Методологические подходы к построению и объяснению истории психологии: перспективы содержательного синтеза.
Методологические
подходы к построению и объяснению истории психологии: перспективы
содержательного синтеза
В построении
и объяснении истории психологии можно вычленить три основных методологических
подхода, присутствие и влияние которых является наиболее значимым и
продуктивным для современной психологии. Это - культурологический,
философско-ориентированный и конкретно-научный подходы.
Каждый из
подходов предлагает: 1) основной объяснительный принцип исторического процесса;
2) интерпретацию основных закономерностей развертывания исторического процесса;
3) описание основных механизмов, обеспечивающих динамику явлений в историческом
процессе.
В рамках
культурологического подхода историогенез психологической науки рассматривается
в соответствии с динамикой и развитием человеческой культуры и цивилизации в
целом. Предполагается, что в до-научный период своей истории психологическая
мысль формировалась и развертывалась внутри других слагаемых культуры -
искусства, религии, политики, социальной практики и т.д. В свою очередь, в
научный период своей истории психология становится способной опосредовать
динамику элементов культуры «из себя», изнутри системы своих объяснительных
моделей человека и мира.
Внутри
культурологического подхода применяются вариативные объяснительные модели
исторического процесса, где в качестве ведущего объяснительного принципа
избираются, например:
а) принцип
диалектики основных типов (или форм) творчества - В.Вундт, В.Виндельбанд,
В.А.Роменец.
б)
поступковый принцип в истории психологии - В.А.Роменец.
в) принцип
«дискурса» или «функционального стиля» - Степанов Ю.С.
Ключевые
понятия: поле причинности; функции причинности; предметные области (или сферы)
выявления причинно-следственных связей; дискурс (логико-лингвистические
условия).
Философско-ориентированный
подход предполагает в основу исторического исследования помещает философскую
объяснительную теорию исторического процесса (истории в целом) и, отталкиваясь
от нее, интерпретирует исторические факты и события. Примерами объяснительных
принципов, применяемых внутри данного подхода, являются:
а) принцип
«качественного состояния эпохи» - Н.А. Бердяев;
б) принцип
«осевого времени» в истории - К.Ясперс.
Третий
подход - конкретно-научный - предполагает рассматривать историогенез
психологической науки исходя из ее собственной динамики, из логики развития ее
ключевых компонентов. Его основатель М.Г.Ярошевский предлагает несколько
объяснительных принципов динамики историогенеза психологической науки,
объединяя их в единую объяснительную модель:
а) принцип
«исторической рефлексии»;
б) принцип
динамики категориальной структуры психологической науки;
в) принцип
детерминизма как ключевой момент в становлении научной картины психической
жизни.
Для
современной психологии актуальным и перспективным является синтезирование
имеющихся объяснительных моделей, принципов, подходов, что можно наблюдать в
различных отраслях психологической науки. Создаваемые новые модели и методы
также все более приближаются к уровню синтезированных - построенных «на
пересечении» областей научного знания, отраслей науки, самостоятельных
объяснительных теорий.
В истории
психологии синтезирование названных подходов - культурологического,
философско-ориентированного и конкретно-научного - может обусловить создание
качественно новых моделей историогенеза психологической мысли, ее периодизации,
основных движущих сил развития научного знания, что позволит все с большей
уверенностью говорить об истории психологии не только как о «своде
ретроспективных знаний», но и «своде перспективных воззрений», приоткрывающих
субъекту познания «сегодняшнего» элементы не только «прошлого», но прогнозируемого
«будущего».
Список
литературы
И.П. Маноха .
Методологические подходы к построению и объяснению истории психологии:
перспективы содержательного синтеза.