Интернет как наркотик для человека и человечества
Интернет как наркотик для человека и человечества
С. Лынов
Многие, наверное, замечали, что с некоторыми людьми по телефону
можно трепаться часами, а при личном общении что-то мешает, слова застревают,
мысли улетучиваются, появляется какая-то скованность. Разговор по телефону -
это отдельный жанр. Недаром же существуют тренинги телефонного общения. В
общем, даже такая технически простая по сравнению с Интернетом вещь, как
телефон, оказывает определенное влияние на психологию и культуру общения. Что
уж тогда говорить об Интернете, который предлагает целый параллельный мир,
общение в котором может быть бесконечно далеким от реальности.
В наших психоаналитических центрах стали появляться первые
клиенты, в жизни которых виртуальное общение занимает главное место и часто
является единственной формой общения. На Западе же зависимость от виртуального
общения уже признана реальной проблемой. Причем проблемой медицинской. Появились
и соответствующие термины - INTERNET ADDICTION, ON-LINE ADDICTION, NET
ADDICTION ("зависимость от Интернета", "от виртуального
мира", "от сети").
Особую опасность американцы видят в так называемых графических
чатах. Если раньше виртуальное общение представляло собой просто обмен
сообщениями, то графический чат - это виртуальный дворец, подземелье и т.п., в
котором каждый участник представлен в виде графического образа. Общение в
графическом чате напоминает непрекращающуюся вечеринку - кто-то приходит, кто-то
уходит, образы участников перемещаются, обмениваются репликами, могут что-то
шептать друг другу так, что чтобы не слышали другие, могут дружески похлопать
друг друга по плечу, уединиться в специальных виртуальных комнатках и т.д. С
точки зрения человека, испытывающего проблемы в реальном живом общении, такая
замена чрезвычайно заманчива. Во-первых, можно создать какой угодно образ
самого себя, собрав, например, все то, что хотелось бы иметь или кем хотелось
бы быть в реальности. Во-вторых, анонимность, вообще свойственная виртуальному
общению, защищает от разочарований и дает чувство безопасности. Анонимность
позволяет безопасно экспериментировать со своим образом, мужчина может
представить себя в образе женщины или наоборот. В общем, есть возможность проиграть
в виртуальной реальности любые фантазии, что в реальности в большинстве случаев
невозможно. И самое важное - интерактивность, из-за которой виртуальное общение
и становится способным создать иллюзию реального живого общения. Вот, например,
одно из описаний мотивов к перемене пола в виртуальном мире.
"Играя роль мужчины, я могла свободно выражать агрессию и
проявлять жажду власти. Я не считала возможным выразить эти стороны моей
личности, когда меня воспринимали как женщину. Для меня это было чем-то вроде
соревнования, хотелось выяснить, как другие женщины контактируют с мужчинами,
как они их соблазняют. Мне они (другие женщины ) показались глупыми и скучными.
Я возвращалась к этому мужскому образу, когда чувствовала себя
обиженной, задетой или уязвленной. Более интеллектуальный образ мужчины помогал
мне дистанцироваться, обрести объективность и ясность. Он (образ мужчины) был
стеснительнее, чем мое реальное или виртуальное Я, старше и мудрее. Я могла
увидеть его мысленным взором, как он протирает очки, которых я, кстати, не
ноше, пока болтается в чате, пока приходит к какому-то мнению. Это очень не
похоже не меня, я склонна с ходу врываться, задавать кучу вопросов,
встревать".
Однако пока исследования медиков направлены в основном на то, как
научит пользователей контролировать количество времени, проводимое в сети,
заставить вовремя отключаться или не подписываться на сайты, из которых
особенно трудно вылезти. Но такое решение проблемы никак нельзя назвать
кардинальным, поскольку это борьба со следствием, а не с причинами.
Если человек в виртуальном мире меняет собственную идентичность,
это чаще всего, конечно, просто желание поэкспериментировать, свойственное
каждому из нас, и, разумеется, не стоит спешить вешать ярлык патологии, но в
ряде случаев за этим может стоять глубинная неуверенность в том, что он
кому-либо может быть интересен таким, какой он есть.
Кардинально решить проблему патологической зависимости - значит,
осознать, что именно в личной истории человека привело к такому восприятию
реальности, которое не позволяет наслаждаться жизнью. С клинической точки
зрения все патологические зависимости обычно уходят корнями в детские годы и
могут быть прослежены к ранним депривациям и конфликтам. Они могут представлять
собой способы справиться с депрессивностью и тревожностью, а могут
свидетельствовать об отсутствии банального чувства безопасности или ощущении
внутренней опустошенности. У человека вообще есть свойство уходить в мир
фантазий и там скрываться от трудностей психологической адаптации - кто-то
уходит с головой в работу и превращается в трудоголика, чтобы не ощущать
внутренней пустоты и избежать ощущения бессмысленности, кто-то - к наркотикам,
кто-то смотрит кино, кто-то читает художественные книги, с упоением следя за
развитием придуманного сюжета, кто-то ходит в музеи и на выставки, любуясь
виртуальной реальностью картин и скульптур, а кто-то открывает для себя
виртуальный мир Интернета.
В общем, это характерно для человечества, которое начало
перемещаться в мир виртуальности с тех самых пор, когда первый пещерный
художник нарисовал на стене первого бизона. Хотя нет, на самом деле все
началось еще раньше - первая виртуальность появилась вместе с животной
психикой, когда первое белковое существо взглянуло глазами на окружающий
зеленый мир. Ведь сознание уже есть некая виртуальность, не совпадающая с
миром, а лишь отражающая его в своих представлениях. Виртуальная модель мира:
Так что Интернет лежит не просто в русле человеческой и технической эволюции,
но и в русле эволюции вообще.
Мы все глубже падаем в пропасть придуманных миров - через книги,
фильмы, игры, виртуальность. И в конце концов провалимся туда окончательно,
перенеся "в сказки" всю нашу цивилизацию. И тогда в сетях будут жить
электронные копии личностей, возможно, не привязанные ни к какому конкретному
телу.
В какую реальность будем тогда бежать из сетей?
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://psychology.net.ru/