Административное принуждение, его формы
Административное принуждение - один из видов
государственно-правового принуждения. Поэтому ему присуши все признаки
последнего (это правоприменительная деятельность; она устанавливается
государством, применение мер принуждения соответствующими органами и
должностными минами является результатом осуществления ими
государственно-властных полномочий: призвана обеспечить защиту правопорядка; реализуется
в рамках охранительных правоотношений и др.). Вместе с тем административное
принуждение имеет присущие ему особенности.
Административное принуждение имеет своим назначением
охрану управленческих отношений административно-принудительными средствами, то
есть выполняет карательную функцию.
Одновременно в целях правоохраны
административно-принудительные меры выполняют и функции иного рода -
предупреждения и пресечения правонарушений. В самом широком смысле
административное принуждение призвано обеспечивать исполнение правил поведения,
выраженных в административно-правовых нормах.
Меры административного принуждения применяются в целях
обеспечения соблюдения не всех административно-правовых норм, а только тех.
которые формулируют общеобязательные правила поведения в сфере государственного
управления, не имеющие ведомственных границ (например, правила безопасности
дорожного движения, санитарные правила, правила пожарной безопасности,
природоохранные правила и др.).
Административное принуждение применяется,
как правило, во внесудебном порядке непосредственно органами государственного
управления (должностными лицами). В специально предусмотренных законом случаях
отдельные административно-принудительные меры применяются судами, судьями.
Административно-принудительные меры применяются не
всеми без исключения исполнительными органами (должностными лицами), а лишь
теми, которые наделены специальными полномочиями по осуществлению
административной власти, уполномоченными на выполнение правоохранительных
функций органами внутренних дел (милицией), контрольно-надзорными органами,
специальными инспекциями и т.д.
Административному принуждению (воздействию)
подвергаются не только отдельные лица, но и организации (приостановление
работы, изъятие незаконно полученного, штраф и др.)
Меры административного принуждения применяются к
третьим лицам, то есть к тем, кто не находится в непосредственном подчинении
(ведении) у полномочных исполнительных органов (должностных лиц).
Административное принуждение охраняет не только административно-правовые
нормы, но и нормы гражданского, трудового, земельного, экологического,
таможенного, налогового права, реализация которых возложена на органы
исполнительной власти.
Административное принуждение осуществляется в рамках
административно-процессуальных норм. Следует отметить еще одну принципиальную
особенность административного принуждения. Если все иные виды государственного
принуждения равнозначны по своему содержанию соответствующему виду юридической
ответственности (уголовное принуждение - уголовной ответственности,
дисциплинарное принуждение - дисциплинарной ответственности и т.д.), то понятия
административное принуждение и административная ответственность не равнозначны.
Административное принуждение по своему содержанию
(целям применения, фактическим основаниям применения, правовым последствиям
применения и т.д.) шире административной ответственности.
Внешние формы принуждения могут быть самыми
различными. Их разнообразие обуславливается характером обеспечиваемых
отношений, целями, основаниями, способами применения принуждения. Немалую роль
в решении вопроса о том, какие меры могут быть применены к конкретному
субъекту, играет и его правовое положение. Так, например, военнослужащие не
могут подвергаться административному аресту.
Конкретные формы административного принуждения
приобретают характер личных, организационных, имущественных (материальных)
ограничений.
К личным ограничениям относится,
например, административный арест лица, совершившего мелкое хулиганство. К организационным
ограничениям относятся такие формы принуждения, как закрытие, например,
торговых учреждений за нарушение санитарных норм. К имущественным
ограничениям относится, например, принудительное взыскание
штрафа.
В зависимости от своего целевого назначения и способа
обеспечения правопорядка, определяемых объективным характером общественных
отношений и противоправным посягательством на эти отношения, все меры
административного принуждения можно свести в три классификационные группы: 1)
административно-предупредительные меры: 2) меры административного пресечения;
3) меры административной ответственности.
Административно-предупредительные меры применяются в целях охраны
государственных и общественных интересов и безопасности граждан как средство
предотвращения возможных нежелательных или вредных последствий либо
правонарушений. Они выступают в виде либо административных ограничений, либо
определенных административных действий в отношении той или иной категории
организаций и лиц. Характерным для указанных мер принуждения является то, что
они могут применяться при отсутствии факта противоправных действий. Они их
предотвращают и, в этом смысле, предшествуют применению иных мер принуждения,
направленных против виновных в совершении административных правонарушений.
Административно-предупредительные меры лишены характера кары. К их числу
относятся следующие: прекращение движения транспорта и пешеходов при
возникновении угрозы безопасности движения (например, обрыв проводов); введение
карантина при эпидемиях и эпизоотиях (болезни животных); таможенный досмотр,
т.е. проверка вещей при переезде через государственную границу с целью
предупреждения контрабанды; принудительное медицинское освидетельствование
состояния людей и санитарного состояния предприятий общественного питания;
реквизиция имущества, то есть принудительное его изъятие у владельцев
(например, личного транспорта в условиях стихийных бедствий); административный
надзор милиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы и др.
Применение административно-предупредительных мер строго регламентировано
законодательством.
Меры административного пресечения используются как средство
прекращения правонарушений. Под мерами административного пресечения понимаются
способы и средства принудительного воздействия, применяемые уполномоченными
органами государственного управления (должностными лицами) в целях прекращения
административного проступка и предотвращения его вредных последствий, а также
создания возможности для последующего привлечения правонарушителя к
административной ответственности.
Среди средств административного принуждения меры
пресечения наиболее многочисленны и разнообразны, что обусловливается
необходимостью быстрого и эффективного прекращения различного рода
посягательств на интересы государственных, общественных и иных организаций,
граждан.
Тем не менее, их можно свести в следующие группы:
1.
меры
пресечения, применяемые непосредственно к личности правонарушителя (задержание,
физическое воздействие, принудительное лечение, применение специальных средств
и оружия и др.);
3.
меры пресечения технического характера (приостановление работы
предприятия в случае грубого нарушения правил охраны труда и техники
безопасности, правил пожарной безопасности и др.);
4.
меры пресечения санитарно-эпидемиологического характера
(отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации
предприятий торговли или общественного питания при нарушении санитарных норм и
др.);
5.
меры пресечения финансово-юридического характера (изъятие в фонд
бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями, организациями путем
нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, приостановление операций
юридических и физических лиц по расчетам в случае непредставления (или отказа
представить) государственным налоговым органам отчетов, балансов, расчетов,
деклараций и др.).
Однако следует отметить некоторую условность данной
классификации. Имеются и другие меры административного пресечения.
В юридической литературе выделяются как
самостоятельные группы мер административного принуждения
административно-правовые восстановительные меры, которые применяются в целях
восстановления прежнего положения вещей, возмещения причиненного ущерба.
Меры административной ответственности применяются к лицам в случае
совершения административного правонарушения и находят свое выражение в
наложении на виновных лиц административных взысканий.