Исследование мотивации педагогической деятельности
Исследование мотивации педагогической деятельности
Н. Г. Рукавишникова
Мотивы
педагогической деятельности − побуждения, связанные с ее осуществлением;
то ли это внутренняя потребность работать в области данного предмета; то ли
потребность работать с людьми, основанная на осознании своих педагогических
способностей; то ли необходимость, обусловившая вынужденный выбор профессии.
Мотивация
к профессии учителя в литературе носит название педагогической направленности
(Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.А. Сластенин и др.). Устойчивая педагогическая
направленность -это стремление стать, быть и оставаться учителем, помогающее
ему преодолевать препятствия и трудности в своей работе. Направленность
личности учителя проявляется во всей его профессиональной жизнедеятельности и в
отдельных педагогических ситуациях, определяет его восприятие и логику его
поведения, весь облик человека [1, 3, 8]. Правда, как отмечает А.К.Маркова и
другие ученые, у учителя этот облик приобретает порой утрированные черты,
выражающиеся в излишней назидательности, категоричности суждений [4]. Развитию
педагогической направленности способствует сдвиг мотивации учителя с предметной
стороны его труда на психологическую сферу, интерес к личности учащихся.
Нередко в понятие педагогической направленности вкладывается лишь осознание
значимости педагогической работы и интерес к тому или другому предмету. Но
истинная педагогическая направленность проявляется в интересе к своим учащимся,
к творчеству, связанному с воспитанием в них человеческих качеств,
обеспечивающих им дальнейшее самообразование средствами самоорганизации,
самоконтроля. В таком случае важнейшими признаками педагогической
направленности являются интерес к педагогической профессии, склонность
заниматься ею, осознание своих способностей и характера как соответствующих
данной профессии [4].
В
нашем исследовании изучалась проблема мотивации педагогической деятельности на
этапе обучения в педвузе. В исследовательскую выборку вошли 267 студентов ЯГПУ.
Им было предложено ответить на 72 вопроса авторской методики. На этапе сбора
данных также использовались методы беседы и анкетирования студентов.
Прежде
всего нас интересовал вопрос мотивов выбора студентами нашего вуза педагогической
профессии. На основе анализа ответов на вопросы методики можно утверждать, что
ведущими мотивами выбора педагогической профессии у студентов нашего вуза
являются желание получить высшее образование и любовь к детям. На втором месте
стоит интерес к профессии учителя и вера в свои педагогические способности. На
третьем - интерес к любимому предмету. Анализ индивидуальных результатов
показал, что те студенты, которые имеют истинную педагогическую направленность,
больше удовлетворены процессом своего профессионального становления, имеют
положительную динамику отношения к профессии и к себе как к педагогу. Далее нас
интересовало представление студентов о том, какие потребности их личности могут
быть удовлетворены в педагогической деятельности, что является важнейшей
характеристикой профессиональной деятельности. Мера соответствия потребностей
личности и возможностей профессиональной деятельности по их удовлетворению
является важнейшим стимулом для сближения человека и профессии, продвижения
личности по пути профессионального становления, служит основой для формирования
профессиональной идентичности. Профессиональная идентичность, в свою очередь,
является одним из важнейших критериев эффективности процесса профессионализации
педагога. Особенностью мотивационного потенциала педагогической профессии
является то, что она дает возможность удовлетворить высшие человеческие
потребности, в первую очередь духовные и социальные.
Для
исследования структуры ведущих потребностей личности студентов нами был
использован опросник терминальных ценностей (И.Г. Сенин, 1993). Результаты
исследования показали, что ведущими потребностями студентов педвуза являются:
-
потребность в материальном обеспечении;
-
потребность в развитии собственной личности;
-
потребность в достижении;
-
потребность в сохранении собственной индивидуальности.
На
основе анализа ответов респондентов на вопросы авторской методики мы пришли к
следующим выводам. Наблюдается определенная динамика в понимании студентами
возможностей профессии педагога по удовлетворению высших, психогенных
потребностей личности (см. табл. 1).
Распределение
положительных ответов на утверждения методики (в %)
Таблица
1
Содержание утверждений методики
Похожие работы на - Исследование мотивации педагогической деятельности
|