Путешествие по Древней Руси. Ставр Годинович
Путешествие по Древней Руси. Ставр Годинович
Суленко И. А., Иванищина О. Н.
Цель:
Упражнять детей в пересказе былины с помощью опорных картинок. Закрепить в речи
детей слова: опала, острог, догадка, пир, бояре, князья, Киев-град. Упражнять
детей в подборе слов, используемых в русском фольклоре для оценки внешности и
положительных качеств человека. Упражнять в создании выразительных образов героев
былины. Воспитывать интерес и уважение к истории и культуре русского народа.
Материал:
опорные картинки, яблоко, блюдце, краски, листы бумаги разного формата, кисти.
Ход:
Воспитатель:
Ребята! Сегодня мы продолжаем путешествие по былинам Древней Руси. А поможет
нам попасть туда волшебное яблочко:
Ты
катись, катись, яблочко,
По
золотому блюдечку.
Укажи
нам дорогу
Во
славный Киев-град!
Вот
мы и пришли в стольный Киев-град. И встречает нас правитель Киева — Великий
князь, Владимир Красное Солнышко со своими князьями да боярами. И сидят они на
пиру честном друг перед другом, похваляются. Вспомните, ребята, в какую былину
мы попали?
(Детям
предлагается начать пересказ былины по первой опорной картинке)."Сидят
гости на пировании, сидят похваляются. Только Ставр Годинович не хвастает.
Спрашивает его князь: "Что молчишь, Ставр Годинович?" Отвечает Ставр:
"Есть у меня и золото , и серебро, но свою жену я ценю дороже
злата-серебра".
В:
На пиру у князя все гости похвалялись! Давайте и мы сыграем в игру
"Похвали соседа". (Правила игры: детям предлагается вспомнить
хвалебные потешки и выбрать из них слова, выражения, характеризующие внешность
и положительные качества человека. Например, хороший-пригожий, храбрец-молодец,
красна девица и др.)
В:
Молодцы! Все справились с заданием. Посмотрите на следующую опорную картинку.
(Дети
по второй опорной картинке продолжают пересказ былины).
"Не
понравились князю слова гостя. И велел он схватить Ставра Годиновича и посадить
в погреба глубокие. "Если жена твоя такая умная — пусть сумеет тебя оттуда
высвободить".
В:
Да, нелегко пришлось Ставру Годиновичу. Предлагаю поупражняться в изображении
различных эмоциональных состояний. Сначала у князя появилось недовольство.
Подумайте, как можно с помощью жестов и мимики изобразить это состояние. (Дети
изображают).
В:
Ребята, а как вы думаете, кто из героев былины испытал яростный гнев? (Василиса
Микулична). Изобразите её гнев. Какие чувства она ещё испытала? (Страх за мужа,
обиду).
(Детям
предлагается третья опорная картинка, с помощью которой они продолжают
пересказ)
"Дошли
худые вести до терема Василисы Микуличны. Решила она спасти мужа хитростью.
Отрезала волосы, назвалась добрым молодцем. Приезжает к князю Владимиру, просит
в жёны княжескую дочь. Но молодая княжна догадалась, что это женщина. И просит
князя: "Испытай его, батюшка!"
В:
Молодцы! А какие же испытания пришлось преодолеть Василию Микуловичу?
(Детям
предлагается следующая опорная картинка).
"
Сходить в баньку попариться; на широком дворе пострелять в золочёное колечко; с
боярами силами помериться".
В:
Правильно, ребята! Князь Владимир трудные испытания придумал Василисе
Мекуличне, но она их с честью выдержала. Испытаю и я вас. ( Воспитатель
загадывает детям загадки).
Что
мы можем видеть с вами лишь с закрытыми глазами? (Сон).
Стоит
себе качается на вид трава травой, а тронешь чуть — кусается и жалит: "
Ой-ой-ой!" (Крапива).
Что
общего между деревьями и книгой? (Листья).
Петух
снёс яйцо. Кому достанется оно? ( Петух яйца не несёт).
На
каком дереве не растут ветки? (На сухом).
Где
сухого камня не найдёшь? (В воде).
По
чему утка плавает? (По воде).
В:
Просто молодцы! Проявили находчивость и смекалку. Вот мы и подошли к финалу
былины. Расскажите, чем закончилась она.
(Детям
предлагается последняя опорная картинка).
"Испугался
князь и отдал свою дочь за него замуж. Настал день свадьбы. Сидит жених
грустный, просит князя позвать Ставра Годиновича развеселить гостей. Как пришёл
Ставр Годинович, так и разоблачилась Василиса Микулична. Удивился Ставр:
"Где же твои косы?!" Василиса ответила: "А косами я тебя из
погреба высвободила!" Стыдно стало князю. Отпустил он их с миром".
В:
Как хорошо, что восторжествовала справедливость и победило добро! Я предлагаю
сыграть в игру "Был у князя пир большой".
Был
у князя пир большой (дети показывают, поднимая вверх руки),
Ставр
заносчив был с душой (стоят, подбоченясь, задрав голову кверху).
Князь
свой голос надсадил (поглаживают горло),
Ставра
в погреб посадил (садятся на корточки и обхватывают голову руками).
Василиса
услыхала, на коне вмиг прискакала (приставляют руку к уху, имитируют верховую
езду).
Стала
князя укорять, стала топать и ругать (хмурят брови и грозят указательным
пальцем, топают).
Испугался
знатный князь (втягивают голову в плечи, отворачиваются),
Отпустил
всех восвоясь (машут рукой на прощание).
В
конце совместной деятельности воспитатель предлагает детям зарисовать
понравившийся эпизод былины.
По
материалам "Все для детского сада". Методические разработки.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/