Cоциально-психологические аспекты интернет-зависимости
CОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ
В связи с
возрастающей компьютеризацией и “интернетизацией” российского общества стала
актуальной проблема патологического использования Интернет, за рубежом,
обозначенная еще в конце 80-х. Речь идёт о так называемой
“интернет-зависимости” (синонимы: интернет-аддикция, нетаголизм, виртуальная
аддикция). Первыми с ней столкнулись врачи-психотерапевты, а также компании,
использующие в своей деятельности Интернет и несущие убытки, в случае, если у
сотрудников появляется патологическое влечение к пребыванию он-лайн. Cyber
Disorder (CD) [3] войдет в DSM-V на равных с другими нехимическими аддикциями –
гэмблингом, любовными, сексуальными, ургентными аддикциями, аддикциями
избегания, отношений, к трате денег и работоголизмом.
Чтобы отличить
времяпрепровождение в сети, характерное для лиц, которым по роду деятельности
приходится в рабочее время находиться он-лайн от аддиктивной реализации в виде
пребывания в сети, необходимо учитывать особенности аддиктивного поведения.
По определению
Короленко и Сигала (1991) [1], аддиктивное поведение характеризуется
стремлением ухода от реальности посредством изменения своего психического
состояния. Т.е. вместо решения проблемы "здесь и сейчас" человек
выбирает аддиктивную реализацию, достигая тем самым более комфортного
психологического состояния в настоящий момент, откладывая имеющиеся проблемы
"на потом". Этот уход может осуществляться различными способами.
Элементы аддиктивного поведения в той или иной степени присущи практически
любому человеку (употребление алкогольных напитков, азартные игры и пр.).
Проблема аддикции (патологической зависимости) начинается тогда, когда стремление
ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает
доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь,
приводя к отрыву от реальности. Происходит процесс, во время которого человек
не только не решает важных для себя проблем (например, бытовых, социальных), но
и останавливается в своем личностном развитии. Этому процессу могут
способствовать биологические (например, индивидуальный способ реагирования на
алкоголь, как на вещество, резко изменяющее психическое состояние),
психологические (личностные особенности, психотравмы), социальные (семейные и
внесемейные взаимодействия) факторы. Важно отметить, что аддиктивная реализация
включает в себя не только аддиктивное действие, но и мысли о состоянии ухода от
реальности, о возможности и способе его достижения [1].
Что делает Интернет притягательным в качестве средства
“ухода” от реальности?
возможность анонимных социальных интеракций (здесь особое значение имеет чувство
безопасности при осуществлении интеракций, включая использование электронной
почты, чатов, ICQ и т.п)
возможность для реализации представлений, фантазий с
обратной связью (в
том числе возможность создавать новые образы "Я"; вербализация
представлений и/или фантазий, не возможных для реализации в обычном мире,
например, киберсекс, ролевые игры в чатах и т.д.)
чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника,
удовлетворяющего практически любым критериям (здесь важно отметить, что нет
необходимости удерживать внимание одного собеседника – т.к. в любой момент
можно найти нового)
неограниченный доступ к информации (“информационный вампиризм”) (занимает
последнее место в списке, т.к. в основном опасность стать зависимым от
Всемирной Паутины подстерегает тех, для кого компьютерные сети оказываются,
чуть ли не, а иногда и единственным средством общения)
Термин
“интернет-зависимость” (ИЗ) предложил доктор Айвен Голдберг [2] в 1996 году для
описания патологической, непреодолимой тяги к использованию Интернет.
Диагностические критерии расстройства в целом соответствуют критериям DSM-IV
для нехимических зависимостей:
А. Использование компьютера вызывает дистресс
В. Использование компьютера причиняет ущерб физическому,
психологическому, межличностному, семейному, экономическому или социальнуму
статусу
Имеется
взаимосвязь с такими нехимическими аддикциями как работоголизм и гэмблинг
(патологическая игра) [2].
В другой
статье, размещенной в Интернет, Dr. Goldberg характеризует ИЗ как “оказывающую
пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную,
финансовую или психологическую сферы деятельности". Голдберг предпочитал
использовать термин “патологическое использование компьютера” (PCU –
pathological computer use). В настоящее время PCU употребляется для более
широкой категории, в которой некто патологически использует компьютер вообще,
включая виды использования, не относящиеся к социальным, а. термин
“интернет-зависимость” используется для обозначения патологического
использования компьютера для вовлечения в социальные взаимодействия. Доктор М.
Орзак [4] выделила следующие психологические и физические симптомы, характерные
для PCU:
Психологические симптомы:
Хорошее
самочувствие или эйфория за компьютером
Невозможность
остановиться
Увеличение
количества времени, проводимого за компьютером
Пренебрежение
семьей и друзьями
Ощущения
пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером
Ложь
работодателям или членам семьи о своей деятельности
Проблемы с
работой или учебой
Физические симптомы:
Синдром
карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с
длительным перенапряжением мышц)
Сухость в
глазах
Головные боли
по типу мигрени
Боли в спине
Нерегулярное
питание, пропуск приемов пищи
Пренебрежение
личной гигиеной
Расстройства
сна, изменение режима сна
Согласно
исследованиям Кимберли Янг [3] опасными
сигналами (предвестниками ИЗ) являются:
Навязчивое
стремление постоянно проверять электронную почту
Предвкушение
следующего сеанса он-лайн
Увеличение
времени, проводимого он-лайн
Увеличение
количества денег, расходуемых он-лайн
Проведено
оригинальное исследование, с использованием теста, предложенного К. Янг (1996
г.). На www-сайте в Интернет размещен переведенный и адаптированный тест на интернет-зависимость
. Сайт является участником
Rambler, ссылки на него были размещены в ряде www-чатов и телеконференций. За
неполных 5 месяцев исследования получено более 600 анкет, принято к обработке -
570. Из них 196 женщин, 374 мужчины. Возраст опрошенных от 12 до 47, значение
медианы возраста - 23 года. 49% имеют высшее образование, 20% -
среднеспециальное, 15% - незаконченное высшее. 32% респондентов продолжают
образование. 78% используют Интернет для работы, остальные 22% исключительно
для отдыха и развлечения.
Распространенность
этого расстройства составляет примерно 2% (по данным К. Янг – 1–5%), причем
более подвержены ему гуманитарии и люди, не имеющие высшего образования, нежели
специалисты по компьютерным сетям. Среди подверженных зависимости преобладают
мужчины (67%) (по данным исследования, проведенного университетом в
Hertfordshire, Великобритания [1], пол роли не играет). Скорее всего, это
связано с тем, что в Рунете пока женщин просто в принципе меньше. Также
подтвердились данные о том, что сравнительно часто среди лиц, страдающих
интернет-зависимостью, встречаются злоупотребляющие алкоголем, патологические
игроки или любовные/избегания аддикты. Стаж пребывания в Интернет у зависимых в
среднем более 2-х лет, однако, наблюдается значительное количество опрошенных,
набравших по тесту К. Янг “пограничное” количество баллов со стажем менее года.
Здесь можно предполагать, скорее, не предрасположенность к зависимости, а
увлечение новой “игрушкой”.
Терапия:
За рубежом
существует несколько он-лайн центров поддержки интернет-аддиктов, один из
которых основан К. Янг, самым известным исследователем Интернет-зависимости. В
Рунете на сегодняшний день есть Служба Анонимной
Помощи
пользователям Интернет, предлагающая психологическую
поддержку он-лайн с помощью ICQ – сетевой аналог ”телефона доверия” и “Виртуальная психологическая служба”
. Как бы
не были хороши виртуальные службы психологической помощи, все же большинство
специалистов рекомендуют очную индивидуальную и/или групповую психотерапии, с
акцентом на работе с образами, эмоциями, т.к. аддикты, как правило, испытывают
значительные затруднения на эмоциональном плане. Учитывая определенные
трудности в осуществлении межличностных взаимодействий и социальной адаптации у
лиц, страдающих интернет-зависимостью, в лечении предпочтительнее использовать
именно групповые варианты психотерапии.
Выводы:
Таким образом,
можно сделать вывод, что интернет-зависимость является одним из способов
аддиктивной реализации, характерной для лиц, имеющих определенный преморбидный
фон (т.е. личностные особенности, способствующие формированию собственно
аддиктивной личности, либо аддиктивной реализации с помощью Интернет у уже
сформировавшегося аддикта). Вряд ли стоит ожидать широкого распространения ИЗ,
о котором нас предупреждали СМИ, учитывая данные об этиологии и эпидемиологии
данного расстройства.
Список литературы
O. Egger, Prof. Dr. M. Rauterberg “Internet Behavior
and Addiction”, 1996
Ivan Goldberg, MD Web Publishing 1996-1999
Kimberly Young Web Publishing 1996-1999
Maressa Hecht Orzack, Ph.D. Web Publishing 1996-1999
Ц.П. Короленко,
Н.В. Дмитриева “Социодинамическая психиатрия”
В.А. Бурова,
врач-психиатр, психотерапевт. CОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ