Современные представления о расах и этносах
Современные
представления о расах и этносах
Московский
Гуманитарный Институт Им. Е. Р. Дашковой, факультет психологии
1. История расового исследования.
Современный
этно-расовый лик земли образовался в результате развития расовых и социальных категорий. Изначально группировки
древних людей были территориально разделены. Постепенно эти группы смешивались,
сдвигались с мест первоначального обитания, образовывая расовые конгломераты
и постепенно изменялись. Чтобы понять
взаимоотношения каждой из этнической группировки и выявить сложившиеся расовые
компоненты, необходимо разделить по пунктам исторический комплекс развития.
Расовый анализ является лишь одной стороной расово-антропологического изучения.
Выделение типов связано с установлением генетических связей, расового синтеза,
расовой системы и проблемой образования рас.
Восстановление
истории расового развития На основании костных останков должно, непременно,
сопровождаться доказательством наличия
действительной преемственности в хронологических звеньях. При отсутствии
культурно-исторических доказательств преемственности генетические расовые ряды
теряют свою ценность и реальность. Иногда, на практике, приходится сталкиваться
с народами «без истории», историческое прошлое которых является загадкой. И
тогда применение историко-антропологических методов становится невозможным. В
этом случае приходится идти другим путем: изучать огромное многообразие
настоящего с помощью приемов расово-аналитического порядка и восстанавливать на
его основе пути данной стадии. Но даже в этом случае задачей расового
исследования остается изучение истории конкретных групп.
2. Некоторые
принципы расового анализа.
Принцип
историчности расообразования
Сводится к
необходимости рассматривать расообразование как процесс, признающий, что лик
земли образовался в результате сложного исторического развития расовых групп,
эволюционировавших, смешивавшихся, исчезавших, и т.д.
Принцип
специфичности расы.
«Человеческие
расы – это биологические коллективы людей, объединенных генетической общностью
морфологического, а может быть и физиологического строения». Расовые группы не
представляют собой механической смеси похожих друг на друга людей, обладают
специфическими коллективными свойствами, не сводящимися к свойствам отдельных
составляющих группу индивидуумов. Из этого принципа следует:
а) противоположность, взаимопроникновение и
единство внутри- и межгрупповых
взаимосвязей;
б)
этногеографическая реальность расы, т.е. приуроченность расовых групп к
историческим формациям и географическим зонам.
Принцип
таксономической неравноценности расовых категорий.
Представляя
единый род и возможно вид, Homo sapiens подразделяется на низшие таксономические
группы-расы разных порядков, расположенные в иерархической последовательности
аналогично (но не идентично) делениям низших таксономических групп в биологии.
Выделяя расовые группы
разных порядков, нельзя считать их замкнутыми в себе. Между
группами появляются промежуточные формы.
Принцип
таксономической неравноценности расовых признаков.
Вытекает из
всех предыдущих пунктов и указывает на то, что каждой конкретной
таксономической категории соответствуют характерные для нее таксономические
признаки.
3. Древние
кости скелетов и демографические показатели населения.
Кости скелета,
как известно, меняются на протяжении всей жизни во многих деталях. Самые
показательные изменения происходят в черепе. Комплекс изменений всех
костей позволяет установить
точный возраст на момент
смерти (+-3-5 лет). Имеющиеся данные о
древних скелетах показывают, что умирали тогда в достаточно молодом возрасте.
Условия захоронения пожилых людей в древности вряд ли отличались от
современных.
Проведенные
Энджелом исследования показали, что средний возраст смертности населения
Древней Греции около 40 лет для мужчин и 31 год для женщин. Этот показатель
значительно выше показателя смертности в мезолитическую эпоху. Сейчас
показатель смертности женщин выше, чем у мужчин.
Изменения
смертности по эпохам хорошо прослежено в Японии. Ученые исследовали отдельные
погребения начиная от среднего неолита (7.500 до н.э.), до XXVII в. н.э. К XXVII веку показатель смертности увеличился в
среднем на 13 лет.
4. Рост
численности населения ( новая эра летоисчисления).
Поскольку
постоянно происходили изменения как в составе территория, так и составе
населения, демографические сведения прошлых веков о населении достаточно
отрывочны и не всегда сравнимы.
Сведения о народах Западной Европы наиболее пригодны для сравнения. В конце
1-го тысячелетия нашей эры численность населения составляла во Франции 9 млн.
человек, столько же в Испании, в Великобритании почти 2 млн. Прирост населения
сильно возрос в XIX
веке, и заметно спал в XX.
Начальной
стадией формирования этносов можно считать эпоху становления языка. Рост
численности племен неизбежно приводил к общению с другими племенами. В
результате взаимодействия либо одно племя вытесняло другое, либо сливалось с
ним. Как правило общим языком становился язык более сильного племени, но бывало
и так, что пришлое племя изучало язык хозяев.
Основной мерой
приспособленности популяции к занимаемой территории, являются показатели низкой
детской смертности, достаточная продолжительность жизни и другие.
5.
Происхождение метисов
Когда растущее
племя начинает расширять свою территорию, оно неизбежно вступает в контакт со
смежными популяциями. Если такие группы однородны по языку и укладу жизни,
скорее всего они сливаются. Бывает иногда и так, что более сильное племя либо
изгоняет коренных жителей, либо уничтожает (кроманьонцы уничтожили
неандертальцев). Побежденные хозяева смещались в горные районы и
неблагоприятные пустынные. Побежденные, но остающиеся на своей территории
племена, учили язык «завоевателей» и, в таких условиях, преград для смешанных
браков не возникало. Таким образом создавалась большая единая этническая
группа. Достигая по численности несколько тысяч человек, группа имеет, как
правило, достаточно сложное происхождение.
Метис – потомок
людей, произошедших от разных племен.
Наиболее
широкое развитие метисация получила в XVI-XVII в.в. в эпоху колонизации европейцами далеких стран. Между
переселенцами, которые занимали более пригодные для земледелия, скотоводства и
промышленности территории, и коренными жителями устанавливались различные
отношения, но как правило они носили завоевательский характер и коренным
жителям приходилось осваивать хозяйственные нововведения колонистов и нередко
они становились рабами. Если же коренное население сопротивлялось, пришельцы
(не имея никакого морального права) порой даже истребляли целые племена
«непокорных». Примером может служить Австралия - там практически полностью
исчезли коренные жители.
Можно долго
приводить примеры метисации, но достаточно упомянуть американский континент –
область наибольшего смешения разных этнических групп.
6.
Поколение.
Согласно
генетическим канонам поколение – «период времени между актами
самовоспроизведения генов». Основываясь на определениях, проведенных генетиками
и антропологами, можно считать, что к какому бы кругу народов он ни принадлежал,
средняя длительность нарождения нового поколения составляет 25-26 лет. Причем в
разных концах Земли у разных народов это время приходится, в среднем, на одни и
те же годы.
Изучая гены
современного человека, можно быть уверенным в том, что у них были свои
предшественники в каждом предыдущем поколении и что время нарождения не
прерывалось ни разу.
7. Немного
истории.
На крайнем
северо-западе Монголии проживает небольшая этническая группа-хотоны. Как этнос
они начали формироваться около 250 лет назад. Тогда во время войн джунгаров
пленные, бывшие выходцами из узбеков, казахов, уйгуров и других народов Средней
и Центральной Азии, были поселены на этом кусочке земли что бы наладить
земледелие. Но перенесенные с родины навыки к земледелию в условиях преобладающего
скотоводства были постепенно утеряны. Но не смотря на это новая этническая
общность - хотоны все же возникла.
Прошла революция, и в Монголии земледелие хотонов претерпело некие
видоизменения. Мало эффективность этого занятия привела к тому, что в 1934 году
специальным постановлением хотоны были переориентированы на новый для вид
деятельности - скотоводство. Земледелие же осталось, но лишь на уровне
приусадебного хозяйства. Такие изменения повлекли за собой полную реорганизацию
всей популяционной структуры хотонов, в том числе структуры брачных связей, а
значит миграции генов.
Древний народ
Центральной Азии – уйгуры, истощил свои силы в борьбе с захватчиками. В 70-х
годах прошлого века уйгуры примкнули к восстанию дунган. Дунгане –
многомиллионное меньшинство Китая и уйгуры потерпели поражение от регулярной
китайской армии. В поисках спасения они устремились в среднеазиатские пределы
России. Русским пограничникам было дано указание пропустить беглецов и закрыть
границу пред китайской армией. Часть беженцев поселилась в Ферганской долине.
Ещё одна группа
народов – тюрко-язычные тювинцы, тоджинцы тофалары. Сейчас тюркские языки
распространены от Колымы на северо-востоке до Босфора на юго-западе Евразии. Но
их родина находится в Алтае-Саянском нагорье и прилегающих районах Монголии.
Появление тюрок в истории зафиксировано в древнекитайских летописях. Древний
Китай на протяжении тысячелетий вел наступательные войны за овладение
Центральной Азией. Первое упоминание о тюрках в летописях относится к 518 году.
В период с
626-659 гг. погибли две тюркские империи – Западный и Восточный Каганат, между
которыми Саяны составляли как бы северный пограничный район. Выход из под
центральной власти дал начало самостоятельному развитию тюрко-язычных
народностей на Северной окраине Внутренней Азии.
Расцвет
раннего железного века повсюду в
Евразии и на Дальнем Востоке. Только крайний северо-восток все ещё пребывает в
каменном веке в отношении материальной культуры. Весь образ жизни этих племен и
тип их жилища оставался близким к образу жизни первооткрывателей Сибири –
охотников на мамонтов и других крупных животных ледниковой эпохи.
Ещё дальше по
времени – в верхнем палеолите, костры охотников горели по всей территории нашей
страны. Пылали они и в Сибири, где когда-то простирались горные ландшафты.
Именно тогда произошло первое открытие Америки древними сибирскими охотниками.
Они пересекли условный меридиан, и оказались на земле, которая впоследствии
стала дном Берингова и Чукотского морей, на земле, о которой потом будут лишь
догадываться ученые…
Но когда Сибирь
и Америка ещё не были разделены, предки их современных народов мало чем
отличались в генетическом отношении. Археологами было найдено много стоянок,
разброс в оценках времени достаточно велик, но все же средняя дата для этих
стоянок около 25 тыс. лет назад. В то время произошло историческое разделение
народов Сибири и Америки.
8. Расовая
теория.
Важнейшими
идеологическими обоснованиями, служившими фашистской диктатуре, были социальный
дарвинизм, расовые теории, органическая школа в социологии. Все эти «учения» не
признают специфических отличий общества от природы, для них человеческое
общество – частный случай биологии. Классы для таких теорий – группы людей с
естественно обусловленными различиями, вытекающими из «борьбы за
существование».
Государство –
не есть форма угнетения, оно, как и классы, вечно необходимая форма устройства
общества.
Вся история –
это борьба за выживание, где побеждает сильнейший. В Германии расовые теории играли особую роль. Разжиганием
национальной и расовой вражды всегда занимались господствующие классы. Вообще
теории о неравных классов группах можно проследить на протяжении почти всей
истории человечества, таким образом оправдывалось, к примеру, рабовладение.
Даже Аристотель
«отличился», он о рабстве писал так: «…Мужчина в сравнении с женщиной лучше её
по самой природе, а женщина хуже его, потому он властвует над ней, а она
подчиняется ему. Тот же закон власти и подчинения необходимо служит основанием
и для определения отношений между всеми людьми. Если некоторые люди настолько
разнятся от других, насколько тело разнится от души, животное от человека…., то
они рабы по самой природе, и лучшая их доля их такова, чтобы жить в подчинении
той же самой власти, какой подчиняются тело и животные…Относительно пользы,
которую приносят рабы и домашние животные, те и другие мало различаются между
собою: своим телесным трудом они одинаково доставляют помощь во всех
необходимых потребностях жизни. Природа, желая установить такое различие между
свободными и рабами, делает различие и между самими телами. Тела рабов сильны,
так что они могут быть употребляемы на разные работы, необходимые в жизни, а
тела свободных не согбенны и не способны на такие работы. Зато свободные люди
годны для политической жизни…»
Читаешь, и
становится противно… «..тела рабов сильны..», так и хочется сказать: спортом
надо заниматься.
Теория о
«германской», «арийской» расе навеяна «теорией» графа Гобино. Он являлся
основателем антропологического направления в социологии. Концепцией этой
«теории» является неравенство рас, как основного фактора исторического
процесса, расовой борьбы, как движущей силы истории. В основе лежит, также,
теория о северной расе, которая является наиболее благородным отпрыском
«арийской» расы.
Расовая, или
«северная» теория была затем дополнена Ваше-де Ляпужем.
Согласно
Ляпужу, носителями культуры являются только представители светловолосых,
длинноголовых и голубоглазых арийцев. Этим, якобы, объясняется, что наиболее
крупные культурные центры расположены в
основном там, где наиболее часто встречается длинноголовое население (закон
распределения городов). А в деревнях преобладают люди с короткими головами.
Ляпуж не только
связал степень развития культуры с формой черепа, но и утверждал, что классовое
деление общества напрямую связано со степенью длины головы.
В своем
основном «законе» Ляпуж утверждает, что в странах со смешанным населением
наибольшим богатством обладают длинноголовые, а что касается интеллигенции, то
их череп, согласно Ляпужу, всегда развит более во всех направлениях, но
особенно в ширину. Посему «интеллектуальная сила связана с шириной головного
мозга». «Элите» Ляпуж приписывал все достоинства человечества, а низшие классы,
т.е. «чернь», по его мнению «…отыскивают новых господ, как только потеряют
прежних: это общий инстинкт, присущий природе брахикефалов и собак». Но на этом
Ляпуж не остановился. Он даже интеллигенцию поделил на выходцев из среды
господствующего класса (полноценных фабрикаторов идей) и
интеллигентов-брахикефалов («аппарат, записывающий пришедшее извне»).
Но Ляпуж
прекрасно осознавал, что «рабы» рано или поздно могут восстать против «господ»
и поэтому он восстает против просвещения и роста культуры заявляя, что
«образование является соучастником преступления».
9. Заключение.
XX
веку известны печальные примеры массового расизма. Достаточно вспомнить
Гитлера, Розенберга, Геббельса, да и что далеко ходить, Сталина. Но, видимо,
эти печальные примеры истории ничему не научили человечество, и в наши дни
продолжают существовать печально известные неонацисты, «баркашовцы»,
«противники желтой заразы» и другие…
Хочется верить,
что когда-нибудь люди наконец-то поймут, нельзя ненавидеть человека за другой
цвет кожи, «короткий» череп и т.д.
Если бы можно
было расистов помещать «в шкуры» «врагов», то они, я думаю, быстрее бы поняли
всю абсурдность своей ненависти.