Оценка готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе
Оценка готовности детей дошкольного возраста к
обучению в школе
А.Д.Тяпкина
Подготовка
детей к школе — задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни
ребенка.
Ребенок
к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении,
но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития.
Итак,
чтобы ребенок мог успешно учиться в школе и выполнять свои обязанности, он к
моменту поступления в школу должен достичь определенного уровня физического и
психического развития, так называемой школьной зрелости.
Выделяют
две группы критериев готовности детей к обучению в школе: медицинские и
психолого-педагогические.
Медицинские
критерии:
1.
Уровень физического развития.
2.
Уровень биологического развития.
3.
Состояние здоровья.
Психолого-педагогические
критерии:
1.
Степень психосоциальной зрелости.
2.
Уровень умственной работоспособности.
3.
Выполнение монометрического теста.
4.
Чистота звукопроизношения.
5.
Уровень школьной зрелости и уровень интеллекта по тестам Керна-Ирасека и
Векслера.
6.
Уровень восприятия, памяти, мышления.
В
связи с неравномерностью процесса роста и развития не все дети (6-летние и
7-летние) готовы к обучению в школе. Некоторые из них в силу индивидуальных
психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым условиям, лишь
частично справляются (а иногда и не справляются вовсе) с режимом работы и
учебной программой. Поэтому важно заранее определить степень готовности ребенка
к школе и помочь ему в преодолении трудностей на начальном этапе обучения.
Именно
поэтому целью нашего исследования было определение готовности детей к обучению
в школе старшей и подготовительной групп детского сада № 19 г. Ярославля.
Прежде
всего была сделана оценка физического развития детей. Заметим, что физическое
развитие означает совокупность морфологических и функциональных свойств
организма, характеризующих процесс его роста и созревания. Физическое развитие организма
подчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста и
развития.
При
определении физического развития ребенка, как правило, берут наиболее
стабильные показатели состояния организма, которые можно зафиксировать с
наибольшей точностью простыми методами. Так, длина тела служит суммарным
показателем пластических процессов, происходящих в организме. Менее стабильный
показатель — масса тела, но она отражает развитие костно-мышечного аппарата,
внутренних органов, жировой клетчатки. Окружность грудной клетки характеризует
развитие грудных и спинных мышц, функциональное состояние грудной полости.
Наряду с определением признаков физического развития целесообразно исследовать
некоторые функциональные показатели: частоту сердечных сокращений, артериальное
давление, жизненную емкость легких, мышечную силу рук. Установлено, что
физическое развитие в значительной степени определяет работоспособность детей,
в том числе и умственную работоспособность (Антропова М.В., 1979).
Итак,
для определения уровня физического развития были взяты следующие показатели:
рост (см), вес тела (кг) и окружность грудной клетки (см). Полученные данные
сравнивались с таблицами биологического развития, где имеются средние
показатели по данному возрасту, степени гармоничности развития.
Было
обследовано 37 детей подготовительной группы и 40 детей старшей группы детского
сада. В итоге была сделана общая оценка по соотношению роста и массы тела.
Результаты оказались следующими: (см. ниже таблицы).
В
старшей группе имеют рост, соответствующий среднему (то есть стандартной норме)
58, 3% мальчиков и 57, 6% девочек, то есть чуть больше половины детей. Правда,
у девочек этот процент возрастает за счет опережающих темпов роста, то есть по
сравнению со стандартными нормами рост выше у 10, 5% девочек. Примерно такая же
картина наблюдается и по данным массы тела: половина обследуемых мальчиков
соответствует норме, а процент девочек оказался даже выше, но у 7, 1% девочек
зафиксирована избыточная масса тела, что может в дальнейшем повлиять на
состояние их здоровья.
В
подготовительной группе процент средних величин показателей роста и массы тела
выше, чем в старшей группе. Кроме того, наблюдается увеличение темпов роста у
мальчиков и увеличение процента выше среднего по массе тела у мальчиков и у
девочек.
Аналогичные
данные получены и по окружности грудной клетки.
Таким
образом, можно сделать вывод, что уровень физического развития у детей
подготовительной группы выше, чем у детей старшей группы.
Следует
отметить, что на физическое развитие оказывает влияние прежде всего правильно
организованное физическое воспитание. При сниженной двигательной активности
мышечный аппарат, сердечно-сосудистая и дыхательная системы работают без
достаточной нагрузки и, не получая систематической тренировки, даже на
незначительные физические усилия отвечают ценой перенапряжения, что может
привести к стойким расстройствам их функции. Кроме того, сниженный двигательный
режим способствует отклонениям в физическом развитии в сторону избыточной массы
тела.
Для
оценки двигательного режима обычно определяют общую продолжительность
двигательной активности за период бодрствования. В соответствии с
рекомендациями она должна составлять не менее 50% времени бодрствования, между
тем изучение режима дня в наблюдаемых группах показало, что на долю
двигательной активности приходится от 36% до 40%, что ниже рекомендуемой
величины.
Таким
образом видно, что не удовлетворяется полностью естественная потребность детей
в движении, что отнюдь не способствует укреплению здоровья, развитию движений и
совершенствованию двигательных качеств.
Правда,
в подготовительных группах потребность детей в движении удовлетворялась лучше
за счет более частых включений в прогулку подвижных игр. Кроме того,
физкультурные занятия в этих группах занимали большее количество времени в
режиме дня и носили более разнообразный характер, а в летне-осенний период
дополнительно проводились физкультурные занятия на открытом
воздухе.
Как
известно, показатели состояния здоровья детей и их физического развития тесно
взаимосвязаны. Педиатрические плановые осмотры в детских садах проводятся
каждые 3 месяца. Тщательное наблюдение за состоянием здоровья ребенка
необходимо для того, чтобы выявить малейшие отклонения в состоянии здоровья на
самых ранних стадиях, своевременно оказать ребенку необходимую помощь и
полностью оздоровить к моменту перехода в школу. На основании комплекса
признаков (наличие или отсутствие хронического заболевания, уровень
функционального состояния основных систем организма, частота заболеваний,
уровень физического и нервно-психического развития) определяет группу здоровья.
К
1 группе относятся здоровые дети с хорошими функциональными показателями,
нормальным физическим развитием. Вторую группу составляют тоже здоровые дети,
но имеющие более низкие показатели мышечной силы, жизненной емкости легких, с
небольшими отклонениями со стороны зрения, речи, осанки и часто болеющие. К 3-4
группам относят детей, которые имеют какие-либо хронические заболевания.
Анализ
состояния здоровья исследуемых детей был проведен по медицинским картам и дал
следующие результаты. В старшей группе примерно 75% детей могут быть отнесены к
первой группе здоровья и около 25% детей — ко второй группе. Среди детей
подготовительной группы 80% детей относятся к первой группе здоровья, но здесь
есть три ребенка с хроническими заболеваниями: 2 — пиелонефрит, 1 —
сердечно-сосудистое.
У
обследуемых детей выявлены следующие заболевания: пониженная острота зрения,
нарушения осанки, аллергические проявления различного характера, ОРЗ и ОРВИ.
Велика вероятность того, что эти дети будут в последующем отставать и в
психическом развитии, что отразится на их способности к обучению в школе. Да и
в целом для них процесс адаптации к требованиям систематического обучения может
быть существенно затруднен (Бородич А.М., 1981).
Одним
из критериев готовности ребенка к школе является также характер
речепроизношения, отражающего функцию сложного речедвигательного аппарата.
Становление речи связано также с функцией слухового анализатора. Наличие дефектов
произношения затрудняет обучение и расценивается как неготовность к школе. При
обследовании дефекты речепроизношения обнаружены у 10 детей старшей группы и у
3 детей подготовительной. Всем им рекомендовано обратиться к логопеду.
У
детей, имеющих отклонения в работе зрительного анализатора, могут быть
затруднения в овладении чтением, рисованием, письмом. Именно в возрасте 5-7 лет
заканчивается формирование совместного зрения двумя глазами, обеспечивающее
пространственное восприятие предметов. Уровень зрительного восприятия детей
определяет скорость запоминания и адекватное воспроизведение считываемого с
доски и учебника текста, уровень зрительного самоконтроля. А уровень слухового
восприятия определяет понимание ребенком на слух читаемого и диктуемого текста.
Комплексное восприятие показывает уровень мыслительной деятельности школьников,
уровень их интеллекта. И если к моменту обучения у ребенка достаточно хорошо
развиты зрительный и слуховой анализаторы, то и сам процесс обучения будет
проходить гораздо эффективнее.
Овладение
навыками письма для младших школьников представляет немало трудностей.
Графические движения осуществляются мелкими мышцами кисти руки, которые к
началу школьного обучения бывают недостаточно развитыми и окрепшими. Кроме
того, кисти руки ребенка присущи от рождения хватательные движения, и поэтому
для начертания букв нужно прежде всего “переучить” кисть, вернее, научить
правильно держать карандаш и передвигать кисть по тетради. Для дошкольников
такая работа трудна и утомительна. Созреванию мышечно-связочного аппарата
кисти, совершенствованию движений способствуют занятия по ИЗО, трудовые
операции, особенно работа с тканью, деревом, игры-мозаики, конструкторы.
Чтобы
определить, в какой мере ребенок овладел навыками быстрых и точных движений
кисти руки, используется тест “Вырезание круга”. На карточке изображен толстой
линией круг диаметром 30 мм, разделенный на 8 секторов. Вокруг него имеются 3
больших и 3 маленьких по диаметру круга, изображенные тонкой линией на
расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа должна быть
выполнена за 1 минуту. При этом должно быть вырезано не менее 68 круга и
отклонений не более 2-х раз.
Тест
считается невыполненным, если для выполнения потребовалось более 1 минуты и при
большом количестве ошибок.
Результаты
оказались следующими: в старшей группе тест выполнен правильно 55% детей, а в
подготовительной — 78%.
Важным
дополнением к сведениям о “школьной зрелости” являются представления об
умственной работоспособности детей и ее динамике в процессе обучения,
характеризующие функциональные состояния центральной нервной системы (Горелик
Н. Д., 1984) .
При
изучении умственной работоспособности у дошкольников рекомендуется пользоваться
фигурными таблицами.
Оценка
выполненного задания проводится по объему (количеству просмотренных фигур за
определенный промежуток времени) и качеству работы (количеству допущенных
ошибок в пересчете на 100 просмотренных знаков) .
Анализ
результатов показал, что степень умственной работоспособности в подготовительной
группе выше, чем в старшей. Кроме того, отмечается, что объем работы больше и
качество работы лучше у девочек (по сравнению с мальчиками) . Прослеживается и
еще одна закономерность: умственная работоспособность в конце занятия немного
выше, чем в начале его. Это говорит о том, что занятия построены правильно с
точки зрения методики и с учетом возраста детей.
Для
определения готовности ребенка к обучению в школе широкое распространение
получил ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Ирасека, который дает
представление об уровне психического развития, степени зрелости моторики,
мышления и др. Это метод чаще используется для оценки уровня развития
школьно-необходимых функций (Ирасек И., 1987) . Он включает 3 задания:
рисование фигуры человека по представлению, графическое копирование фразы из
письменных букв и срисовывание точек в определенном пространственном положении.
Каждое задание оценивается баллом от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая
оценка).
Детей
с результатом 15 баллов необходимо рекомендовать к дальнейшему
медико-педагогическому обследованию. “Школьнозрелыми” считаются дети,
получившие в сумме за выполнение 3-х заданий данного теста 3-5 баллов,
“среднезрелыми” — 6-9 баллов и “незрелыми” — 10 и более баллов.
Результаты
по выполнению теста в обследуемых группах оказались следующими:
1.
В подготовительной группе 30% детей показали средний уровень готовности к
обучению и 70% — высокий.
2.
В старшей группе у 7, 5% детей наблюдался низкий уровень, у 52% — средний и у
40, 5% — высокий уровень.
Итак,
ребенок считается готовым к школьному обучению, если по физическому и
биологическому развитию он соответствует паспортному возрасту или опережает его
, не имеет медицинских противопоказаний, набрал большое количество баллов за
беседу психосоциального характера, 3-9 баллов за тест Керна-Ирасека и имеет
положительный результат за выполнение других проб. Исследование предусматривает
оздоровление дошкольников и коррекцию школьно-необходимых функций. Поэтому его
следует проводить два раза в год (в начале и в конце года).
Дети
с отклонениями в здоровье, отстающие по уровню зрелости, с недостаточно
сформированными психомоторными функциями, имеющие дефекты речи, составляют
группу риска неготовности к обучению в школе. Если отставание, определяемое за год
до школы, сохраняется к началу учебного года, необходимо отсрочить поступление
в школу, оставив ребенка в детском саду еще на год.
Исходя
из анализа результатов исследования, можно сделать вывод о том, что большинство
детей старшей и подготовительной групп детского сада готово к обучению в школе,
но 6-летние дети по большинству показателей имеют более низкий уровень
готовности, чем 7-летние. Следовательно, не всем детям можно рекомендовать
начинать обучение в школе с 6 лет, а с детьми 7-летнего возраста, имеющими
низкий уровень готовности к обучению, для устранения отставания необходимо
проводить дополнительные занятия, учитывающие индивидуальные особенности их
роста и развития.
Список литературы
1.
Антропова М.В., Кольцова М.М. Морфофизиологические критерии “школьной зрелости”
// Вестник АМН СССР. 1979. № 10.
2.
Бениаминова М.В. Воспитание детей. М.: Медицина, 1981.
3.
Горелик Н.Д., Мазоян Э.Н. Опыт определения функциональной готовности
организованных детей к поступлению в школе // Вопросы охраны материнства и
детства. 1984. № 9.
4.
Дощицина З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях
разноуровневой дифференциации. М.: Новая школа, 1994.
5.
Ирасек И. Диагностика школьной зрелости // Диагностика психического развития.
Прага, 1987.
6.
Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей
дошкольного возраста / Под ред. М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой. М.:
Педагогика, 1983.
7.
Как вырастить здорового ребенка // Под ред. В. П. Алферовой. Л.: Медицина, 1991.
8.
Кровцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. Л.:
Медицина, 1979.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru/