Для чего человеку длинное детство
Для чего человеку длинное детство
К.Б.Магнитская
Будущие
первоклассники - это те, кому сегдня от 0 до 7-ми. Одним до школы еще далеко, а
у других родители полны тревоги. Справятся ли! Как готовить ребенка к школе,
как не превратить обучение в мучение для всей семьи?
А
детство у человека действительно длинное. Оно составляет около четверти жизни и
заканчивается лишь к 20-ти годам. Только детский мозг может усвоить тот
огромный объем информации, который позволит существу занять достойное место
среди себе подобных. А вот раннее половое созревание, укорочение детства,
биологи считают признаком деградации вида. Времени на обучение остается меньше.
Обучение
начинается с рождения и первые 6-7 лет - самый интенсивный период. В это время
мозг накапливает большую часть представлений о мире. Вопрос, чему и когда
учить, оказался совсем не праздным. Существуют возрастные периоды, в которые
мозг наиболее чувствителен к определенный видам информации.
Науке
известно, что дети так называемых малоцивилизованных народов, до 3-х лет
опережают сверстников, воспитанных по европейским стандартам. Младенец в силу
необходимости живет на теле матери. Защищенный телом матери, он вступает в
большой, разнообразный, яркий мир, который запечатляет как нечто неразрывное с
образом матери. Теперь сравните состояние ребенка, которого изо дня в день
укладывают в кроватку и он видит над собой только белый потолок, где и взгляду
зацепиться не за что. И не удивляйтесь, если малыш начинает бунтовать.
Сенсорный голод для него мучительнее пищевого. Не сердитесь на ребенка, который
требует новых впечатлений. Его мозг желает учиться.
Младенчество
- это возраст запечатлений. Причем это не фотографии лиц и предметов, а единый
динамичный мир, в котором живут люди с их эмоциями, происходят различные
события и течет время. К трем годам ребенок из "духовного эмбриона"
превращается в человека опытом познания и эмоционального переживания окружающего
мира.
А
теперь поговорим об изолянтах. Так биологи и психологи называют тех, кто вырос
в информационно бедной среде. Если забрать котят сразу после рождения, то
кошки, выросшие без матери, отказываются кормить своих детей. Они же часто
рождают не жизнеспособное потомство. Опыт с обезьянами, который бал назван
"безмамные мамы", показал, что животные, выросшие без матери, без
эмоционального контакта, агрессивны и жестоки к своим детям. К сожалению,
человечество знает, что такое "приютские дети". Их раннее детство
лишено полноценной информации о мире и людях. Очень редко взрослая жизнь бывших
детдомовцев складывается удачно.
Так
чему же учить до трех лет? Недавно на прием пришла молодая мать с трехлетней
дочкой. С обидой сказала: "Буквы учить не хочет". Бедный ребенок.
Вместо большого мира ей подсовывают непонятные символы. А ребенок желает видеть
солнце и небо. Он замечает, что луна бывает большой и маленькой, что небо может
быть голубым или серым, что бывают облака и звезды. И у себя под ногами он находит
уйму интересных вещей: траву и цветы, муравья и кузнечика, ворону и синицу.
Помогите ребенку разглядеть, что есть куст, а есть дерево, елка и береза, что
одуванчик и ромашка похожи, но это не одно и то же. Через смену дня и ночи
ребенок познает время. Он уже способен отделить "было",
"есть" и "будет", хотя "вчера",
"сегодня" и "завтра" появятся позже.
Ребенок
запечатлевает мир как целое. До трех лет мозг стремиться набрать как можно
больше информации. Поэтому он заставляет маленького человека везде лезть,
дотягиваться, добираться, доковыриваться, даже с опасностью для жизни. И окрики
старших "не лезь", "не трогай", "убьешься",
только подзадоривают исследовательское поведение ребенка. Стоит вам ослабить
бдительность, и он все равно доберется.
Группу
детей предупредили, что нельзя заходить на половину комнаты, отгороженную
веревкой. И лишь только за эксперементатором закрылась дверь, дети начали
исследовать это "нельзя": одной ногой, потом запрыгивали двумя, а
через несколько минут "опасная зона" с победным визгом была взята.
Ребенок
познает мир всем своим существом. Он осязает его языком и губами, ладонями и
подошвами, исследует вкус, запах, цвет, форму, звуки. Для полного восприятия
очень важно, что бы все каналы, все органы чувств получали информацию. Эти знания
о мире необходимы, чтобы состоялся следующий этап, когда будут устанавливаться
связи между предметами и явлениями, когда будут формироваться понятия, когда
мышление позволит человеку шагнуть за пределы непосредственного восприятия. И
не надо дергать ребенка окриками. В этом возрасте инстинкт исследования сильнее
слов. Если вы умный родитель, вы уберете опасности и поможете ребенку
исследовать мир.
А
теперь представьте себе группу трехлеток в детском саду. Сад необычный, а
Монтессори - сад. Среда в нем организавана так, как считала нужным известный
педагог Мария Монтессори. По периметру комнаты на уровне детских глаз
изображения планет солнечной системы, с потолка на ниточке спускается надувной
зеленый шар. В одной комнате мир Индии, в другой - Япония. Цель - заронить в
душу маленького человека, что мы - люди, живем на планете Земля, что есть
континенты, моря, страны и народы. А еще на земле живут разные животные и
растения.
В
нашей области есть небольшое село Сидоры. Специалисты Центра "Нейро"
были удивлены высоким уровнем нервно-психического развития детей. В возрасте
6-7-ми лет они справлялись с интеллектуальными задачами для 9-ти летних.
Оказалось, что уже в яслях с ними занимались развивающими играми, а в детском
саду и дома учат жизнь не по бесцветным картинкам, а впитывают вполне осязаемый
мир родной деревни и окрестностей.
Известно
и другое. Люди, выросшие в информационно бедной семье, не достигают высокого
уровня образованности и плохо приспосабливаются к жизни. Чтобы сделать среду
информационно бедной, не обязательно держать ребенка в пустой комнате. Если
взрослый не отвечает на детские "почему" или отмахивается формальным
"вырастешь - узнаешь", в голове ребенка образуется каша из
впечатлений, которую он не может упорядочить. Это вызывает чувство тревоги, мир
воспринимается угрожающим. Ребенок становится суетливым, раздражительным,
капризным. Вдумайтесь в вопросы детей, они - философски глубоки, на них и
ответить бывает трудно. Только не отвечайте, как эта незатейливая мамаша.
Ребенок, прочитавший вывеску, спрашивает: "Мама, а что такое Кавказ?"
Мать: "Это ресторан такой, а днем столовая". Так и уйдет эта
нелепость в память.
Детская
память очень емкая. Ее ячейки еще свободны для информации, и очень важно, чтобы
эта информация была качественной, то есть чтобы она максимально отражала
реальный мир. Я погрешу против библейского утверждения, что "вначале было
слово". Каждый начинает свою жизнь с запечатлений, с образа, а уже потом
мы учимся обозначать все словами - символами. Без образа нет ни слова, ни
мысли.
Желая
видеть своего ребенка в школе отличником, родители начинают рано обучать его
чтению. Это хорошо, если информационный голод утоляется реальным восприятием
образов, а буквы и слова лишь сопутствуют активному познанию. Но если только
символы и коды будут заполять ячейки детской памяти, то получится читающая и
пишущая машинка, которая если что-то и знает, то мало понимает, а еще меньше
умеет. Вы определенно встречали детей - резонеров, таких маленьких старичков.
Их рассуждательство поражает сложностью, не детскими оборотами речи. В их жизни
коды заменили живое восприятие, поэтому на седьмом году жизни на вопрос :
"Чем отличается елка и береза?" - они четко рапортуют: " Елка
зеленая, а березка белая". Различие между кленовым листом и бабочкой они
видят в том, что "у бабочки усики, а у листика - палочка". Еж и елка
отличаются только размерами. Усвоив речевые штампы, они меньше интересуются
содержанием понятия, их мышление становится формальным. В школе эти дети могут
быть на хорошем счету, т.к. система обучения тоже во многом формальна. Но
учатся-то они не для школы, а для будущей жизни! Лишенные практики образного
познания и эмоционального опыта они могут оказаться несостоятельными на всю
жизнь.
И
не надо думать, что детские запечатления сотрутся. Они уйдут в память и будут
храниться до тех пор, пока не станут актуальными. Забытая информация всплывет
из глубины памяти, объединиться с новыми впечатлениями и создаст новые знания.
Обучение тому, с чем когда-то встречался, пойдет успешнее.
Так
вот для чего человеку такое длинное детство, и главный возраст в нем - до 6-ти
лет. И пожалуйста, не перепутайте. Буква - это только одно из средств получения
представлений о мире, и она может ничего не значить, если ячейки памяти
окажутся пустыми.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.medictime.ru