Измененные состояния сознания
Измененные состояния сознания
Вадим Руднев
Один
из основателей американского прагматизма Уильям Джеймс писал еще в начале ХХ
в.: "Наше нормальное бодрствующее сознание, разумное сознание, как мы его называем,
- это не более, чем один особый тип сознания, в то время как повсюду вокруг
него, отделенные от него тончайшей преградой, лежат потенциальные совсем другие
формы сознания. Мы можем прожить жизнь и не подозревая об их существовании; но
стоит применить уместный стимул, - и они появятся во мгновение ока и во всей
полноте: - определенные умонастроения, которые, возможно, где-то могут быть
применены и приспособлены".
В
середине ХХ в. наркомания и токсикомания сделали проблематику Измененных
состояний сознания более чем своевременной. Хотя Измененные состояния сознания
совсем не обязательно связаны с чем-то дурным и антисоциальным, это могут быть Измененные
состояния сознания, вызванные какими-то экстремальными условиями, например
когда человек долго находится в горах или, наоборот, на подводной лодке. Это
могут быть состояния после введения наркоза, или же состояния, в которые люди
вводят себя сами путем различных психотехник, например йогической медитации.
Наконец, мы каждую ночь пребываем в Измененные состояния сознания - см.
сновидение.
Измененные
состояния сознания характеризуется, в частности, тем, что в них изменяются язык
и речь человека (функциональная асимметрия полушарий головного мозга,
виртуальные реальности, гипотеза ливгвистической относительности).
Современный
русский лингвист Дмитрий Леонидович Спивак разработал новую лингвистическую
дисциплину - лингвистику Измененные состояния сознания О ней мы в основном и
поведем речь.
Д.С.
Спивак заметил, что тексты, рожденные Измененные состояния сознания или,
наоборот, призванные ввести человека в Измененные состояния сознания, построены
в языковом отношении совершенно особым способом. Этот способ исследователь
назвал матричным. Простым примером матричного текста может служить
"мантра" обыкновенного аутотренинга:
1Руки
тяжелеют и теплеют. 2Ноги тяжелеют и теплеют. 3Живот теплеет. 4Руки тяжелые и
теплые. 5Ноги тяжелые, теплые. 6Живот теплый. 7Руки... тяжесть... тепло...
8Ноги... тяжесть... тепло... 9Живот... тепло..."
Цифры
наглядно дают представление о матрице этого текста:
123
456
789
Получается
нечто вроде стихотворения.
Вот
что пишет по этому поводу автор матричной концепции текстов про Измененные
состояния сознания: "По мере освоения метода мы проходим эту схему строка
за строкой, учась вызывать у себя соответствующие ощущения. Но виртуозы этого
дела могут заставить зазвучать всю схему сразу. [...] Главный ее секрет в том,
что в каждой строке, если смотреть по столбцу цифр сверху вниз, говорится одно
и то же, но с разной гармматикой. [...] Матричный текст не рассказывает о
некотором отрезке реальности, а прямо повторяет всеми своими изгибами ее
строение. При правильном чтении мы попадаем в резонанс с этим отрезком
реальности и изменяем его. Собственно, текст не читается, он исполняется,
сбывается" (ср. теория речевых актов).
Подобные
матричные тексты встречаются и в литературе, которая, как известно, обладает
большим воздействием на сознание. Поэтому Д. Л. Спивак с полным правом говорит
о филологии Измененные состояния сознания Так, например, матричным способом
написан один из фрагментов русского писателя ХV в. Епифания Премудрого. Д. Л.
Спивак пишет: "Автор спокойно плетет (речь идет о стиле, который
называется плетением словес. - В.Р.) житие, мысль движется тяжело и ровно,
наконец он подходит к месту, где нужно сказать о несказуемом, внедрить его как
образец в сердце читателя. Текст начинает набухать, топчется на месте - и вдруг
разламывается на слитки матрицы: "...1место то было прежде лес, 2чаща,
3пустыни, 4идеже живяху заици, лисици, волци, 5иногда же и медведи посещаху,
6другоици же и бесы обретахуся, 7туда же ныне церковь поставлена бысть, 8и
монастырь велик възгражден бысть, 9и инок множество съвокупися, 10и славжловие
и в церкви, 11и в келиях, 12и молитва непристающиа... (орфография упрощена).
Схема
матрицы такова:
1
2 3
4
5 6
7
8 9
10
11 12
"Просматривая
матрицу по строкам, сверху вниз, мы видим стройное движение от дикости к
культуре (поддержанное изменением грамматики, особенно сказуемого). По строкам,
слева направо. мы переходим от повседневного к необыкновенному. А в целом эти
четыре тройки укореняют в сознании читателя образец правильного действия,
внесения порядка в мир, разобранный на примере основания монастыря".
"Филология
измененных состояний сознания охватывает широкий круг содержательных и
необычных текстов; умение пользоваться ими - дело техники; настало время
вернуть их в круг знаний культурного человека; двери к внутренней свободе
всегда открыты; в каждом поколении находятся люди, решившие войти..."
Список литературы
Спивак
Д. Матрицы: Пятая проза? (Филология измененных состояний сознания // Родник.
1990. - М 9.
Сливак
Д.Л. Язык при измененных состояниях сознания. - Л., 1989.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.ru/