Половое воспитание в российской школе: нужен ли нам опыт Америки?
Половое воспитание в российской школе: нужен ли нам
опыт Америки?
Р.Н.Федотова, Н.А.Самарец
Малыши
растут на глазах, и, не успев оглянуться, мы, родители, понимаем, что наши дети
превращаются в подростков - юношей и девушек, - время не остановить! Они
считают себя взрослыми и самостоятельными, но для нас, умудренных жизненным
опытом людей, навсегда останутся детьми. И всё бы хорошо, но дети всё раньше
начинают интересоваться сферой отношений полов, а последствия неудачных
"экспериментов" способны сломать жизнь, искалечить неокрепшую
психику, исказить понятие о нормальных отношениях между мужчиной и женщиной. О
ЧЁМ ВЫ ДУМАЛИ РАНЬШЕ?!
Формировать
представление ребенка об этих отношениях, готовить его к вступлению во взрослую
жизнь надо начинать заблаговременно - с детства, а не тогда, когда он уже начал
"набивать шишки". Очевидно, этой проблемой должны заниматься не
только родители, но и школа: тщательно подготовленный и спланированный курс
полового воспитания, интегрированный в школьную программу решил бы все вопросы
и упредил нежелательные последствия "взрослого" поведения подростков.
Но
пока все мы говорим о половом воспитании, спорим, необходимо оно, или пусть все
плывет по воле волн, секс и эротика полным ходом вошли в нашу жизнь. В любом
киоске, на каждом перекрестке мы видим изображения обнаженных тел. Если
поначалу на это как-то реагировали, то сейчас привыкли.
Во
многих странах, а теперь и в России, стало обычным явлением культивирование
секса и эротизация современной жизни, которые современная молодежь представляет
как символы новой нравственности, свободной от запретов. Сексуальная
информация, обрушившаяся со страниц книг, газет, журналов, с экранов кино,
телевидения, влияет на процесс формирования нравственной позиции подростков.
Перед российской педагогикой стоит задача: нужен ли курс полового воспитания в
школе? Если нужен, то каково его содержание, методы воспитания?
Слабые
попытки ввести отдельные программы полового воспитания в школах были на корню
задушены возмущенными родителями и системой образования. В результате, мы живем
в обществе, мораль которого формируется вопреки здравого смысла и
общечеловеческих ценностей. Заметим, что мы не предлагаем искоренить эту новую мораль,
- взрослый человек имеет право выбирать, как ему жить, и несет ответственность
за свой выбор перед самим собой. Но детей и подростков мы просто обязаны
оградить от неправильных поступков, способных искалечить их жизнь. И делать это
надо не самым легким путем - путем запретов и нотаций, но через передачу им
необходимых знаний, на основании которых они и сами решат, что хорошо, а что
плохо.
В
этой связи, нам представляется интересным педагогический опыт, накопленный
американской школой в области полового воспитания детей и подростков.
Проблемы
и закономерности формирования личности в сексологической сфере изучали
культурологи, социологи, педагоги, психологи уже с конца 19 века.
Кардинальные
изменения в жизни американского общества, связанные с так называемой
"сексуальной революцией", способствовали разрушению прежней системы
ценностей, формированию сексуальной вседозволенности, поэтому значительная
часть американцев является сторонниками полового воспитания детей и подростков.
Стремление молодежи к сексуаль-ной свободе привело к ухудшению нравственного,
психического и физического здоровья американского народа. Американский
культуролог Р.Мэй пишет: "Сексуальной свободе, которой все мы поклоняемся,
явно не хватает человечности". Пренебрежение традициями в сфере личностных
от-ношений, свободные добрачные связи, замена понятия "любовь" на
"секс" - такова сегодняшняя действительность. Простота и доступность
сексуальных отношений обесценивает их.
За
последние десятилетия в США разрабатывались и реализовывались различные
программы курса полового воспитания. Он был введен не во всех школах, и его
содержание в разных школах различно. Поиск новых идей и методов продолжается.
Споры
относительно необходимости полового воспитания, особенно о целесообразности его
проведения в американской школе, не утихают много лет. Сторонники полового
воспитания считают, что, получив подробную информацию о сексуальности,
беременности и противозачаточных средствах, подростки люди смогут избежать
рискованного сексуального пове-дения. Такой подход до сих пор остается одним из
самых популярных. Противники полового воспитания утверждают, что любая
сексуальная ин-формация способствует вступлению детей в ранние сексуальные
отношения. Ссылаясь на статистические данные о росте сексуальной активности
среди подростков и увеличении доли нежелательных беременностей в подростковом
возрасте, оппоненты ведут речь о провале программ полового воспитания.
Аргументируя свою позицию, известный социолог Л.М.Кантор, сторонник полового
воспитания, напоминает, что фактически такое воспитание получает лишь
незначительное количество подростков, поэтому разговоры о "провале"
этой программы безосновательны.
Кроме
того, он указывает на то, что к концу ХХ в. по статистическим данным, уровень
ранних беременностей среди сексуально активных подростков в действительности
снизился по сравнению с 70-ми годами, несмотря на увеличение числа сексуально
активных молодых людей. Тем не менее, многих продолжает беспокоить проблема
роста сексуальной активности молодежи. В связи с этим высказывается мнение, что
именно половое воспитание должно пропагандировать среди подростков идею
полового воздержания, в то время как информация о методах контрацепции и
безопасного секса, а также доступность этих методов толкают молодежь на путь сексуальных
экспериментов.
По
мнению сторонников полового воспитания, оно должно быть основано на позитивном
отношении к сексуальному поведению, уравновешенному информацией о потенциальных
опасностях и пагубных последствиях этого поведения. Преподаватели,
поддерживающие идею полового воспитания, полагают, что молодые люди должны жить
в гармонии со своей сексуальностью для того, чтобы научиться принимать
ответственные решения.
В
то же время, некоторые американские родители и представители церкви выступают против
любой формы полового воспитания на базе общеобразовательной школы, считая, что
оно должно проводиться либо в домашних условиях (где оно вписывается в контекст
семейных ценностей), либо в учреждениях, действующих под эгидой церкви. Однако,
по данным специалистов, более 85% взрослых американцев и большинство подростков
одобряют идею полового воспитания в школе.
Половое
воспитание рассматривает сексуальное поведение только со стороны здоровья, а
секс - как простой биологический акт, вне психологического, эмоционального и
нравственного аспектов. Даже если эти аспекты признаются, то не дается никаких
конкретных наставлений или советов. А проблемы будут оставаться, пока не
изменится стиль жизни молодежи, и не повысится уровень нравственности.
Американское
общество обеспокоено ростом случаев заболевания СПИДом и другими болезнями,
передающимися половым путем, а также увеличением количества ранних
беременностей, поэтому программы по половому воспитанию школьников, воспитанию
ответственности в сфере межполовых отношений, подготовке молодежи к семейной
жизни и родительству - это осознанная необходимость в современном американском
обществе.
Безусловно,
поднятые выше проблемы актуальны и в нашей стране. Подготовка подрастающего
поколения к будущей жизни неразрывно связана с его половым воспитанием. Будет
ли это воспитание носить продуманный характер или, как в древние времена,
ребенок учился жизни, наблюдая за поведением животных, за обычаями и свадебными
обрядами, а теперь накапливает информацию, просматривая недетские фильмы с
откровенными сценами интимных отношений взрослых, - это зависит, прежде всего,
от родителей. Половое воспитание объединяет целый комплекс нравственных
ценностей, идеалов, отношений человека к другому человеку, самому себе,
окружающему миру. Оно усиливает внимание к понятиям "любовь",
"брак", "семья", развивает чувство ответственности в
отношениях и является своего рода внутренним регулятором деятельности
подрастающего человека и определяет его поведение.
Каким
вырастет человек, зависит от родителей, школы, окружающей среды. На процесс
формирования личности мальчика, девочки, юноши, девушки существенно влияет
культура, приобщение к прекрасному, традиции. Доверительные отношения с
родителями, когда можно поделиться своими невзгодами, помогут детям и
подросткам подготовиться к взрослой жизни.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://mdgazeta.ru/