, в размере суммы неуплаченных платежей);

4) пропорционально минимальному месячному размеру оплаты труда. Этот вариант определения штрафов законодатель ис­пользует чаще всего. В таких случаях штраф исчисляется исходя из размера ми­нимальной месячной оплаты труда на день совершения нарушения, а если такой день установить невозможно, – на день его обнаружения (ст. 243 ТК РФ). Максимальный размер штрафа, которому может быть под­вергнут индивидуальный субъект, – 100 минимальных окладов. Самый боль­шой штраф, предусмотренный в отношении организаций, – 25 ты­сяч минимальных окладов[3].

Следует также учесть, что Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 г.[4] установлен до принятия нового кодекса порядок перерас­чета размеров штрафов, закрепленных в статьях КоАП РСФСР в твер­дой сумме. В законе назван такой «масштаб» рас­чета налагаемых на ос­нове КоАП штрафов:

...если верхний предел штрафа не превышает:

– десяти рублей, считать его равным одной десятой минимального ме­сячного размера оплаты труда, установленного законодательством Рос­сийской Федерации на момент совершения правонарушения;

– тридцати рублей, считать его равным одной третьей минимального размера оплаты труда...

– пятидесяти рублей, считать его равным одной второй минимального размера оплаты труда...

– ста рублей, считать его равным одному минимальному размеру оп­ла­ты труда...

– двухсот рублей, считать его равным двум минимальным размерам оплаты труда...

– трехсот рублей, считать его равным трем минимальным размерам оплаты труда...

– пятисот рублей, считать его равным пяти минимальным размерам оплаты труда...

– тысячи рублей, считать его равным семи минимальным размерам оплаты труда...

– трех тысяч рублей, считать его равным десяти минимальным разме­рам оплаты труда.

2.3. Возмездное изъятие

Возмездное изъятие применяется только в отношении пред­метов, явившихся орудием совершения или непосредственным объек­том адми­нистративного правонарушения. Оно состоит в принуди­тельном изъя­тии предмета, его последующей реализации и передаче бывшему собст­веннику вырученной суммы за вычетом расходов по реализации. Фак­тически речь идет о принудительной реализации имущества, находив­шегося в личной собственности нарушителя.

Законодатель очень редко использует эту меру в качестве санк­ции за административные правонарушения. В КоАП РСФСР она названа в ст. 106, 173, 175 и во всех случаях в альтернативных санк­циях. А по­скольку порядок реализации этой санкции сложнее, чем конфискации, на практике она используется крайне редко. Представ­ляются обосно­ванными предложения о том, что нужно исключить из законодательства такую санкцию.

Возмездное изъятие как вид административного взыскания рас­пространя­ется только на предметы, которые явились орудием соверше­ния или непосред­ственным объектом административного правонаруше­ния. Данное взыскание является мерой административной ответствен­ности имущественного характера и может применяться лишь в отноше­нии собственника предметов, использовав­шихся в качестве орудия со­вершения или явившихся непосредственным объек­том правонарушения. Изъятие предметов, не принадлежащих Правонарушителю (например, предметы незаконной охоты), не является административным взы­ска­нием.

По содержанию возмездное изъятие предмета состоит из трех взаимосвя­занных действий. Во-первых, принудительное изъятие пред­мета у правонаруши­теля, во-вторых, реализация этого предмета, в-третьих, передача вырученной суммы бывшему собственнику за выче­том расходов по реализации изъятого предмета. По признаку возмезд­ности это изъятие отличается от другого админи­стративного взыскания – конфискации предмета, явившегося орудием соверше­ния или непо­средственным объектом административного правонарушения. При кон­фискации изъятые предметы безвозмездно обращаются в собственность го­сударства.

Возмездное изъятие предмета может применяться как в качестве основно­го, так и дополнительного административного взыскания. В виде основного взыскания оно предусмотрено только ч. 1 ст. 173 Ко­декса за нарушение правил хранения или перевозки огнестрельного оружия и боевых припасов. Возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов в соответствии с санкцией данной нормы преду­смотрено альтернативно с предупреждением и штрафом. В качестве до­полнительного взыскания возмездное изъятие установлено Кодексом за два вида административных правонарушений: нарушение правил пере­возки опасных веществ или предметов на воздушном транспорте (ст. 106) и уклоне­ние от реализации огнестрельного гладкоствольного охот­ничьего оружия и бое­вых припасов (ст. 175). Причем, если за первое на­рушение законодатель преду­сматривает возможность наложения допол­нительного взыскания в виде возмезд­ного изъятия предмета, то за вто­рое нарушение данное взыскание обязательно дополняет основное взы­скание – штраф.

2.4. Конфискация

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или не­посредственным объектом административного правонарушения, со­стоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Административно-правовая конфиска­ция всегда является специальной: она производится только в отноше­нии вещей, непосредственно связанных с проступком и прямо на­званных в законе (ружей и других орудий охоты и т. д.). К лицам, для которых охота является основным источником существования, не может приме­няться конфискация огнестрельного оружия и боеприпа­сов к нему, а также других орудий охоты.

В ст. 29 КоАП РСФСР подчеркнуто, что конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами (например, ТК РФ). Дело в том, что конфискация – мера взыскания, а ей лицо может быть подвергнуто за определенное нарушение, если оно предус­мотрено санк­циями правовых норм. Конфисковать вещь, не принадле­жащую нару­шителю, – значит наказать собственника имущества, не привлеченного к ответственности. Очевидно, что это незаконно, но, к сожалению, в практике подобные случаи имеют место. При конфиска­ции предмет из частной собственности переходит в государственную.

В постановлении Конституционного Суда Российской Феде­рации от 11 марта 1998 г., принятом на основании жалоб гр. М. Гаглоевой и А. Пестрякова[5], сказано:

1. Признать не соответствующей Конституции Российской Федера­ции, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 3) и 55 (часть 3), статью 266 Таможенного кодекса Российской Федерации по­стольку, поскольку она пре­дусматривает в качестве меры админист­ративной ответственности конфис­кацию товаров и транспортных средств, назначаемую без судебного решения и являющуюся несо­размерной деянию, указанному в данной статье.

2. Признать не соответствующими Конституции Российской Федера­ции, ее статьям 35 (части 1 и 3) и 55 (часть 3), часть вторую статьи 85 и статью 222 Кодекса РСФСР об административных пра­вонарушениях в той мере, в какой они в их взаимосвязи допускают применение конфискации без судебного решения. Предусмотренная частью второй статьи 85 Кодекса РСФСР об административных пра­вонарушениях конфискация во всяком случае может применяться только в судебном порядке...

4. Согласно частям первой и второй статьи 79 Федерального кон­ституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» настоящее постановление является окончательным, не подлежит обжалова­нию, вступает в силу немедленно после его про­возглашения, действует непос­редственно и не требует подтвержде­ния другими органами и должностными лицами...

Хотя в постановлении КС РФ признаются не соответствую­щими Конституции РФ только три административно-правовые нор­мы, оче­видно, что неконституционными признаются ч. 2 ст. 243 ГК РФ и все административно-правовые нормы, предусматривающие конфискацию имущества в административном порядке. Это значит, что такая санкция законодателями не должна устанавливаться. А правоприменители не должны применять ее. После опубликова­ния постановления в «Россий­ской газете» 26 марта 1998 г. все вынесенные после этой даты постанов­ления о конфискации в адми­нистративном порядке неконституционны.

2.5. Лишение специального права

Лишение специальных прав есть временное ограничение право­субъектности гражданина в административном порядке за администра­тивные про­ступки. Эта мера применяется только к лицам, имеющим специаль­ный административный статус. Если гражданин неправильно ис­пользует предоставленное ему право, орган исполнительной власти на время лишает его этого права.

Административное взыскание в виде лишения специального права, пре­доставленного данному гражданину, состоит в ограничении наруши­теля права заниматься определенной деятельностью. Законодатель ог­раничивает возмож­ность применения этого взыскания в настоящее время только случаями лише­ния права управления транспортными средствами, права охоты, права на экс­плуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.

Предоставление такого специального права связано с наличием ряда обя­зательных условий. Особенно это касается права на управление транспортными средствами. Управление источниками повышенной опасности, каким является транспорт, требует определенных навыков вождения, знания правил движения, достижения определенного воз­раста, соответствующего состояния здоровья. Так, в соответствии с Фе­деральным законом от 10 декабря 1995 г. "О безопас­ности дорожного движения"[6] право на управление автотранспортными средствами предос­тавляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены и получив­шим соответствующее удостоверение. На территории Россий­ской Федерации действуют национальные и международные водитель­ские удостоверения (ст. 27). Аналогичные требования установлены за­конодательством и в отношении права на управление маломерными су­дами, права охоты. Для судоводителей предусмотрен квалификацион­ный экзамен, для охотников – техминимум. Водительские удостовере­ния выдаются Государственной автомобильной инспекцией (на право управления автотранспортными средствами), органами государствен­ной инспекции по маломерным судам (на право управления маломерным суд­ном). Водительские удостоверения подтверждают право на управле­ние транс­портным средством определенной категории. Например, право на управление автомобилями, разрешенная максимальная масса кото­рых не превышает 3500 кг и число сидячих мест, помимо сидения води­теля, не превышает восьми, предос­тавляется лицам, имеющим води­тельские удостоверения категории "В". Право охоты подтверждается охотничьим билетом, выдаваемым охотничьим общест­вом.

Лишение специального права применяется чаще всего в отноше­нии водителей транспортных средств. В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения" виды правонарушений, влекущих в качестве меры ответственности ли­шение права, на управление транспортными средствами, устанавлива­ются федеральным законом. Лишение водительских прав предусматри­вается Кодексом за грубые нарушения правил дорожного движения (ст. 117 – управление транспортными средствами водите­лями, находящи­мися в состоянии опьянения, ч. 2 ст. 118 – нарушение водите­лями пра­вил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, по­влекшее причинение легких телесных повреждений), за систематиче­ское нарушение водителями правил дорожного движения (ст. 1181), гру­бое наруше­ние механизаторами правил технической эксплуатации сель­скохозяйственных машин и техники безопасности (ст. 100), нарушение правил плавания, погрузки и разгрузки судов, управление судном судо­водителем в состоянии опьянения (ст. 1114). Лишение права охоты при­метается за нарушение правил охоты (ч. 2 ст. 85).

Рассматриваемое административное взыскание связано со значи­тельными правоограничениями. Лишение специального права влечет запрет на занятие определенной деятельностью в течение срока, опреде­ленного в постановлении о применении данного взыскания. Примене­ние этого административного взыска­ния влечет для водителя-профес­сионала запрет на определенный срок работать по специальности, а для водителя-любителя – в течение установленного срока управлять при­надлежащим ему транспортным средством (автомобилем, мото­циклом, маломерным судном и др.). Лишение права охоты означает запрет на определенный срок заниматься охотой.

Закон предусматривает ряд условий, ограничивающих применение лише­ния специального права. Ограничивает закон и применение лише­ния права на управление транспортными средствами. Данное админист­ративное взыскание не может, по общему правилу, применяться к ли­цам, которые поль­зуются этими транспортными средствами в связи с инвалидностью. Из указан­ного правила есть исключения. Лишение во­дительских прав названных лиц закон связывает со случаями управле­ния транспортным средством в состоянии опьянения, невыполнения требования работника милиции об остановке транс­портного средства, оставления в нарушение установленных правил места дорожно-транс­портного происшествия, уклонения от прохождения в установлен­ном порядке освидетельствования.

Законодательство относит применение рассматриваемого админи­стратив­ного взыскания к компетенции различных органов. Применение лишения води­тельских прав зависит от вида транспортных средств. Ли­шение права на управ­ление автомототранспортом и городским электро­транспортом применяют орга­ны внутренних дел, на управление тракто­рами, комбайнами и другими сельскохозяйственными машинами – ор­ганы гостехнад­зора, на управление маломерными судами – органы го­сударственной инспекции по маломерным судам. Право налагать адми­нистративное взыскание в виде лишения права охоты предоставлено ор­ганам, осуществляющим государственный надзор за соблюде­нием пра­вил охоты.

2.6. Исправительные работы

Исправительные работыодно из наиболее строгих админист­ративных взысканий. Перечень административных проступков, за кото­рые оно может применяться, невелик. Это – незаконное приобретение или хранение наркоти­ческих средств в небольших размерах; мелкое хищение государственного или общественного имущества; уклонение от возмещения имущественного ущерба, причиненного преступлением предприятиям, учреждениям, организациям; мел­кое хулиганство; злост­ное неповиновение законному распоряжению или требо­ванию работ­ника милиции или народного дружинника, а также военнослужа­щего при исполнении обязанностей по охране общественного порядка; распи­тие спиртных напитков в общественных местах или появление в обще­ственных местах в пьяном виде, совершенные лицом, которое дважды в течение года подвергалось административному взысканию за распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общест­венных местах в пьяном виде; нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, уличных шествиях и пикетировании; мелкая спекуляция, совершенная лицом, которое в течение года было подверг­нуто административному взысканию за указанное нарушение; незакон­ная продажа товаров или иных предметов, со­вершенная лицом, которое в течение года было подвергнуто административно­му взысканию за ука­занные нарушения (ст. 44, 49, 49', 1502, 151, 158, 162, 165, 1661).

Предельный срок исправительных работ – два месяца. Минималь­ный срок не может быть менее 15 дней, если в соответствующей норме он не ука­зан. Для всех перечисленных выше проступков минимальный срок исправи­тельных работ установлен один месяц.

Право назначения исправительных работ предоставлено только районно­му суду и судье этого суда. Фактически законодательство пре­дусматривает на­значение исправительных работ судьями.

Исправительные работы могут назначаться и отбываться по месту посто­янной работы лица, совершившего административное правонару­шение, на предприятии и в организации, независимо от формы собст­венности: государст­венной, общественной, муниципальной, частной и др.

Контроль за исполнением взыскания в виде исправительных работ осущест­вляют инспекции исправительных работ.

Часть заработка виновного (не более 20 процентов), определенная поста­новлением о применении к нему взыскания в виде исправительных работ, удерживается в доход государства. Минимальный процент зара­ботка, который может удерживаться с виновного, законом не определен. В нормах Кодекса для всех указанных выше правонарушений установ­лен единый размер удержа­ний – 20 процентов. В тех случаях, когда лицу, отбывающему взыскание, не назначен твердый заработок (рабо­тающему, например, на ферме), удерживае­мый процент заработка опре­деляется исходя из среднего заработка по району (городу).

Не допускаются удержания из пенсий и пособий, получаемых в порядке со­циального обеспечения и страхования, и из выплат едино­временного характера.

В период отбывания взыскания в виде исправительных работ за­прещается предоставление очередного отпуска. Это вытекает из содер­жания ст. 299 Ко­декса, установившей, что постановление о применении исправительных работ направляется на исполнение не позднее чем на следующий день после его вы­несения.

Производство по исполнению постановления об исправительных работах регламентировано главой 29 Кодекса. В этой главе, в частности, указывается на обязанность администрации предприятий, учреждений и организаций по месту отбывания нарушителем исправительных работ и на последствия уклонения от исправительных работ, примененных за совершение мелкого хулиганства.

Применение в качестве административного взыскания исправительных работ в отличие от исправительных работ, назначаемых в качестве уго­ловного наказания, не создает судимости. В настоящее время исправи­тельные работы как мера административного взыскания применяются крайне редко.

2.7. Административный арест

Административный арест является самым строгим администра­тивным взысканием. Оно заключается в лишении виновного свободы, изоляции от об­щества на период, установленный постановлением по делу о совершенном правонарушении.

Указание о том, что административный арест устанавливается лишь в ис­ключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений, адресовано законодателю.

Административное взыскание в виде административного ареста установлено только за проступки, которые по своей опасности прибли­жаются к преступле­ниям: незаконные приобретение и хранение нарко­тических средств в неболь­ших размерах; мелкое хулиганство; распитие спиртных налитков в обществен­ных местах, появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и об­щественную нравственность, совершенные ли­цом, которое дважды в те­чение года подвергалось административному взыска­нию за распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общест­венных местах в пьяном виде; злостное неповиновение законному рас­поряжению, или требованию работника милиции, или народного дру­жинника, или военнослужащего при исполнении ими обязанностей по охране обществен­ного порядка; проявление неуважения к суду; непови­новение работнику мили­ции, иному уполномоченному должностному лицу или представителю общест­венности; злостное неповиновение за­конному распоряжению или требованию военнослужащего, сотрудника органа внутренних дел или другого граждани­на при исполнении ими обязанностей по охране Государственной границы Российской Федера­ции (ст. 44, 158, 162, 165, 1651, 1655).

Указание в данной статье о том, что административный арест при­меняет­ся в исключительных случаях, адресовано правоприменительным органам. В соответствии с Настоящей статьей он может назначаться только районным су­дом (судьей). Нормами Особенной части Кодекса осуществление указанного полномочия возложено только на судей.

В настоящей статье не указывается, какие случаи могут рассмат­риваться как исключительные. Критерий для применения администра­тивного ареста да­ется в конкретных статьях Кодекса, содержащих соот­ветствующие санкции. В них сказано, что применение административ­ного ареста допускается, если по обстоятельствам дела, с учетом лично­сти нарушителя, применение других пре­дусмотренных в соответствую­щей статье мер взыскания, т.е. штрафа, исправи­тельных работ, будет признано недостаточным.

Если в санкции статьи приводится только максимальный срок ад­минист­ративного ареста, это взыскание может быть назначено в преде­лах от одних суток до высшего предела, указанного в Кодексе, т.е. до 15 суток.

В ч. 2 ст. 32  КоАП содержится перечень лиц, к которым не может применяться административный арест даже в исключительных случаях. Поэтому при принятии решения о применении в качестве взыскания ад­минист­ративного ареста должно быть выяснено, нет ли препятствий к этому: не явля­ется ли женщина беременной, не имеет ли она детей в возрасте до 12 лет, дос­тиг ли подросток, совершивший деяние, обра­зующее проступок, совершенноле­тия, не является ли лицо, привлечен­ное к административной ответственности, инвалидом I или П группы; Все указанные обстоятельства должны быть под­тверждены соответст­вующими документами.

Применение административного ареста не влечет судимости и не является основанием для увольнения с работы.

Порядок исполнения постановления об административном аресте, отбы­вания этого взыскания, а также вопросы трудового использования лиц, подверг­нутых административному аресту, урегулированы в ст. 303-305 настоящего Кодекса.

2.8. Административное выдворение

Административное выдворение за пределы Российской Фе­дера­ции состоит в принудительном и контролируемом перемещении лиц че­рез Государственную границу за пределы страны, а в случаях, преду­смотренных законодательством, – неконтролируемом самосто­ятельном выезде выдворяемых из России. Это взыскание может при­меняться только к иностранцам и лицам без гражданства.

Конституция Российской Федерации (ст. 62) установила, что ино­стран­ные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации пра­вами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установ­ленных федеральным законом или международ­ным договором Российской Фе­дерации.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации ино­странных граждан и лиц без гражданства как административное взыскание яв­ляется мерой государственного принуждения, применяе­мой по постановлению органа исполнительной власти. Эта принуди­тельная мера применяется в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства, воспитания лица, совершившего администра­тивное Правонарушение, в духе соблюдения россий­ских законов, ува­жения к нравственным правилам поведения, принятым в на­шем обще­стве, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самими правонарушителями, так и другими лицами.

Административное выдворение как меру административного взы­скания (наказания) за совершенное правонарушение необходимо отли­чать от админи­стративного выдворения (отправки, передачи) иностран­ных граждан и лиц без гражданства как меры административного пресе­чения.

Эта мера административного пресечения применяется в отноше­нии ино­странных граждан и лиц без гражданства, не имеющих статуса лиц, законно проживающих или пребывающих на территории Россий­ской Федерации, и пе­ресекших Государственную границу с территории иностранного государства без установленных для въезда в Российскую Федерацию документов.

В случаях, когда в отношении указанных нарушений Государст­венной гра­ницы отсутствуют основания для возбуждения уголовных дел или производства по делам об административных правонарушениях и соответствующие лица не пользуются правом получения политиче­ского убежища, органы и войска Феде­ральной пограничной службы (ФПС) задерживают их и в официальном порядке передают властям го­сударства, с территории которого они пересекли Государ­ственную гра­ницу РФ. Если передача нарушителей властям иностранного госу­дар­ства не предусмотрена договором РФ с этим государством, органы и войска ФПС выдворяют их за пределы РФ в определенных ФПС местах. О выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы РФ из пунктов про­пуска через Государственную границу уведомляются власти государства, на (или через) территорию которого они выдворя­ются, если это предусмотрено договором РФ с соответствующим госу­дарством. О масштабах применения дан­ной меры административного пресечения свидетельствует тот факт, что в Рос­сийской Федерации только за 1995 г. органами пограничной службы при по­пытке въезда в страну было задержано более 39 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства, которые не имели установленных документов.

Иностранный гражданин и лицо без гражданства может быть под­вергнут административному выдворению за пределы РФ как мере адми­нистративного взыскания за следующие нарушения:

 1) если его действия противоречат интере­сам обеспечения госу­дарственной безопасности или охраны общественного порядка;

 2) если это необходимо для охраны здоровья и нравственности на­се­ления, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц;

3) если он грубо нарушал законодательство о правовом положении иностранных граждан в РФ, таможенное, валютное или иное российское законодательство[7].

Основанием для административного является также незаконное пересечение Госграницы иностранными гражданами и лицами без гра­жданства, в отношении которых принято решение о привлечении их к административной ответственно­сти.

Постановление (решение) об административном выдворении при­нимается органами внутренних дел, органами государственной безопас­ности и органами Федеральной пограничной службы. Иностранный гражданин или лицо без гра­жданства обязаны покинуть территорию Российской Федерации в срок, указан­ный в постановлении. Уклоняю­щиеся от выезда в таких случаях подлежат с санкции прокурора задер­жанию и выдворению за пределы РФ в принудитель­ном порядке. За­держание допускается при этом на время, необходимое для исполнения постановления о выдворении.

Ходатайства о выдворении иностранных граждан и лиц без граж­данства за пределы РФ в случаях, предусмотренных законодательством, когда эти граж­дане прибыли по линии российских принимающих орга­низаций, незамедлитель­но возбуждаются этими организациями перед органами внутренних дел.

Иностранный гражданин и лицо без гражданства вправе обжало­вать по­становление о его выдворении из пределов Российской Федера­ции в вышестоя­щий орган (вышестоящему должностному лицу), после чего жалоба может быть подана в районный суд, решение которого яв­ляется окончательным.

Многими нормативными актами предусмотрено такое взыска­ние, как отзыв лицензии, квалификационного аттестата (аттес­таты выда­ются только индивидуальным субъектам). Такие доку­менты выдаются в порядке разрешительной системы и на опреде­ленный срок. Лицензия, квалификационный аттестат предоставляет право заниматься опреде­ленной деятельностью, а их отзыв лишает такого права. Поэтому на­званная мера – это тоже лишение спе­циального права. Рассматриваемое административное взыскание применяется за совершение лицензиатами нарушений, связанных с деятельностью, предусмотренной лицензией (квалификационным аттестатом).

Чем отличается отзыв лицензии от лишения прав? Во-пер­вых, по­следняя мера применяется только к. гражданам. А отзыв лицензии ис­пользуется как мера воздействия и на юридических лиц. Во-вторых, лишение прав производится на срок до трех лет. А лицензия, квалифи­кационный аттестат отзываются навсегда. Это не означает, что лицо уже никогда не будет иметь такого раз­решения. Оно может вновь получить лицензию, но это будет новая лицензия, для получения которой необхо­димо выполнение установленных требований: представление докумен­тов, уплата сбо­ров и др. В некоторых случаях повторное заявление о выдаче лицензии может быть рассмотрено только по истечении установ­ленного срока.

Взыскание стоимости товаров или транспортных средств со­стоит в принудительном изъятии денежной суммы, составляющей сво­бодную (рыночную) цену таких товаров и транспортных средств на день обна­ружения нарушения (ст. 245 ТК РФ). В размере до 300 МРОТ на основе норм ТК РФ может быть взыскана стоимость товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения тамо­женных правил, а также со специально изготовленными тайниками. Одно из существенных отличий этого взыскания от штрафа в том, что оно может быть основным и допол­нительным.

3. Общие принципы наложения административных взысканий

Глава 4 КоАП РСФСР называется «Наложение админист­ративного взыскания». Заголовок начинающей эту главу ст. 33 КоАП РСФСР та­кой: «Общие правила наложения взыскания за админи­стративное пра­вонарушение». В ней и в последующих статьях этой главы содержатся материально-правовые нормы, устанавливающие правила – принципы наложения административных взысканий, а не процессуальные нормы.

Можно сказать, что глава 4 КоАП РСФСР закрепляет следу­ющие общие правила (принципы) карательного воздействия:

•   законность;

•   целесообразность;

•   своевременность, оперативность воздействия;

• сложение взысканий, налагаемых за совокупность нарушений (наложение взысканий за каждое нарушение в отдельности). Хотя и в разных формах, эти вопросы решаются и в налоговом праве, и актах трудового, уголовного, административного права, регла­ментирующих дисциплинарную ответственность.

Есть достаточные основания для вывода о том, что названные об­щие правила являются принципами применения любых каратель­ных санкций.

3.1. Законность и целесообразность применения админист­ративных взысканий

Законность – важнейший принцип юрисдикционной деятель­но­сти. Его проявления многообразны: противоправность как основа­ние привлечения к ответственности, правильная квалификация дей­ствий, компетентность органа (должностного лица), принимающего решение по делу, назначение взыскания в пределах, установленных санкцией той статьи, по которой квалифицированы действия и т. д.

Взыскание может быть наложено только тогда, когда в деянии лица установлен состав конкретного проступка. Иными словами, если нормой права предусмотрена ответственность за деяние, а в противо­правных действиях выявлены все предусмотренные правом при­знаки нарушения, деликвент может быть привлечен к ответственности по со­ответствующей статье.

Орган (должностное лицо) вправе рассматривать лишь те дела, ко­торые ему подведомственны. Он может налагать взыскание в пре­делах санкции той статьи, по которой квалифицированы действия лица, изби­рать вид и размер взыскания в рамках предоставленных ему полномо­чий.

Так, за совершение мелкого хулиганства виновный может быть подвергнут штрафу, исправительным работам и административному аресту. Начальник ОВД вправе рассматривать такие дела, но он может только оштрафовать виновного. Если же он считает целесооб­разным применение иного взыскания, то должен направить дело су­дье.

Важнейший принцип применения ответственности – целесо­образ­ность. Его главные проявления: индивидуализация кары и эко­номия ре­прессии. Законодатель обязывает правоприменителя при выборе меры воздействия учитывать как обстоятельства, при кото­рых было совер­шено деяние, так и обстоятельства, характеризующие нарушителя, его имущественное положение, степень его вины. В зна­чительной степени эти требования конкретизированы в перечнях, смягчающих и отягчаю­щих ответственность обстоятельств (ст. 34, 35 КоАП РСФСР).

Обстоятельствами, смягчающими ответственность, признаются:

• чистосердечное раскаяние виновного;

• предотвращение виновным вредных последствий правонаруше­ния, добровольное возмещение ущерба или устранение причи­ненного вреда;

• совершение правонарушения под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоя­тельств;

• совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до од­ного года.

Этот перечень является открытым: законодательством и право-применителями могут быть признаны смягчающими и иные обстоя­тель­ства. А перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, зак­ры­тый. Поскольку он закреплен законом, то и изменить его может только акт такой же юридической силы. Отягчающими обстоятель­ствами при­знаны:

• продолжение противоправного поведения, несмотря на требова­ние прекратить его уполномоченных на то лиц;

•  повторное в течение года совершение однородного правонару­шения, за которое лицо уже подвергалось административному взыска­нию, совершение правонарушения лицом, ранее совершив­шим преступ­ление;

•  вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

•  совершение правонарушения группой лиц;

• совершения правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

• совершение правонарушения в состоянии опьянения. Но право­применитель с учетом конкретных данных может не признать

последнее обстоятельство отягчающим.

Хочется отметить, что если признак включен в состав, он не может в то же самое время быть смягчающим или отягчающим вину  обстоя­тельством. Так, повторность, нетрезвое состояние являются конструк­тивными признаками состава, закрепленного ч. 2 ст. 117 КоАП РСФСР, и не могут быть отягчающими обстоятельствами при привлечении к от­ветственности за этот состав.

Последовательное обеспечение целесообразности карательного воздействия обеспечивается и нормами, предоставляющими право-при­менителю возможность или прямо обязывающие его заменить взыска­ние иными мерами воздействия. КоАП РСФСР закрепляет несколько альтернатив административной ответственности. Их применение означает смягчение или вообще отказ от применения ка­рательных мер.

Альтернатива первая (ст. 22 КоАП РСФСР): при малозначи­тельно­сти совершенного правонарушения орган (должностное лицо), уполно­моченный решать дело, может освободить виновного от ответ­ственно­сти и ограничиться устным замечанием.

Альтернатива вторая (ст. 21 КоАП РСФСР): лицо освобож­дается от ответственности с передачей материалов на рассмотрение общест­венности, если с учетом обстоятельств дела и личности нару­шителя к нему целесообразно применить меру общественного воздей­ствия.

Альтернатива третья (ст. 16 КоАП РСФСР): передача мате­риалов об административных правонарушениях военнослужащих, ра­ботников ОВД и других лиц, на которых распространяется действие дисципли­нарных уставов, их командирам (начальникам) для привле­чения их к дисциплинарной ответственности. Расширительно толкуя ст. 16, дела о проступках студентов, учащихся тоже часто направляют руководителям учебных заведений.

Альтернатива четвертая (ст. 14, 201 КоАП РСФСР): матери­алы об административных правонарушениях лиц, не достигших 18-летнего возраста, направляются в комиссии по делам несовершен­нолетних.

Две первые альтернативы основаны на дискреционных полно­мо­чиях правоприменитель, а две последние для него обязательны.

3.2. Срок давности наложения административных взыска­ний

Эффективность деятельности исполнительной власти государ­ст­венной администрации зависит и от последовательности осуществ­ления принципа оперативности, своевременности ее действий. Одно из прояв­лений этого принципа – установление нормами права сро­ков соверше­ния действий субъектами административно-правовых отношений.

Важное положение о сроке давности наложения администра­тив­ного взыскания содержится в ст. 38 КоАП РСФСР. Речь идет о времени, в течение которого нарушитель может быть привлечен к администра­тивной ответственности. По истечении этого срока про­изводство по делу не может быть начато, а начатое подлежит прекра­щению («поезд ушел»).

Нарушения как особый вид юридических фактов порождают охра­нительные правоотношения, в которых одна сторона обязана претерпе­вать меры принуждения, а другая сторона имеет право их применять. Если своевременно будет вынесено постановление о на­ложении взыска­ния, охранительное правоотношение вступит в новый этап своего разви­тия – этап ответственности. Но если в течение давностного срока юрис­дикционный акт не будет принят, факт совер­шения проступка утратит за давностью юридическое значение, а порож­денное им правоотноше­ние прекратится, не достигнув этапа ответ­ственности. В подобных слу­чаях противоправное деяние порождает, а событие прекращает правоот­ношение.

Для того чтобы правильно исчислять сроки давности и иные уста­новленные правом сроки, необходимо руководствоваться прави­лом «РОКИ».

Считая сроки, нужно знать:

Р – размер срока;

О – откуда считать;

К – конечный момент срока;

И – имеющиеся изъятия из срока.

Иными словами, чтобы юридически грамотно решить вопрос о сроке, нужно учитывать четыре юридически значимых обстоятель­ства: во-первых, установленный законом размер срока; во-вторых, когда, с какого юридического факта он начинает исчисляться; в-третьих, когда, какой юридический факт прекращает его исчисление или пре­рывает его; в-четвертых, какое время закон не включает (включает) в исчисляемый срок. Фактическое течение срока и его юридическое исчисление имеют ряд различий.

Статья 38 КоАП РСФСР устанавливает, что административ­ное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совер­шения правонарушения. По общему правилу срок давности при­влечения к административной ответственности равняется двум ка­лендарным ме­сяцам. Датой начала исчисления срока является день, следующий за днем, в который было совершено правонарушение. Юридически днем окончания срока считается день, когда было вы­несено постановление о наложении взыскания, а фактически – фак­тическое окончание срока. Никаких изъятий в течение рассматрива­емого срока давности законода­тельство не знает.

Из этого общего правила ст. 38 КоАП РСФСР предусматри­вает два исключения. Во-первых, при фактически неоконченном для­щемся на­рушении срок исчисляется со дня его обнаружения. Во-вторых, в случае отказа в возбуждении уголовного дела или при прекраще­нии уголовного дела, но при наличии в действиях виновного призна­ков проступка ад­министративное взыскание может быть наложено не позднее одного ме­сяца со дня принятия постановления об отказе в возбуждении или пре­кращении уголовного дела. Этот срок начинает исчисляться со дня, сле­дующего за днем принятия постановления, и равняется не двум, а од­ному месяцу.

Таким образом, в ст. 38 КоАП РСФСР названы три варианта опре­деления старта срока давности: день совершения проступка, день обна­ружения и день вынесения постановления о прекращении уго­ловного дела.

Срок давности, установленный ст. 38 КоАП РСФСР, как и весь Кодекс, действует только при привлечении к ответственности индиви­дуальных субъектов. Кроме того, он является общим прави­лом, которое применяется, если специальной нормой не предусмотрено иное. Специ­альная норма содержится, например, в ст. 247 ТК РФ. Ею установлено, что за нарушение таможенных правил такие взыс­кания, как предупреж­дение, штраф, отзыв квалификационного аттес­тата «могут быть нало­жены на физических или должностных лиц не позднее двух месяцев со дня обнаружения нарушения». В этой же статье сказано, что, если лицо совершит новое нарушение, течение срока прерывается, и его исчисле­ние начи­нается с момента обнаружения нового нарушения.

В действующем законодательстве нет общих норм о сроке дав­но­сти наложения административных взысканий на коллективных субъек­тов. Статьей 247 ТК РФ установлено, что на организации и лиц, зани­мающихся предпринимательской деятельностью без образо­вания юри­дического лица, такие взыскания, как предупреждение, штраф, отзыв лицензии могут быть наложены не позднее шести месяцев со дня обна­ружения нарушения.

В отношении иных взысканий (конфискация, взыскание сто­имости товаров), применяемых таможнями и к индивидуальным, и к коллектив­ным субъектам, сроки давности не действуют.

3.3. Наложение взысканий за множественность админист­ративных проступков

Множественность административных проступков – это вы­полне­ние одним лицом нескольких составов, не утративших юриди­ческого значения на день решения вопроса об ответственности ви­новного.

Первым признаком множественности проступков является на­ли­чие нескольких самостоятельных составов правонарушений. Здесь имеет значение не количество действий, а количество составов. Вто­рой признак множественности – все противоправные деяния совер­шаются одним лицом, которое одновременно или разновременно вы­полняет не­сколько самостоятельных составов нарушений. Третий признак состоит в том, что каждый из образующих ее составов сохра­няет свою юридиче­скую значимость на момент рассмотрения дела о нескольких или о по­следнем деликте. Иными словами, если отсут­ствуют обстоятельства, препятствующие привлечению деликвента к ответственности за не­сколько нарушений сразу или за рецидив.

Самый существенный критерий классификации множественно­сти административных проступков – совершение нового нарушения до или после привлечения к ответственности за предыдущее нару­шение. Соот­ветственно выделяются совокупность и рецидив.

Под совокупностью понимается совершение одним лицом не­скольких нарушений до привлечения к ответственности. Она может быть идеальной и реальной.

Идеальная совокупность – это одновременное выполнение одним действием (действиями) нескольких составов нарушений. Например, порча телефонов-автоматов с целью хищения (ст. 49 и 140 КоАП РСФСР).

Реальная совокупность представляет собой систему составов, вы­полненных разными действиями, а значит, разновременно (напри­мер, нарушение правил дорожного движения, а затем рыбной ловли). Разно­временность их совершения высвечивает еще одну характерную черту данной системы – связь со сроком давности.

Реальная совокупность может быть совокупностью разнород­ных, однородных, тождественных антиобщественных действий. Если в дей­ствиях -деликвента имеется реальная совокупность противоправ­ных деяний, то он привлекается за каждое из них. В ст. 36 КоАП РСФСР сказано, что взыскание налагается на каждое нарушение в отдельности. Иными словами, фактически установлен принцип сло­жения взыска­ний. А поглощение менее строгого взыскания более строгим допуска­ется ч. 2 ст. 36 КоАП РСФСР как исключение при наличии двух обстоя­тельств: если дела рассматриваются одним и тем же органом (должно­стным лицом) и притом одновременно.

Статьями 238 и 454 ТК РФ установлено: при совершении одним лицом нескольких нарушений, предусмотренных ТК РФ, взыс­кание все­гда налагается за каждое нарушение в отдельности без поглощения ме­нее строгого наказания более строгим.

Рецидив проступка – это совершение нового нарушения пос­ле привлечения к ответственности за предыдущее. При рецидиве лицо на­казывается за новое деяние, так как за предыдущее оно уже понесло от­ветственность. Если первое и второе деяние тождествен­ны, рецидив на­зывается специальным. Признак специального реци­дива является ква­лифицирующим признаком десятков составов ад­министративных про­ступков. Ст. 96, 117, 1573, 162, 1661 и др. КоАП РСФСР устанавливают более суровую ответственность, если деяние совершено после привле­чения к ответственности за такое же деяние, то есть за специальный ре­цидив.


Так, в ст. 117 КоАП РСФСР сказано:

Управление транспортными средствами водителями, находящи­мися в состоянии опьянения, а равно передача управления транспорт­ным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, –

влечет наложение штрафа в размере от восьми до двенадцати мини­мальных размеров оплаты труда или лишение водителей права управления транспортными средствами на срок один год.

Те же действия, совершенные повторно в течение года, –

влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятнадцати мини­мальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспорт­ными средствами на срок от одного до трех лет.

Эта норма закрепляет давность погашения взыскания, которая равна одному году. По общему правилу годичный срок начинает течь со дня окончания исполнения взыскания (например, окончания сро­ка ли­шения прав). Но многими нормами КоАП и других законов для отдель­ных проступков закрепляются исключения из общего пра­вила: годич­ный срок исчисляется со дня вынесения постановления. Так, в ч. 2 ст. 162 КоАП РСФСР сказано: «Те же действия, совершенные повторно в течение года после применения мер адми­нистративного взыскания...».

Заключение

Итак, КоАП закрепляет следующие виды административных взы­сканий:

1) предупреждение;

2) штраф;

3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совер­шения или непосредственным объектом административного пра­вонарушения;

4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонару­шения;

5) лишение специального права, предоставленного данному граж­данину (права управления транспортным средством, права охоты);

6) исправительные работы;

7) административный арест;

8) выдворение.

Со времени принятия КоАП данный перечень взысканий остался неизменным, изменения и дополнения – притом иногда значительные – коснулись лишь той или иной меры взыскания в отдельности.

Какие функции возложены на административное взыскание в структуре административной ответственности?

Административное взыскание, во-первых, обозначает, под­твер­ждает факт административной ответственности поскольку, как говори­лось выше, без взыскания нет и самой ответственнос­ти) и, во-вторых, административное взыскание определяет вид ответственности, что она в данном случае административная, а не какая-либо иная.

Административные взыскания применяются в качестве мер основ­ных и дополнительных. Возмездное изъятие и конфискация предметов могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных ад­министративных взысканий; другие админи­стративные взыскания, ука­занные в статье 24, могут применяться в качестве только основных. За одно административное правона­рушение может быть наложено основ­ное либо основное и допол­нительное взыскание, например, статьей 86 КоАП предусмотрены штраф и конфискация за нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования живот­ным миром.

Административные взыскания следует делить на абсолютно опре­деленные и относительно определенные.

По ряду правонарушений предусмотрено примене­ние одного из нескольких мер административных взысканий, например, по статье 158 за мелкое хулиганство назначается одно из следующих взысканий: штраф, исправительные работы, адми­нистративный арест. В этом слу­чае меры считаются альтернатив­ными.

Библиография


1.   А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов. Административное право Российской Федерации. М.: «Зерцало», ТЕИС,1996.

2.   Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. – М.: НОРМА–ИНФРА·М, 2000. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конку­ренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // СЗ РФ.1995. № 22. Ст. 1977.

3.   Ведомости РФ. 1992. № 34. Ст. 1970.

4.   Закон от 24 июня 1981 г. "О правовом положении иностранных граждан в СССР" // ВВС СССР, 1981, № 26, ст. 836.

5.   Закон РФ от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации", с изменениями и дополнениями от 10 августа 1994 г. и 29 ноября 1996 г.

6.   Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. – М.: Проспект, 1996.

7.   Комментарий  к  Кодексу об административных правонарушениях  /  Под ред. И.И.  Веремеенко,  Н.Г.  Салищевой,  М.С.  Студеникиной.– М.: ООО «Издательство  ПРОСПЕКТ»,  1997.

8.   Комментарий к Конституции Российской Федерации./ Общ. ред.  Ю.В. Кудрявцева. – М: Фонд «Правовая культура», 1996.

9.   Конституция Российской Федерации.  М.:  НОРМА–ИНФРА·М, 1996.

10. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право: Учебник. – М.: Юристъ, 1996.

11. Овсянко Д. М. Административное право. Учебное пособие для студентов юридических ВУЗов, факультетов и институтов. / Отв. ред. проф. Г. А. Туманов. – М., Юристъ, 1995.

12. СЗ РФ, 1995, № 50, ст. 4873.

13. СЗ РФ. 1998. № 12. Ст. 1458.

14. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 апреля 1989 г. – ВВС  РСФСР, 1989, № 15, cт. 369.


[1] В ред.  Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 апреля 1989 г. – Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1989, № 15, cт. 369.

[2] Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. – М.: НОРМА–ИНФРА·М, 2000. С. 499.

[3] Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конку­ренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // СЗ РФ.1995. № 22. Ст. 1977.

[4] Ведомости РФ. 1992. № 34. Ст. 1970.

[5] СЗ РФ. 1998. № 12. Ст. 1458.

[6] СЗ РФ, 1995, № 50, ст. 4873.

[7] Закон от 24 июня 1981 г. "О правовом положении иностранных граждан в СССР" // ВВС СССР, 1981, № 26, ст. 836.

[8] Постановление Кабинета Министров СССР от 26 апреля 1991 г.; Закон РФ от 1 апреля 1993 г. "О Государственной границе Российской Федерации", с изменениями и дополнениями от 10 августа 1994 г. и 29 ноября 1996 г.

Похожие работы на - Административные взыскания и их виды

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!