Основные методы психологических исследований
Основные методы психологических исследований
Основными
методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и
эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые
уточняют, но не изменяют их сущность.
1.
Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими
наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной практике.
Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение),
лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное и
особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом
исследуемой группы). Общая процедура наблюдения складывается из следующих
процессов:
определение
задачи и цели (для чего, с какой целью?);
выбор
объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
выбор
способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее
обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);
выбор
способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);
обработка
и интерпретация полученной информации (каков результат?).
Наблюдение
входит составной частью и в два других метода – беседу и эксперимент.
2.
Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное
или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых
объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: сбор
анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты. Анамнез (лат. по
памяти) – сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или – при
объективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц. Интервью – вид беседы, при
которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно
заранее приготовленные) вопросы. В этом случае, когда вопросы и ответы
представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.
Существует
ряд требований к беседе как методу. Первое – непринужденность. Нельзя
превращать беседу вопрос. Наибольший результат приносит беседа в случае
установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при
этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана,
задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с
ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая двусторонняя беседа дает
больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на
поставленные вопросы.
Одна
из разновидностей наблюдения – самонаблюдение, непосредственное либо
отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он
думал, чувствовал, переживал).
3.
Эксперимент является главным методом психологического исследования – это
активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью
создания условий, в которых выявляется психологический факт. Лабораторный
эксперимент, он протекает в специальных условиях, используется специальная
аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает,
что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может
не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых,
что позволяет устанавливать общие статистически достоверные закономерности
развития психических явлений.
корреляционный
эксперимент
квазиэксперимент
Наряду
с описанными методами психологического исследования большое значение имеют и
количественные и качественные методы оценки психических процессов и методы
измерения уровня их развития:
4.
Методы диагностики.
Метод
тестов – метод испытаний, установления определенных психических качеств
человека. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по
результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных
психических качеств человека. Тесты могут быть прогностическими и диагностирующими.
Тесты должны быть научно обоснованы, надежны, валидны и выявлять устойчивые
психологические характеристики.
5.
Количественные и качественные методы оценки психических процессов.
Измерение
многомерное
шкалирование
факторный
анализ
Интроспекция.
Длительный период психология определялась как наука о субъективном мире
человека. И этому содержанию соответствовал и набор ее методов. Согласно
идеалистической концепции, отделявшей психику от всех других явлений природы и
общества, предметом изучения психологии являлось изучение субъективных
состояний сознания. В них явление совпадало с сущностью - т.е. формы сознания,
которые человек мог наблюдать на самом деле рассматривались в это время как
основные свойства духа / сущность психических процессов. Это совпадение
определило метод - субъективное описание явлений сознания, получаемое в
процессе самонаблюдения (интроспекция). Но этот подход исключал объективное,
причинное объяснение психических процессов.
Наблюдение
за поведением. Пересмотр самонаблюдения как метода психологического
исследования был связан с тем, что оно стало рассматриваться как сложный вид
психической деятельности, являющейся продуктом психического развития,
использующий речевую формулировку наблюдаемых явлений и имеющий ограниченное
применение. Последнее связано с тем, что не все психические процессы протекают
сознательно, а самонаблюдение за своими психическими процессами может внести
значительные изменение в их протекание. Т.о., встала задача разработки
объективных методов исследования, которые были бы обычными для всех остальных
наук приемами наблюдения за протеканием деятельности и экспериментальным
измерением условий ее протекания. Основным приемом стало наблюдение за
поведением человека в естественных и экспериментальных условиях, а также анализ
изменений, задаваемых экспериментатором. На этом этапе было создано три метода
психологических исследований:
а)
Метод структурного анализа. Дункеровская задача - психолог ставит перед
испытуемым задачу и прослеживает структурное строение процессов, с помощью
которых испытуемый решает задачу. Здесь психолог не только регистрирует
результат, но и внимательно прослеживает процесс решения задачи. Приемы,
которые могут осуществить полный структурный анализ, могут носить прямой
(изменение структуры задачи + предложение способов, помогающих решению = >
происходит изменение протекания психологического процесса) или косвенный
характер (использование признаков, которые не являются элементами деятельности,
но могут быть показателями его состояния и т.п.)
б)
Экспериментально-генетический метод. ВПФ - продукт длительного развития и
поэтому важно проследить как шел этот процесс и т.п. Это можно узнать как
изучая выполнение задач на последовательных ступенях развития ребенка
(генетические срезы), так и создавая экспериментальные условия, позволяющие
выявить как формируется психическая деятельность.
в)
Метод экспериментально-патологический (синдромный анализ) - анализ изменений в
поведении, которые наступают при патологических состояниях. Он часто применяет
в нейропсихологических исследованиях. Но может использоваться и в общей
психологии и психологии индивидуальных различий, в которых сверхразвитие к-л.
стороны психической жизни или индивидуальная особенность может вызвать
перестройку всех психических процессов.
Типы
связей:
1.
Корреляционные (связи во времени - всегда, когда есть есть А - есть Б). Связи
психики с мозгом на эпмирическом уровне - есть корреляционная связь. Здесь
гипотеза - чем выше корреляция, тем больше гарантия того, что это и есть
причина.
2.
Причинные (А порождает, создает Б). Здесь нас интересуют причины того, почему
есть эта корреляция. В отличии от корреляционных связей здесь и показывается
как возникает эта связь.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://flogiston.ru/