Развитие психологических знаний в средние века и эпоху возрождения
Развитие психологических знаний в средние века и эпоху
возрождения
М.Г.Ярошевский
Развитие
психологических знаний в средние века и эпоху Возрождения. Арабоязычная наука. Психологические
идеи средневековой Европы. Духовная жизнь эпохи Возрождения. Психологические
аспекты обучения и развития детей в эпохи Средневековья и Возрождения.
Арабоязычная наука
Древнегреческая
цивилизация в условиях нара ставшей социально-экономической деградации общества
разрушалась. Постепенно утрачивалась большая часть добытых знаний. Жестокие
удары по распадавшейся античной культуре наносила христианская церковь,
создававшая атмосферу воинственной нетерпимости ко всему "языческому".
В IV веке был уничтожен научный центр в Александрии. В начале VI века император
Юстиниан за крыл просуществовавшую около тысячи лет Афинскую школу – последний
очаг античной философии. Естественнонаучное исследование природы
приостановилось. Его сменили религиозные спекуляции.
Переориентация
философского мышления на сближение с позитивным знанием о природе совершалась в
этот период в недрах другой культуры – арабоязычной, расцвет которой пришелся
на VIII-ХП века.
После
объединения в VII веке арабских племен возникло государство, имевшее своим
идеологическим оплотом новую религию – ислам. Под эгидой этой религии началось
завоевательное движение арабов, завершившееся образованием Халифата, на
территориях которого жили народы с древними культурными традициями.
Государственным
языком Халифата стал арабский, хотя культура этого огромного государства
восприняла достижения многих населявших его народов, а также эллинов и народов
Индии. В культурные центры Халифата прибывали караваны верблюдов, на вьюченных
книгами чуть ли не на всех известных тогда языках.
В
то время, когда в Западной Европе, распавшейся на замкнутые феодальные мирки,
были начисто забыты достижения европейской и александрийской науки, на арабском
Востоке кипела интеллектуальная жизнь. Сочинения Платона и Аристотеля, других
античных мыслителей переводились на арабский язык, переписывались и
распространялись по всей огромной арабской державе – от Средней Азии до
Пиренейского полуострова и Африки.
Именно
это стимулировало развитие науки, прежде всего физико-математической и
медицинской. Астрономы, математики, химики, географы, ботаники, врачи создавали
мощный культурно-научный слой, из которого выделились крупнейшие умы. Они
обогатили достижения своих древних предшественников и создали предпосылки для
последующего подъема философской и научной мысли на Западе, в том числе и
психологической. Среди них следует выделить прежде всего среднеазиатского
ученого Ибн-Сину (ХI век) (в латинской транскрипции Авиценну).
С
точки зрения развития естественнонаучных знаний о душе, особый интерес
представляет медицинская психология Ибн-Сины. В ней важное место отводилось
роли аффектов в регуляции и развитии по ведения организма. Созданный Ибн-Синой
"Канон медицинской науки" обеспечил ему "самодержавную власть во
всех медицинских школах средних веков".
Ибн-Сина
был также одним из первых исследователей в области возрастной психологии. Он
изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими
особенностями в различные возрастные периоды, придавая при этом важное значение
воспитанию. Именно посредством воспитания осуществляется, по Ибн-Сине,
воздействие психического на устойчивую структуру организма. Чувства, изменяющие
течение физиологических процессов, возникают у ребенка в результате воздействия
на него окружающих людей; вызывая у ребенка те или другие аффекты, взрослые
формируют его натуру.
Физиологическая
психология Ибн-Сины включала, таким образом, предположения о возможности
управлять процессами в организме и даже придавать организму определенный
устойчивый склад путем воздействия на его чувственную, аффективную жизнь,
зависящую от поведения других людей. Идея взаимосвязи психического и
физиологического (не только зависимость психики от телесных состояний, но и ее
способность – при аффектах, психических трав мах, деятельности воображения –
глубоко влиять на них) разрабатывалась Ибн-Синой на основе его обширного
медицинского опыта.
Имеются
сведения о том, что, не ограничиваясь наблюдениями, он предпринял попытку
изучить этот вопрос экспериментально. Двум баранам давалась одинаковая пища;
при этом один питался в обычных условиях, а рядом с другим привязывали волка. В
результате второй баран, несмотря на нормальное питание, начинал худеть и
быстро погибал. Неизвестно, какое объяснение Ибн-Сина давал этому опыту, но
сама его схема говорит об открытии роли противоположных эмоциональных установок
в возникновении глубоких соматических сдвигов. Все это дает основание видеть в
исследованиях Ибн-Сины зачатки экспериментальной психофизиологии эмоциональных
состояний.
Особый
интерес арабские натуралисты и математики, Ибн-Сина в том числе, проявляли к
органу зрения. Среди исследований в этой области выделяются открытия
Ибн-аль-Хайсама (ХI век) (в латинской транскрипции Альгазена). В каждом
зрительном акте он различал, с одной стороны, непосредственный эффект
запечатления внешнего воздействия, с другой – присоединяющуюся к этому эффекту
работу ума, благодаря которой устанавливается сходство и различие видимых
объектов.
Ибн-аль-Хайсам
изучил такие важные феномены, как бинокулярное зрение, смешение цветов,
контраст и т.д. Он указывал, что для полного восприятия объектов необходимо
движение глаз – перемещение зри тельных осей. Ибн-аль-Хайсам подверг анализу
зависимость зрительного восприятия от его длительности. Подметив, что при
кратковременном предъявлении могут быть правильно восприняты лишь знакомые
объекты, он сделал вывод: условием возникновения зрительного образа служат не
только непосредственные воздействия световых раздражителей, но и сохраняющиеся
в нервной системе следы прежних впечатлений.
Схема
Ибн-аль-Хайсама не только разрушала теории зрения, доставшиеся в наследство от
античных авторов, но и вводила новое объяснительное начало. Исходная сенсорная
структура зрительного восприятия рассматривалась как производное от законов оп
тики, имеющих опытное и математическое основание, и от свойств нервной системы.
Изучением
функций глаза занимались и другие ученые, обнаружившие, в частности, что
чувствующей частью органа зрения является не хрусталик, как предполагалось
прежде, а сетчатая оболочка. Автором этого открытия считают философа и врача
Ибн-Рошда (ХII век) (в латинской транскрипции Аверроэса). Его учение о человеке
и его душе оказало наибольшее влияние на западноевропейскую
философско-психологическую мысль. Оно жестоко преследовалось как мусульманской,
так и христианской религией. И это не удивительно, поскольку Ибн-Рошд отрицал
бессмертие индивидуальной души. Он по-своему прокомментировал учение
Аристотеля, подчеркнув разделение души и разума.
Под
душой разумелись функции, которые неотделимы от организма (прежде всего –
чувственность). Они необходимы (таково было и мнение Аристотеля) для
деятельности разума, нераздельно связаны с телом и исчезают вместе с ним. Сам
же разум является божественным и входит в индивидуальную душу извне, подобно
тому, как солнце посылает лучи органу зрения. С исчезновением тела и
индивидуальной души "следы", оставленные божественным разумом в душе,
отделяются от исчезнувшего смертно го индивида и продолжают существовать как
момент универсального разума, присущего всему человеческому роду.
Признание
высшего интеллектуального равенства людей (при всем многообразии их
индивидуальных различий) и богоподобия человека было несовместимо с идеологией
тогдашнего общества, основанной на строгой социальной иерархии его членов.
Апология божественного разума оборачивалась у Ибн-Рошда (получившего на Западе
почетное имя Комментатора) защитой земного достоинства человека.
Психологические идеи средневековой Европы
В
период Средневековья в умственной жизни Европы воцарилась схоластика (от греч.
"схоластикос" – школьный, ученый). Этот особый тип философствования
("школьная философия"), господствовавший с XI по XVI век, сводился к
рациональному, использующему логические приемы, обоснованию христианского
вероучения.
В
схоластике имелись различные течения; общей же была установка на
комментирование текстов. Позитивное изучение предмета и обсуждение реальных
проблем подменялись словесными ухищрениями. По явившееся на интеллектуальном
горизонте Европы наследие Аристотеля католическая церковь вначале запретила, но
затем принялась "осваивать", адаптировать соответственно своим
нуждам. С этой задачей наиболее тонко справился Фома Аквинский (1225-1274),
учение которого позже было канонизировано в папской энциклике (1879) как
истинно католическая философия (и психология) и получило название томизма
(несколько модернизированного в наши дни под именем неотомизма).
Томизм
складывался в противовес стихийно-материалистическим трактовкам Аристотеля, в
недрах которых зарождалась концепция двойственной истины. У ее истоков стоял
опиравшийся на Аристотеля Ибн-Рошд. Его последователи в европейских
университетах (аверроисты) полагали, что несовместимость с официальной догмой
представлений о вечности (а не сотворении) мира, об уничтожаемости (а не
бессмертии) индивидуальной души позволяет утверждать, что каждая из истин имеет
свою область. Истинное для одной области может быть ложным для другой, и
наоборот.
Фома
же отстаивал одну истину – религиозную, "нисходящую свыше". Он
считал, что разум должен служить ей так же истово, как и религиозное чувство.
Ему и его сторонникам удалось расправиться с аверроистами в Парижском
университете. Но в Англии, в Оксфордском университете, концепция двойственной
истины восторжествовала, став идеологи ческой предпосылкой успехов философии и
естественных наук.
Описывая
душевную жизнь, Фома Аквинский рас положил различные ее формы в виде
своеобразной лестницы – от низших к высшим. В этой иерархии каждое явление
имеет свое место, установлены грани между всем сущим и однозначно определено,
чему где надлежит быть. В ступенчатом ряду расположены души (растительная,
животная, человеческая), внутри каждой из них – способности и их продукты
(ощущение, представление, понятие).
Понятие
об интроспекции, зародившееся у Плотина, превратилось в важнейший источник
религиозно го самоуглубления у Августина и вновь выступило как опора
модернизированной теологической психологии у Фомы Аквинского. Работу души
последний представил в виде следующей схемы: сначала она совершает акт познания
– ей является образ объекта (ощущение или понятие); затем осознает, что ею
произведен этот акт; наконец, проделав обе операции, душа
"возвращается" к себе, познавая уже не образ и не акт, а самое себя
как уникальную сущность. Перед нами – замкнутое сознание, из которого нет
выхода ни к организму, ни к внешнему миру.
Томизм,
таким образом, превратил великого древ негреческого философа в столпа
богословия, в "Аристотеля с тонзурой" (тонзура – выбритое место на
макушке – знак принадлежности к католическому духовенству).
В
Англии против томистской концепции души вы ступил номинализм (от лат,
"немей" – имя). Он воз ник в связи со спором о природе общих понятий,
или универсалий. Суть спора состояла в том, существуют ли эти общие понятия
сами по себе, самостоятельно и независимо от нашего мышления, или представляют
собой только имена, реально же познаются лишь конкретные явления.
Энергичным
проповедником номинализма был профессор Оксфордского университета Уильям Оккам
(ок. 1285-1349). Отвергая томизм и отстаивая учение о "двойственной
истине" (из которого явствовало, что религиозные догматы не могут быть
основаны на разуме), он призывал опираться на чувственный опыт; при этом
следовало ориентироваться на термины, обозначающие либо классы предметов, либо
классы имен, знаков.
Номинализм
способствовал развитию естественнонаучных взглядов на познавательные
возможности человека. К знакам как главным регуляторам душевной активности
неоднократно обращались многие мыслители последующих веков. Так, в психологии
утвердилось правило (известное под названием "брит вы Оккама"),
согласно которому "не следует умно жать сущности без надобности".
Иначе говоря, нет смысла прибегать к объяснению каких-либо явлений многими
силами или факторами, когда можно обойтись их меньшим числом: "Бесполезно
делать посредством многого то, что можно сделать посредством меньшего".
Эта "бритва" стала основой своего рода "закона экономии" в
психологии, проиллюстрировать который можно таким, примером: изучая поведение
животных, не надо наделять их умом человека, если есть более простой способ
объяснения.
Итак,
в раннем Средневековье под пластом чисто рассудочных построений, чуждых
реальным особенностям психической деятельности, пробивался родник новых идей,
связанных с опытным познанием души и ее проявлений. В противовес принятым
схоластикой приемам выведения отдельных психических явлений из сущности души и
ее сил, для действия которых нет других оснований, кроме воли божьей,
складывалась методология, основанная на опытном, детерминистском подходе.
Своего расцвета этот подход достиг в следующую эпоху – эпоху Возрождения.
Духовная жизнь эпохи Возрождения
Главной
особенностью этого периода стало воз рождение античных ценностей, без которых
едва ли смогли бы существовать и арабоязычная, и латинскоязычная культура (в
Западной Европе, как известно, языком образованности была латынь).
Мыслители
Возрождения полагали, что они очищают античную картину мира от воззрений
"средневековых варваров". Восстановление античных па мятников
культуры в их подлинном виде действительно стало признаком нового идейного
климата. Однако воспринималось в них прежде всего созвучное новому образу жизни
и обусловленной им интеллектуальной ориентации. Возникновение мануфактурного
производства, усложнение и совершенствование орудий труда. Великие
географические открытия, возвышение бюргерства (среднего слоя горожан),
отстаивавшего свои права в ожесточен ной политической борьбе, – все эти
процессы изменили положение человека в мире и обществе, а следовательно – и его
представления о мире и о самом себе.
Новые
философы вновь обращаются к Аристотелю, который теперь из идола скованной
церковными догмами схоластики превращается в символ свободомыслия. В главном
очаге Возрождения Италии – разгораются споры между спасшимися от инквизиции
сторонниками Ибн-Рошда (аверроистами) и еще более радикально настроенными
александристами.
Последний
термин происходит от имени жившего в Афинах в конце II века н.э.
древнегреческого философа Александра Афродисийского, который прокомментировал
трактат Аристотеля "О душе" иначе, чем Ибн-Рошд. Коренное различие
касалось бессмертия души – главного вопроса в церковном вероучении. Если
Ибн-Рошд, разделяя разум (ум) и душу, считал разум, как высшую часть души,
бессмертным, то Александр настаивал на целостности аристотелевского учения и
его тезисе о том, что все способности души начисто исчезают вместе с телом.
Оба
направления, александристы и аверроисты, сыграли важную роль в создании новой
идейной атмосферы, проложив путь к естественнонаучному изучению организма
человека и его психических функций. По этому пути пошли многие философы,
натуралисты, врачи. Их творчество пронизывала вера во всемогущество опыта, в
преимущество наблюдений, прямых контактов с реальностью, в независимость
подлинного знания от схоластической мудрости.
Одним
из титанов Возрождения был Леонардо да Винчи (1452-1515). Он представлял новую
науку, которая родилась не в университетах, где по-прежнему изощрялись в
комментариях к текстам древних, а в мастерских художников и строителей, инженеров
и изобретателей. В своей практике они были преобразователями мира, их опыт
радикально менял культуру и строй мышления. Высшей ценностью становился не
божественный разум, а, говоря языком Леонардо, – "божественная наука
живописи". При этом под живописью понималось не только искусство отражения
мира в художественных образах. "Живопись, – писал Леонардо, –
распространяется на философию природы".
Изменения
в реальном бытии личности коренным образом изменяли ее самосознание. Субъект
осознавал себя центром направленных вовне (в противовес августино-томистской
интроспекции) духовных сил, которые воплощаются в реальные, чувственные (в
противовес христианской чистой духовности) ценности, он желал подражать
природе, на деле преобразуя ее своим творчеством, практическими деяниями.
Наряду
с Италией возрождение новых гуманистических взглядов на индивидуальную
психическую жизнь происходило в других странах, где подрывались устои прежних
социально-экономических отношений. В Испании возникли направленные против схоластики
учения, устремленные к поискам реального знания о психике. Так, врач Хуан Луис
Вивес (1492-1540) в ставшей знаменитой книге "О душе и жизни"
доказывал, что природа человека познается путем наблюдения и опыта,
позволяющих, опираясь на теорию, правильно воспитывать ребенка.
Другой
врач Хуан Уарте (ок. 1530-1592), также отвергая умозрение и схоластику,
требовал применить индуктивный метод "исследования способностей к
наукам" (так называлась его книга). Это была первая в истории психологии
работа, в которой ставилась задача изучить индивидуальные различия между людьми
для определения их пригодности к различным профессиям.
Психологические аспекты обучения
и развития детей в эпохи Средневековья и Возрождения
В
средние века обучение было по преимуществу схоластическим, причем на протяжении
долгого времени (до XII века) образованными людьми были главным образом лица
духовного звания, так как светских школ и тем более высших учебных заведений
фактически не существовало.
Светское
образование (по преимуществу рыцарское) давалось знатным юношам в основном при
дворе монархов или феодалов. (Зачатки такого воспитания появились уже в римский
период, при дворах императоров.) Это было главным образом физическое развитие.
Юношам преподавали и основы военного искусства. Однако большинство даже знатных
рыцарей не умело читать и писать. Первые светские университеты появились только
в XII веке сначала в Италии, а затем и во Франции, в Париже. Таким образом,
можно сказать, что только церкви и монастыри являлись в тот период главными
очагами культуры, сохранив в своих библиотеках накопленные предыдущими
поколениями знания. При них и существовали школы.
Схоластика,
которая при своем появлении являлась до какой-то степени прогрессивным
явлением, так как развивала умение логически мыслить, доказывать и строить свою
речь, со временем приобрела догматический характер, превратившись в набор
силлогизмов. В церковных школах обучение основывалось в основном на памяти.
Ученики заучивали тексты наизусть, писали только под диктовку преподавателя.
Обучались они и ораторскому искусству, в котором главным было умение вести
дискуссию по строго определенным правилам, установленным высокими авторитетами.
Такое обучение превращало учеников в пассивных проводников чужих мыслей.
Несмотря
на то что и в церковных и в возникших впоследствии светских школах уделялось
большое внимание этике, формированию социально адаптированной личности,
нравственное воспитание понималось прежде всего как усвоение суммы привычек и
манер, и никак не влияло на развитие самостоятельности суждений.
Против
такого подхода к воспитанию выступили в эпоху Возрождения ученые-гуманисты,
которые стремились восстановить основы классического образования, развить у
воспитателей интерес к личности ребенка. Большое внимание уделялось и
разработке новых принципов обучения, ведущими из которых стали наглядность и
природосообразность, о которых впервые заговорил еще Аристотель.
Эразм
Роттердамский считал, что честолюбивые притязания, которые применялись как
средства стимулирования обучения, вредны для нравственного развития.
Поддерживая идею сочетания наглядности с положительными эмоциями, испытываемы
ми детьми во время занятий, он заменил буквы из слоновой кости на "печеные
буквы", то есть на буквы, которые выпекались из муки и в процессе обучения
съедались детьми. Таким образом, эмоциональные проявления стали связываться с
более непосредственными и, с точки зрения Эразма, моральными и управляемыми
эмоциями. Эта система, стремившаяся увеличить у учеников усердие и
любознательность путем поощрения со стороны преподавателей, особенно
последовательно была разработана иезуитами. Вюртембергский школьный закон 1559
года требовал "доставлять ребенку любовь и радость" и учить в
соответствии с индивидуальными особенностями детей.
Однако,
как справедливо отмечала немецкий психолог Шарлотта Бюлер, все, что в это время
предпринималось для улучшения процесса преподавания, делалось в интересах
преподавания в узком смысле слова. Психическое развитие ребенка изучали лишь
постольку, поскольку это служило целям оптимизации обучения. Такой подход
характерен не только для Эразма Роттердамского, но и для X.Вивеса, Р.Бэкона,
Я.А.Коменского. Справедливо выступая против схоластики и зубрежки, которые не
только отупляли детей, тормозили развитие их творческой и познавательной
активности, но и снижали мотивацию к учению, эти ученые стремились к
соответствию с естественными методами, к учету психических возможностей детей.
Недостатком их подхода было то, что, призывая подражать природе, они понимали
под природой прежде всего не внутренний мир детей, их психические особенности,
но окружающий мир, в котором происходит переход от простой, низкоорганизованной
материи к сложным высокоорганизованным существам. Этим переходам от простого к
сложному и стремились подражать педагоги того времени, разрабатывая свои методы
обучения. Однако и в та ком механистическом подходе была та ценность, что,
анализируя этапы развития природы, ученые приходили к выводу о наличии
соответствующих этапов в психическом развитии детей. Таким образом были
заложены основы периодизации развития, но первая научная периодизация детства
была разработана, только Руссо.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.i-u.ru/