Развитие сознания. Присвоение общественно-исторического опыта в онтогенезе
Развитие сознания. Присвоение
общественно-исторического опыта в онтогенезе.
Строение и развитие сознания.
Дюркгейм,
Жане, Леви-Брюль, французская социологическая школа.
Строение
сознания. Специфика коллективных сознательных представлений.
Коллективные
сознательные представления – представления о времени, пространстве, роде,
причине, субстанции. Их специфика – это представления о наиболее общих
свойствах окружающего мира. Они есть у всех людей, обладающих развитым разумом,
взрослых. Их содержание одинаково, универсально, в пределах каждого общества и
культуры. Они являются необходимым условием для мыслительной, умственной
деятельности. Идея Дюркгейма: социальные факты, не зависят от индивида, и
(Дюркгейм говорил жестко) навязаны ему. Социальные факты не зависят от
индивида, они должны быть присвоены с необходимостью.
Происхождение:
связано с представлениями о природе человека. Человек – существо двойственное.
Первое его существо – индивидуально и автономно живущий организм. Второе –
человек - социальное существо, часть общества. Коллективные представления
возникают в результате познавательной деятельности общества в целом. Они
внедряются в сознание каждого члена общества, человека. Наличие коллективных
представлений выполняет важную и полезную функцию – они образуют возможность
объединения людей. Совместная жизнь людей предполагает единомыслие – для
взаимопонимания и совместной деятельности. Их исследуют методом
кросс-культурных исследований.
2. Значение и личностный смысл. Возникновение
«разумного смысла».
Возникновение
действий приводит к созданию сознательного отражения, его единица – «разумный
смысл». Чтобы человек мог совершать биологически нецелесообразные действия, он
должен сознавать и понимать смысл своих действий в контексте общего труда.
Люсьен
Леви-Брюль (ученик). Дал первую психологическую характеристику коллективным
представлениям. Коллективные представления у первобытных – это некое единство,
триединство. Единство познавательных (интеллектуальных), аффективных
(эмоциональных) и волевых (моторных, т.к. воля прежде всего проявляется в
движении) компонентов. Итак, коллективные представления в первобытных обществах
– это...
Что
это означает? Три эти сферы пока не разделены (ум, чувство и воля). У нас (в
языке) разделены: интеллект, эмоции и воля – это разные понятия. В человеке
есть какие-то представления, которые нельзя испытать без аффекта и с
готовностью действия. Мы можем назвать их убеждениями. Какие-то убеждения
готовы отстаивать. Ценности – в социологии – установки (не по Узнадзе, а
социальные).
П.
Жане (Франция): память, связанная с речью со знаками - память-рассказ, не нужна
отдельному человека. Память-рассказ - социальное действие (действие разделено
между людьми), например, реакция часового на приближение врага.
Леонтьев.
Основным условием возможности понимания человеком смысла своих действий
является наличие в его психике особых образований – значений. В значениях
(языковых) представлена преобразованная и свернутая идеальная форма
существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых
общественной практикой.
Значения
– познавательные представления об окружающем мире, в которых представлены
результаты познавательного опыта общества в целом.
Значения,
как правило, зафиксированы в языке, но могут – в орудии труда, образе.
Значения
возникают в индивидуальном сознании в процессе вхождения человека в отношения с
другими людьми и обществом в целом, в процессе присвоения
общественно-исторического культурного опыта.
Личностный
смысл – одна из образующих сознания – возникает в связи со значениями, которые
человек присваивает – они включаются в контекст индивидуальной деятельности
человека. В контекст мотивов побуждающих действий. Значения, включенные в
мотивационный эмоциональный контекст приобретают новое качество –
пристрастность, личностный смысл, «значение для себя».
Значения
в сознании:
продукт
общественно-познавательного опыта (объективный смысл)
личностный
смысл (субъективный)
Значения
присваиваются ребенком «готовыми», исторически выработанными. Этот процесс
происходит при общении ребенка с окружающими людьми. Обучаясь выполнению
действий, он овладевает соответствующими операциями, которые, в их сжатой,
идеализированной форме и представлены в значении.
Для
ребенка взрослый - носитель культурных средств преобразования его естественных
функций. Леонтьев: научение есть ложкой. 1) ложка как продолжение руки, 2)
движение руки подчиняется логике орудия с помощью взрослого. Движение
становится разумным тогда, когда перестает быть естественным. В культурном
предмете содержится потенциально искусственное свойство, которое может быть
освоено.
Выготский.
Значения возникают в индивидуальном сознании в процессе вхождения человека в
отношения с другими людьми и обществом в целом, в процессе присвоения
общественно-исторического культурного опыта. Они формируются в результате
интериоризации. У детей понятия формируются в результате присвоения «готовых»,
исторически выработанных значений. Этот процесс происходит при общении ребенка
с окружающими людьми. Обучаясь выполнению действий, он овладевает
соответствующими операциями, которые, в их сжатой, идеализированной форме и
представлены в значении.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://flogiston.ru/