Католическая церковь и расизм в странах Латинской Америки
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение
образования «Белорусский Государственный Педагогический Университет им. М.
Танка»
исторический факультет
кафедра всеобщей истории
Ярмакович Мила Евгеньевна
Католическая церковь и расизм в Латинской Америке
Курсовая работа
студентки 304 группы исторического факультета
научный
руководитель
Кошелева
Н.Г.
Минск
2005 г.
Содержание:
Введение
………………………………………………………………………3-5
Глава 1. «Дискриминация коренного населения Латинской
Америки в колониальный период и позиция католической церкви в этом вопросе»
……6-14
Глава 2. «Расовая неприязнь к креолам и индейцам в
период становления независимых государств на территории Латинской Америки и
отношение католической церкви к данной проблеме» ……………………………………15-17
Глава 3. «Расизм в Латинской Америке на современном этапе и
точка зрения католической церкви относительно этого вопроса»………………….18-21
Заключение …………………………………………………………………22-23
Список литературы ……………………………………………………………24
Введение.
Так повелось, что наш мир оказался поделенным на
народы, государства, сообщности, группы, личности. Большое количество различных
по размеру и своим характеристикам групп людей порождает еще большее количество
спорных моментов в их взаимоотношениях и взглядах. Именно поэтому можно
сказать, что в мире всегда существовали вопросы, однозначное решение для
которых найти довольно сложно. Среди таких – вопросы религии, экологические,
социальные и политические проблемы. Особенно остро эти темы встают в странах
третьего мира, к которым относят государства Латинской Америки.
Одной из актуальнейших проблем современного мира
является проблема расизма. В условиях все убыстряющейся глобализации непрерывно
идет процесс миграции, смешения народов. Это всегда влекло за собой проблемы
социального характера. Люди, выступающие за чистоту расы, организации
дискриминирующие права этнических меньшинств – все это существует и в странах
Латинской Америки, о чем упорно умалчивает правительство, своим молчанием
заявляя, что их государства избежали проблемы дискриминации и сегрегации.
В Латинской Америке большинство населения являются
католиками. Ватикан полагает, что каждый третий католик – латиноамериканец,
причем большинство из них еще очень молоды: им еще не исполнилось 15 лет. По
количеству духовенства Латинская Америка занимает третье место после США и
Италии. В этом районе мира имеется около 200 тыс. священников, монахов,
монахинь, там же трудятся на "ниве господней" тысячи членов
иезуитского ордена и половина всех миссионеров Соединенных Штатов. Здесь
расположена самая большая католическая страна – Бразилия с населением в 80тыс.
человек. По мнению Ватикана, к 2000 году в Латинской Америке проживала половина
всех католиков мира.[2] В связи с этим весьма интересно было бы узнать, как к
проблеме расизма и расовой дискриминации в этом регионе относится католическая
церковь, какие шаги предпринимает для его решения.
Целью данной работы является исследование вопроса о
позиции католической церкви в отношении расовой дискриминации на
латиноамериканском континенте. В ходе работы над темой были определены
следующие задачи:
·
выяснить степень
дискриминации коренного населения Латинской Америки в колониальный период и
позицию католической церкви в этом вопросе
·
узнать степень проявления
расизма в Латинской Америке на современном этапе и точка зрения католической
церкви относительно этого вопроса
К сожалению, в современной литературе эта тема
практически не затрагивается. Отдельные аспекты данного вопроса освещены в
различных номерах журнала «Латинская Америка», но тематических работ на русском
языке в наше время опубликовано не было. В основном, об отношении Ватикана к
проблеме расизма и нации в целом, в том числе и в Латинской Америке, писали
советские авторы: Я.В.Минкявикус в книге «Католицизм и нация», И.Р.Григулевич в
различных работах посвященных Латинской Америке и христианству (книги
«"Мятежная церковь" в Латинской Америке», «Папство. Век ХХ»,
«Франсиско де Миранда и борьба за независимость Латинской Америки», статья
«Христианство и расизм»).
При написании данной работы были использованы различные
источники. Наибольший интерес вызывают современные работы, т.к. представляют
довольно новый и более объективный подход к изучаемому вопросу. Среди таких
цикл статей А.Ф.Кофмана в журнале «Латинская Америка», где автор рассматривает
проблему на основе двух основных подходов, существующих в научной литературе, о
которых будет сказано ниже. А.Ф.Кофман суммирует имеющуюся информацию и дает
современную и интересную, доступно изложенную интерпретацию.
Значительное внимание при написании курсовой работы было
уделено советской литературе посвященной данному вопросу. Нужно отметить, что
она представляет немалый интерес не смотря на достаточную политизированность
и категоричность. Особенно информативны работы И.Р.Григулевича, т.к. написаны
доступно и интересно. Следует сказать, что И.Р. Григулевич являлся одним из
наиболее известных специалистов-латиноамериканистов советской России, поэтому
его труды представляют немалую ценность для написания данной работы.
Подробно и интересно изучаемая проблема была рассмотрена
на Всемирной Конференции по борьбе против расизма, расовой дискриминации,
ксенофобии и связанной с ними нетерпимости, материалы которой также были
использованы при написании курсовой работы.
Современный взгляд на проблему дают тематические регулярно
обновляемые электронные ресурсы: http://www.tiwy.com,
www.tiwy.com
16.
http://www.latin.ru
Справочные издания:
19.
Латинская Америка.
Энциклопедический справочник. М.,1979 т.1. М., 1982 т.2.
20.
Латинская Америка. Справочник.
М.,1990
21.
Христианство.
Энциклопедический словарь: в 3-х томах. М., 1993