Изобразительная деятельность дошкольников, ее использование в подготовке к обучению в школе
Изобразительная
деятельность дошкольников, ее использование в подготовке к обучению в школе
"Истоки
способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно
говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой
мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее
ребенок," – утверждал В.А.Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном
возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению
художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо
научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства,
красоту и богатство родной природы.
К
изобразительной деятельности относятся рисование, аппликация, лепка.
Рисование
популярно среди детей дошкольников 5 - 6,5 лет. Рисуя, ребенок проявляет свое
стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени
можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие,
наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают
они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки.
В изобразительной деятельности 6-летних детей находят отражение такие
специфические особенности их мышления, как конкретность, образность.
Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с
отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с
личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторые
половые различия.
Лепка позволяет
изобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенок может
передать форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды и т.д. Ценно, что
свойства используемых в лепке материалов позволяют неоднократно менять форму,
достигая желаемой выразительности. Именно развитию способности передачи
выразительности образа в лепке необходимо уделить особое внимание в работе с
детьми поступающими в школу.
Важно, чтобы
ребенок умел вылепить не просто фигуру человека, а человека определенного
возраста, героев конкретной сказки – Незнайку, Чебурашку и т.д. Он должен уметь
передать движения человека, животных, отражая характер образов и динамику действий.
Занимаясь
аппликацией, дети учатся вырезывать из бумаги разнообразные сюжеты, узоры,
орнаменты, наклеивать их на цветной фон. Дети выполняют как индивидуальные, так
и коллективные работы. Дети учатся аккуратности, усидчивости, осваивают
основные приемы вырезывания, правила работы с клеем.
В процессе
изобразительной деятельности развивается ручная умелость,
зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к
письму. В наибольшей степени этому способствуют занятия, на которых дети создают
изображения не по частям, а из целого куска пластилина, одной линией контура в
рисовании.
Ребенок успешно
овладевает письмом, если но умеет производить рукой ритмичные, равномерные,
плавные движения. Формированию такого рода движений способствует рисование
растений, декоративное рисование по мотивам вышивок, росписей и др. В процессе
рисования предметов различной формы, величины и пропорций формируются умения
удерживать определенное направление.
Знакомство
детей с основными формами, близкими к геометрическими фигурам, как плоскими,
так и объемными, умение выделить их из окружающей действительности, сравнить их
по величине, длине, ширине, высоте, соотносить величину частей изображаемого
предмета и их пространственное положение на занятиях по лепке, аппликации и
рисованию способствуют овладению элементарными математическими понятиями на
уроках математики в 1 классе.
На занятиях
изодеятельностью осуществляются и задачи всестороннего развития личности
ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности,
нравственное воспитание. Процесс рисования, лепки, аппликации вызывает у детей
положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом,
результатом которого является выразительный образ, формируются навыки работы в
коллективе и для коллектива, умение согласовывать свои действия с товарищами.
На занятиях
изодеятельностью формируются и закрепляются умения и навыки, необходимые в
учебной деятельности: умение слушать и запоминать задание, выполнять его в
определенной последовательности, укладываться в определенный отрезок времени,
умение оценить свою работу, найти ошибки и исправить их, планировать свою
деятельность, умение довести дело до конца, содержать в порядке рабочее место,
инструменты и материалы, организованность.
Занятия
изодеятельностью проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 30 минут, 1 раз
в неделю – рисование, 1 раз в неделю – аппликация или лепка.
2.
Учебно-тематическое планирование
Похожие работы на - Изобразительная деятельность дошкольников, ее использование в подготовке к обучению в школе
|