Коммуникации - понятие, виды, их характеристика
Коммуникации - понятие,
виды, их характеристика
Коммуникация (лат. communicatio), буквально означающее «общее» или «разделяемое
всеми». В практическом плане - это процесс обмена идеями и информацией между
двумя и более людьми, ведущий к взаимному пониманию.
Цели коммуникаций:
Обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами и
объектами управления.
Совершенствование межличностных отношений в процессе обмена
информацией.
Создание информационных каналов для обмена информацией между
отдельными сотрудниками и группами и координации их задач и действий.
Регулирование и рационализация информационных потоков.
Коммуникации подразделяются на следующие виды:
межличностные или организационные коммуникации на
основе устного общения;
коммуникации на основе письменного обмена информацией.
Межличностные коммуникации в свою очередь делятся на:
формальные или официальные. Данные Коммуникации определяются
политикой, правилами, должностными инструкциями определенной организации и
осуществляются по формальным каналам;
неформальные коммуникации, которые не следуют
общим правилам определенной организации; они осуществляются согласно
установившейся системе личных отношений между работниками организации.
Типичная информация, передаваемая по каналам неформальных
коммуникаций: предстоящие сокращения производственных рабочих, новые меры по
наказаниям за опоздание, изменение в структуре организации, грядущие перемещения
и повышения, подробное изложение спора двух руководителей на последнем
совещании по сбыту, кто кому назначает свидание после работы и т. д.
Среди формальных организационных коммуникаций выделяют:
вертикальные, когда информация перемещается с одного
уровня иерархии на другой;
горизонтальны между различными подразделениями, предназначающиеся для
координации деятельности различных подразделений.
Вертикальные коммуникации в свою очередь подразделяются на:
восходящие, когда информация передается снизу вверх (с
низших уровней на высшие). Этот тип коммуникаций содержит информацию,
необходимую для менеджеров для оценки той сферы деятельности, за которую они
несут ответственность;
нисходящие, осуществляемые сверху вниз. Этот тип
коммуникаций непосредственно связан с руководством и контролем за работниками.
Межличностные коммуникации делят также на:
вербальные (словесные);
невербальные,
призванные осуществить
обмен информацией без применения слов, например с помощью
жестов, интонаций голоса, мимики и т.д.
Вербальные и не вербальные формы коммуникаций не всегда и не
обязательно исключают друг друга. Как правило, интерпретация получателем
послания строится не только на словах, но и на таких элементах, как жесть! и
выражения лица. которые сопровождают слова передающей стороны.
Коммуникационный процесс, понятие, основные элементы, этапы, их характеристика
Коммуникационный процесс - это процесс обмена
информацией между двумя или более людьми. Его цель - обеспечить передачу и
понимание информации, являющейся предметом обмена. Если взаимное понимание не
достигается, то коммуникация не состоялась, из чего следует, что обе стороны
играют в ней активную роль.
Коммуникационный процесс — это взаимодействие
совокупности элементов. Существует четыре базовых элемента коммуникационного
процесса:
Отправитель — лицо, генерирующее идею или собирающее
информацию и передающее ее;
Сообщение - непосредственно информация;
Канал - средство передачи информации (устная передача,
совещания, телефонные переговоры, письменная передача, служебные записки,
отчеты, электронная почта, компьютерные сети);
Получатель (адресат) - лицо, которому
предназначена информация и которое интерпретирует её.
Коммуникационный процесс обмена информацией включает
взаимосвязанные этапы:
Зарождение идеи или отбор информации;
Выбор канала передачи информации;
Передача сообщения;
Интерпретация сообщения.
Например, генеральный директор торговой фирмы решил обсудить с
менеджерами магазинов вопрос о состоянии и улучшении качества торгового
обслуживания населения на совещании. В данном случае генеральный директор -
отправитель, у которого зародилась идея; информация о состоянии и улучшении
качества торговли - сообщения; совещание — это канал информации; получатели — менеджеры
магазинов, которые интерпретируют сообщение и при помощи этого же совещания
дают обратную связь генеральному директору.
При организации коммуникационных сетей на предприятии
необходимо учитывать специфику различных типов и каналов коммуникаций на каждом
из этапов коммуникационного процесса.
Формирование коммуникационных процессов, а также выбор средств
и каналов коммуникаций осуществляются на предприятии после проектирования его
организационной структуры в соответствии с выбранной сферой деятельности, принятой производственной программой и
структурой менеджмента. Коммуникационные решения, содержащие регламент
коммуникационных процедур, должны устанавливаться для каждого иерархического уровня
менеджмента и доводиться до конкретного должностного лица.
Информации в коммуникационном процессе
Информация - предмет труда в процессе управления;
является средством коммуникации между людьми.
Информация,
используемая для коммуникационного управления,
подразделяется на:
базовую, формируемую независимо от данной
управленческой задачи;
текущую, регулярную или разовую, специально собираемую
для данной управленческой задачи.
Текущая информация, в свою очередь, подразделяется на:
документированную, фиксируемую в документах (счетах,
учетных, бухгалтерских и других документах);
недокументированную (телефонные разговоры, совещания,
межличностные контакты, сплетни и т. д.)
По аспектам коммуникационного управления информация
классифицируется на экономическую, организационную,
социальную, техническую. Развитие информационных потребностей организаций
существенно видоизменило
требования к информационному обеспечению коммуникационных процессов.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта
http://www.studentu.ru