Онтологическое основание педагогики в православной традиции
Онтологическое основание педагогики в православной
традиции
Игум. Георгий (Шестун)
Православная
традиция может быть рассмотрена в двух типологических формах – как традиция
культурно-историческая и как Церковное Предание.
Рассматривая
православную традицию в категориях культурно-исторической традиции, как способ
жизнеустроения, мы выделяем, прежде всего, нравственные заповеди и культовые
установления, мы определяем, что является ценным в Православии, какие обычаи,
правила, нормы, выработанные в течение истории в лоне Православной культуры как
выражение Божественного человеческими средствами, востребованы в наше время.
Нормы, установления, обычаи, и являются средством организации общей жизни, это
законы управления человеческим сообществом, а значит форма управления человеком
как членом социума, управление "внешним человеком".
Культурно-историческая традиция, утверждая нравственные заповеди христианства в
основе общественного жизнеустроения, определяет жизнь человека в мире других
людей и ограничивает рассмотрение проблемы преемства только рамками
аксиологической интерпретации христианства. Такой подход позволяет нам выделить
культурно-историческую традицию как светский компонент православной традиции,
на основе которой определяется содержание нравственного и гражданского
воспитания, а также процесса социализации личности. Культурно-историческая
традиция определяет начальную границу нравственного совершенствования человека,
целью которого является обожение человека. Культурно-историческая традиция в
Православии связана со способом выражения Богооткровенной Истины.
В
качестве конфессиональной традиции Православие осознается как Церковное
Предание (или традиция Церковная). Церковное Предание рассматривается как
способ и условие восприятие Истины. Предание сообщает каждому члену Церкви
способность слышать, принимать и познавать Истину в присущем ей свете, а не в
естественном свете человеческого разума. Предание не передача прошлого в
будущее, а данная Церкви сила передачи, сопутствующая тому, что передается.
Жить в Предании, значит жить церковной жизнью. На этом уровне Православной
традиции человек видит себя перед Лицом Божиим, перемещает свой взор на
"внутреннего человека", открывает в себе реальность внутреннего мира.
Предание, обращение к свидетельству святых, усвоение их духа, а значит особого
взгляда на мир, особой духовной ориентации человека в этом мире. Через Предание
выявляется онтологическое основание православной традиции. Оно удостоверяет
содержание идеалов и ценностей, образующих аксиологическую традицию.
Православная
традиция признает изначальную духовность человека и реальность естественного
нравственного закона, обретаемого во всех людях. Благодаря естественному нравственному
закону признаются фундаментальными правила нравственной жизни человека и
общества. Церковная традиция утверждает, что этот закон дан Богом, и является
достоянием всех людей, он ориентирует каждого человека в выборе добра.
Изначальная
духовность человека присуща ему по естеству и состоит в его творческой
способности, в способности познавать божественный закон, в его свободе,
словесном даре, в его стремлении к истине, добру и красоте. Человеческая
духовность сама по себе не может удержать человека от греховного падения,
которое состоит в отрицании нравственного закона и следовании своей греховной
воле. Для исполнения нравственного закона недостаточно одного нравственного
самоопределения или желания человека, необходима сила, оживляющая дух и
устремляющая человека к Богу. Эта сила даруется человеку Божественной
благодатью в Церковных таинствах. В церковной традиции духовность
рассматривается как благодать Божия, как божественная энергия, оживляющая
индивидуальный дух человека и устремляющая его к Богу. Эта особая сила,
обретаемая в церковной жизни, дает человеку возможность нравственного
совершенствования.
В
понятии духовно-нравственного становления осуществляется сопряжение понятий
"нравственный" и "духовный". Духовно-нравственное
становление есть процесс, цель, устремление и доминанта развития и духовного
становления человека, при этом развитие захватывает все силы и способности
человека, как плотские, так и разумные силы души, а духовное становление
понимается как обретение целостности и превосхождение естества в личностном
бытии.
С
точки зрения педагогики сущность сопряжения понятий "нравственный" и
"духовный" в понятии "духовно-нравственное становление"
наиболее близко отражает богословское понятие
"совершенство-устремление", развиваемое в русле синергийного подхода.
Используя понятие "энергийный образ человека" как структуру множества
индивидуальных разнородных энергий, "совершенство-устремление"
определяется как характеристика такого типа энергийного образа человека, при
котором все без изъятия энергии человека согласно направляются к Богу, к
Инобытию, за пределы внешней эмпирической реальности (С. Хоружий). В процессе
духовного становления (продвижение человека к соединению с благодатью) энергии
человека, не подавляясь усваивают себе новый строй сообразный с действием
благодати. Человеческие энергии могут лишь создавать условия и предпосылки для
этого. "Совершенство-устремление" рассматривается как вектор и
устремление, доминанта, сила и энергия духовно-нравственного становления.
Развитие
человека можно определить как становление самим собой или реализацию истинного
Я, через сотворение себя в синергии с действием благодати, что означает в то же
время открытие в себе Образа Божия, в самосознании, жизни и деятельности
человека.
Такому
пониманию развития предпослано представление православной традиции о
существовании у человека двух планов самосознания: существует не только
эмпирическое Я повседневного самосознания, с его наличными, ограниченными
психологическими характеристиками, которое и является предметом традиционных
научных исследований, но и высшее Я, содержащее всю полноту возможностей,
которые в перспективе может раскрыть человек, проходящий свой жизненный путь в
условиях пространственно-временных ограничений и определенной социокультурной
среде. В христианской антропологии это – понятие Образа Божия в человеке. Его
носителем является каждый человек, даже если он этого не осознает и не
сообразует свою жизнь в соответствии с ним. Человек, сознательно идущий путем
духовного развития стремится уподобиться Образу Божию. Отношение между
эмпирическим и высшим Я, их встречное движение создают,
"вертикальное" измерение развития как такового и определяют
ценностное (аксиологическое) содержание развития. Сугубо
"горизонтальные" изменения, которые мы все претерпеваем постоянно,
носят адаптационный или опережающе-адаптационный характер и могут не иметь
самостоятельного ценностного содержания.
Сущность
духовного становления составляет путь воссоединения человека с Богом (теозис,
обожение). Это есть путь спасения падшего человека, путь его восстановления в
первозданной чести. Разделение возникшее между человеком и Богом, ставшее для
человека непреодолимой бездной после его самоопределения в новом состоянии
близком к небытию (В.Н. Лосский), состоянии греха и смерти, требует от человека
для выполнения своего призвания – соединения с Богом, преодоления тройной
преграды: смерти, греха и природы. Церковная традиция утверждает, что один
только Бог может, освобождая человека от смерти и греховного пленения, вернуть
ему возможность обожения. Духовное становление представляет собой процесс
обретения человеком личностного бытия в церковной жизни.
В
процессе духовно-нравственного становления человек становится личностью.
Единство развития и духовного становления носит процессуальный, целевой и
энергийный характер и проявляется в том, что только в личностном бытии
становится возможным истинное развитие, которое проявляет себя как
сотворчество, синергия Бога и человека в обожении, достижении "высшего
Я", в святости, в очищении и открытии Образа и обретении подобия Божьего в
человеке. Богоподобие человека проявляется через воссоздание соборного единства
человеческой природы в жизни по христианским заповедям смирения, кротости,
терпения, целомудрия, любви, милосердия, чистоты сердца, миротворчества,
твердости в исповедании веры.
Предметом
православной педагогики является образование как восстановление целостности
человека, предполагающее развитие всех его сил, всех его сторон, соблюдающее
иерархический принцип в устроении человека. Иерархический принцип требует
такого устроения человека, при котором образ Божий мог бы раскрыться во всей
силе, во всей полноте.
Создание
условий для духовно-нравственного становления человека, для обретения им
личностного бытия в Церкви, усвоение личностью спасительного, нравственно
востребованного духовного опыта составляет сущность процесса воспитания в
православной педагогике. Воцерковление есть создание условий для
духовно-нравственного становления, поэтому мы вправе определить воспитание как
воцерковление, или, что то же самое, раскрыть содержательно-смысловую сторону
понятия воцерковление через идею православного воспитания.
Педагогическая
поддержка врожденной потребности человека к познанию Истины и к Богообщению
составляет суть обучения в православной традиции.
Церковь,
семья, школа образуют совокупность условий, определяющих духовно-нравственное
становление человека в православной традиции.
В
Православной традиции личность рассматривается как духовная ипостась
человеческой природы. Природа человека имеет характер соборности, поврежденный
в грехопадении и восстановленный в Церкви. Человек не ограничен своей
индивидуальной природой, он не часть целого, а потенциально содержит в себе
целое. Единое человеческое естество, рассеченное грехом на множество частей
восстанавливает утерянное единство в Церкви в Таинстве Крещения. В Таинстве
Евхаристии, таинстве Тела и Крови Христовых, осуществляется соединение со
Христом и со всеми членами Церкви. Церковь как новое единство очищенной Христом
человеческой природы, как единое Тело Христово есть также и множественность
лиц, каждое из которых получает дар Духа Святого, который сообщает каждой
человеческой ипостаси в Церкви полноту благодати, превращая каждого в
сознательного соработника Богу, даруя каждому возможность реализовать его
неповторимое призвание.
Градация
духовного возрастания личности определяется в понятиях "лик",
"лицо" и "личина" (о. Павел Флоренский). В лике есть
воплощение в жизни и личности образа Божия, явление его миру. "Лицо"
характеризуется проявленностью совершенство-устремления. При утрате
совершенство- устремления появляется маска, личина, которая лживо указывает на
несуществующее. В психологическом плане различие между "лицом",
"ликом" и "личиной" проявляется в дифференциации внешней и
внутренней жизни человека. По мере приближения к "лику"
дифференциация должна уменьшаться, в противном случае увеличиваться.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.portal-slovo.ru/