Исторический путь развития психологии
Исторический путь развития психологии
Слово «психология» появилось в XVI веке в западноевропейских
текстах. Тогда языком учености была латынь. Составили же его из двух
древнегреческих слов: «psyche» (душа) и «logia» (понимание, знание). В этих
древнегреческих терминах осели смыслы, преобразованные двухтысячелетней работой
великого множества умов. Постепенно слово «психолог» вошло в оборот повседневной
жизни. В пушкинской «Сцене из "Фауста" Мефистофель говорит: «Я
психолог... о, вот наука!»
Но в те времена психологии как отдельной науки еще не было.
Психологами называли знатоков души, человеческих страстей и характеров. Научное
же знание отличается от житейского тем, что оно, опираясь на силу абстракции и
общечеловеческого опыта, открывает законы, которые правят миром. Для
естественных наук это очевидно. Опора на изученные ими законы позволяет
предвосхищать грядущие события - от нерукотворных солнечных затмений до
эффектов контролируемых людьми ядерных взрывов.
Конечно, психологии по своим теоретическим достижениям и
практике изменения жизни куда как далеко, например, до физики. Ее явления
неизмеримо превосходят физические по сложности и возможности познания. Великий
физик Эйнштейн, знакомясь с опытами великого психолога Пиаже, заметил, что
изучение физических проблем - это детская игра сравнительно с загадками детской
игры.
Только к середине XIX века психология из разрозненных знаний
стала самостоятельной наукой. Это вовсе не значит, что в предшествующие эпохи
представления о психике (душе, сознании, поведении) были лишены признаков
научности. Они прорезывались в недрах естествознания и философии, педагогики и
медицины, в различных явлениях социальной практики.
Веками осознавались проблемы, изобретались гипотезы, строились
концепции, готовившие почву для современной науки о психической организации
человека. В этом вечном поиске научно-психологическая мысль очерчивала грани
своего предмета.
Античная психология
Некогда студенты шутили, советуя на экзамене по любому
предмету на вопрос о том, кто его впервые изучал, смело отвечать: «Аристотель»
(384-322 до н.э.). Этот древнегреческий философ и естествоиспытатель заложил
первые камни в основание многих дисциплин. Его по праву следует считать также
отцом психологии как науки. Им был написан первый курс общей психологии «О
душе». Сначала он изложил историю вопроса, мнения своих предшественников и
объяснил отношение к ним, а затем, используя их достижения и просчеты,
предложил свои решения. Заметим, что касаясь предмета психологии, мы следуем в
своем подходе к этому вопросу за Аристотелем.
Как бы высоко ни поднялась мысль Аристотеля, обессмертив его
имя, невозможно сбрасывать со счетов поколения древнегреческих мудрецов, притом
не только философов-теоретиков, но и испытателей природы, натуралистов,
медиков. Их труды - это предгорья возвышающейся в веках вершины: учения
Аристотеля о душе, которому предшествовали революционные события в истории
представлений об окружающем мире.
Анимизм. Появление древних представлений об окружающем мире
связано с анимизмом (от латин. «anima» - душа, дух) - верой в скрытый за
видимыми вещами сонм духов (душ) как особых «агентов» или «призраков», которые
покидают человеческое тело с последним дыханием, а по некоторым учениям
(например, знаменитого философа и математика Пифагора), являясь бессмертными,
вечно странствуют по телам животных и растений. Древние греки называли душу
словом «псюхе». Оно и дало имя нашей науке.
В имени сохранились следы изначального понимания связи жизни с
ее физической и органической основой (сравните русские слова: «душа, дух» и
«дышать», «воздух»). Интересно, что уже в ту древнейшую эпоху, говоря о душе
(«псюхе»), люди как бы соединяли в единый комплекс присущее внешней природе
(воздух), организму (дыхание) и психике (в ее последующем понимании). Конечно,
в своей житейской практике они все это прекрасно различали. Знакомясь с их
мифами, нельзя не восхищаться тонкостью понимания стиля поведения своих богов,
отличающихся коварством, мудростью, мстительностью, завистью и иными
качествами, которыми наделял небожителей творец мифов — народ, познавший
психологию в земной практике своего общения с ближними.
Мифологическая картина мира, где тела заселяются душами (их
«двойниками» или призраками), а жизнь зависит от произвола богов, веками царила
в общественном сознании.
Гилозоизм. Революцией в умах стал переход от анимизма к
гилозоизму (от греч. слова «hyle», означающего вещество, материя и «zoe» -
жизнь). Весь мир - универсум, космос мыслился отныне изначально живым. Границы
между живым, неживым и психическим не проводилось. Все это рассматривалось как
порождение единой первичной материи (праматерии), и, тем не менее, новое
философское учение стало великим шагом на пути познания природы психического.
Оно покончило с анимизмом (хотя он и после этого на протяжении столетий, вплоть
до наших дней, находил множество приверженцев, считающих душу внешней для .тела
сущностью). Гилозоизм впервые поставил душу (психику) под общие законы
естества. Утверждался непреложный и для современной науки постулат об
изначальной вовлеченности психических явлений в круговорот природы.
Гераклит и идея развития как закона (логоса). Гилозоисту
Гераклиту космос явился в образе «вечно живого огня», а душа («психея») — в
образе его искорки. Все сущее подвержено вечному изменению: «Наши тела и души
текут как ручьи». Другой афоризм Гераклита гласил: «Познай самого себя». Но в
устах философа это вовсе не означало, что познать себя - значит уйти вглубь
собственных мыслей и переживаний, отвлекшись от всего внешнего. «По каким бы
дорогам ни шел, не найдешь границ души, так глубок ее Логос», - учил Гераклит.
Этот термин «логос», введенный Гераклитом, но применяемый
поныне, приобрел великое множество смыслов. Но для него самого он означал
закон, по которому «все течет», по которому явления переходят друг в друга.
Малый мир (микрокосм) отдельной души подобен макрокосму всего миропорядка.
Поэтому постигать себя (свою психею) - значит углубляться в закон (Логос),
который придает вселенскому ходу вещей сотканную из противоречий и катаклизм
динамическую гармонию.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта
http://www.studentu.ru