Путешествие по Древней Руси. Илья Муромец и Соловей – Разбойник»
Путешествие по Древней Руси. Илья Муромец и Соловей –
Разбойник»
Суленко И. А., Иванищина О. Н.
Цель:
Формировать представления о различных аспектах жизни героев Древней Руси на
основе былины "Илья Муромец и Соловей Разбойник". Учить пересказывать
былину с помощью опорных картинок. Закрепить в речи слова и выражения: калики
перехожие, дорожка заколодена, замуравлена, Черная Грязь, лук разрывчатый,
стрела колена, око со косицею, стольный Киев-град. Закрепить в речи названия
предметов мебели и кухонной утвари: коромысло, прялка, люлька, печка и т.д.
Закрепить знания детей об элементах костюма русского богатыря, закрепить в речи
их названия.
Ход:
Звучит сказочная музыка. Дети заходят в группу, навстречу к ним выходит
сказочница - воспитатель в русском народном костюме.
Ведущая:
Здравствуйте люди добрые, добро пожаловать к нам в Древнюю Русь.
Сегодня
мы отправимся в чудесное путешествие, будем странствовать по былинам.
А
что такое былина?
Дети:
это русские народные песни-сказания.
В:
Молодцы! Я вижу, что вы любите былины, так давайте отправимся в одну из них.
А
чтобы туда попасть, вы должны разгадать мою загадку.
(Показывает
карточку с изображением печи и колодца).
В:
Угадайте, какой былине принадлежат эти вещи.
Дети:
Это вещи из былины про Илью Муромца.
В:
Замечательно! (Звучит короткий музыкальный отрывок в знак правильного ответа)
А
теперь, посмотрите вот сюда (Показывает изображения различных построек)
Скажите,
в каких из данных построек жили простые люди Древней Руси?
Дети:
В деревянных домах, построенных из бревен.
Ведущая
предлагает построить из конструктора деревянную избу - как строили ее раньше
без единого гвоздя.
(Конструктор
лежит на столе. Дети становятся вокруг, воспитатель помогает распределить
обязанности и дети строят избу).
В:
Молодцы! А теперь вспомним, как была обустроена Русская изба внутри? Какие
предметы находились в ней и для чего они предназначались?
Примерные
ответы детей: Здесь есть качка, в ней качали ребенка; печка служила для
приготовления пищи; с помощью прялки пряли шерстяные нитки;
В:
Вот в такой избе жил Илья Муромец. А сейчас, давайте попробуем с вами
рассказать былину сами, а помогут нам в этом опорные картинки. (Сидящим
полукругом детям, предлагается рассмотреть опорные картинки с условными
изображением эпизодов былины). Дети пересказывают былину, с опорой на них:
"В
городе в Муроме жила семья и был у них сын Ильюшенька, который не мог ходить и
лежал на печи 30 лет и 3 годика. Однажды к нему постучались калики-перехожие и
попросили водицы испить. Тут случилось чудо чудное: встал Илюшенька испил сам
водицы и почувствовал в себе силу богатырскую".
В:
Сейчас вам предстоит правильно собрать богатыря в дорогу. У него много одежды -
выберете нужную и назовите её.
Дальше
детям предлагается вернуться к опорным картинкам и продолжить пересказ.
"А
как стал Илюшенька богатырём, так отправился совершать подвиги ратные. Узнал,
что возле города Чернигова сидит враг неведомый. Сидит там Соловей Разбойник. И
свищет он по-соловьиному, кричит по-звериному. И от этого травушка-муравушка
заплетается."
В:
На Руси всегда любили помериться силушкой богатырской.
Подвижная
игра "Петушиные бои".
Дети
возвращаются к картинкам и завершают пересказ.
"Когда
Илья Муромец подъехал ближе, Соловей засвистел. Добрый конь Ильи Муромца стал
спотыкаться. А он берёт тугой лук разрывчатый и стрелу колену, накладывает и
стреляет во врага и выбивает око со косицею. Пристегнул его к стремячку и повёз
по чисту полю. Прямо в сольный Киев град ко князю Владимиру".
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/