Возможности экзистенциальной терапии «трудных» подростков
Возможности
экзистенциальной терапии «трудных» подростков
Подростковый
возраст – это возраст самых больших неопределенностей. Подростка можно
описывать долгим перечислением, начинающимся словами "уже не..." и
"в тоже время еще не...". На мой взгляд, определяющей характеристикой
подростков является то, что они уже не принимают выборов взрослых и в то же
время еще не могут совершать самостоятельных выборов; уже не расположены
пользоваться поддержкой взрослых и в то же время еще не могут опираться только
на свои возможности.
Подростковый
возраст является самым экзистенциальным периодом в жизни человека. Бурные
экзистенциальные изменения ограничивают возможности выявления у подростка его
сущностных характеристик. В подростковом возрасте более, чем когда-либо
проявляется формула Ж.-П. Сартра: «существование предшествует сущности» (Сартр
Ж.-П., 1989). Именно жизнь подростка доказывает, что «в человеке нет никаких
предзаданных сущностей или «природы человека», которая бы определяла, что
разовьется на ее основе в дальнейшем» (Леонтьев Д.А., 1997). В подростковый
период человека более свего можно описывать как существо постоянно
становящееся, постоянно проявляющееся, постоянно возникающее. Именно в жизни
подростка особенно наглядно видно, что человек – это существо, активно творящее
свое бытие.
В каждом
конкретном случае феноменологического изучения жизни "трудного"
подростка можно проследить историю становления его "трудности".
Большинство из них становятся таковыми, потому что их нелегко понять и тяжело
жить с ними рядом. Особенности этих детей вызывают сначала непонимание, а затем
неприятие со стороны взрослых. При этом родители часто считают, что их детей
трудно любить именно потому, что дети таковы, а не потому, что им самим трудно
любить. Родители "трудных" детей - это чаще всего взрослые, которые
не взяли на себя труд понять своего ребенка. Исходя из особенностей
человеческой природы легче передать ответственность, чем ее принять, поэтому
вместо суждения " нам трудно их понять" рождается суждение "они
трудные". И ребенок растет в ситуации отчуждения с собственными
родителями, а определяющим в его становлении является то самое мнение взрослых
о его "трудности". В результате, когда речь идет о
"трудном" подростке, мы имеем дело с опытом жизни, наполненным
отчуждением родителей, всевозможными лишениями, насилием, скукой и
бессмысленностью, а нередко и встречами со смертью. Этот опыт принимать
полноценно можно лишь с экзистенциальной точки зрения. Экзистенциальный взгляд
на этих подростков помогает понять их мир, услышать их.
Встреча с
"трудным" подростком - непростая задача, так как у них почти нет
опыта глубокого контакта. Чаще всего им чуждо стремление к эмоциональным привязанностям.
У них есть опыт одиночества в семье, манипулирования и агрессивности.
Социально-исправительная, педагогическая, коррекционно-психологическая
концепции основываются на стремлении переделать "трудных" подростков.
Их использование соблазнительно, так как дает взрослому ощущение безопасности
при встрече с исковерканным миром ребенка. Обратной же стороной этой медали
является то, что контакт сразу же превращается в субьект-обьектный, что в
ситуации с "трудными" подростками, чрезвычайно чувствительными к
отчуждению, равнозначно его разрушению. Взрослый, обращающийся с
"трудным" подростком, как с объектом, сразу воспринимается им как
манипулятор, а в худшем случае - и как агрессор. Если же взрослый действует,
руководствуясь гуманистическими представлениями о человеческой природе, то
очень скоро сам попадает на место объекта, которым успешно манипулирует такой
ребенок.
При работе, в
основе которой лежит экзистенциальная концепция, главным становится стремление
к пониманию. Смена отношения к подростку, как к "трудному" на
отношение, когда "мне трудно его понять" сама по себе терапевтична.
Лишь помня о том, что человеческая природа изначально нейтральна и в каждый
момент человек совершает выбор - или в сторону добра, или в сторону зла, можно
выдержать Встречу с "трудным" подростком.
Психология,
основывающаяся на экзистенциализме, отказалась от типологизаций. Деление
подростков на трудных и легких, как одна из типологизаций, опасно приписыванием
конкретному человеку свойств группы и невниманием к тем проявлениям, которые
кажутся нехарактерными. Подходя к конкретному подростку, как к одному из группы
трудных, мы упрощаем себе задачу Встречи, но тем самым обедняем и уплощаем ее.
Экзистенциальное
видение помогает взрослому, находящемуся рядом с "трудным" подростком
"удерживать равновесие" между двумя опасными крайностями: жалостливым
"гуманизмом" и бездушной коррекцией. Экзистенциальная концепция
предполагает, что ситуация "трудного" подростка будет рассматриваться
не как проявление отклонения от нормы или патология, а как уникальная ситуация,
в которой он в ограниченном экзистенциальными данностями пространстве совершает
свободный личный выбор и несет за него ответственность.
Главным
постулатом любого развития является то, что лишение ребенка границ мешает его
развитию (М. Босс). В ситуации с "трудными" подростками сложностей
добавляет то, что они не знают границ, установленных с заботой о них и любовью
к ним. Опыт их жизни - это опыт почти безграничной свободы в семье и опыт
ограничений без заботы, а зачастую и с насилием. Поэтому установление границ у
них ассоциируется с угрозой их безопасности, с неприятием и агрессией,
направленными в их адрес. Человек, устанавливающий границы неминуемо должен
пройти длительный период отвержения, агрессии со стороны подростков, прежде
чем, быть может, произойдет разделение в их восприятии границы и угрозы, когда
подростки смогут почувствовать, что определенное, упорное отстаивание границ не
является синонимом враждебности по отношению к ним. Это сложно, так как
взрослый подвергается провокационным выходкам подростков, цель которых
доказать, что он недоброжелателен, враждебен, опасен, а значит достоин
агрессии. В этих условиях встает трудная задача: продолжать последовательно
устанавливать границы и быть одновременно заботливым и поддерживающим.
Если у обычных
подростков в этот период более-менее одновременно появляется мужество для
принятия собственных решений и способность к осознанию ответственности за них.
"Трудные" подростки в своей жизни многократно принимают
самостоятельные решения, многие из которых влекут за собой риск для жизни, но
они не осознают направленности решений на будущее и не готовы, не склонны, а
следовательно - избегают принимать ответственность за них и их авторство. Их
избегаение личной ответственности связано с негативной оценкой себя и своих
действий и защитой от нее. Необходимо укрепить их веру в возможность изменений
жизни к лучшему, в возможность изменения себя. Подросткам необходимо получить
опыт таких изменений, почувствовать, что лишь меняясь можно развиваться, что в
неудачах тоже есть потенциал развития.
У взрослых,
которые в силу своих профессиональных обязанностей встречаются с
"трудными" подростками часто бытует представление о том, что судьба
этих подростков задана наследственностью, которую не изменить. Но такой взгляд
создает ситуацию полной бессмысленности их профессиональной деятельности. Такое
же ощущение тотальной неизменности своей участи существует и у многих
подростков. Экзистенциальное видение семейной наследственности не только как
судьбы и неизменной данности, но и как творческой задачи человека помогает
вынести эту судьбу и ее пережить. Умение взрослого сохранять ощущение, что
жизнь этих подростков не только проблема, но и тайна (Г. Марсель), спасает
жизнь и взрослого, и подростка.
Убеждение, что
человеческая жизнь - это задача, которая может быть прекращена только с уходом
из жизни помогает "трудному" подростку принять себя сегодняшнего,
вынести отчаяние по поводу себя и совершить выбор себя нового. Потому что, как
говорил Р. Лэйнг, от того, как ты описываешь предмет, зависит, как ты его
понимаешь; а от понимания зависит, как ты с ним обращаешься. Для
"трудных" подростков "жизненно важно" "переключиться с
рассуждений, что они могут ждать от жизни к осознанию того, что жизнь ждет
чего-то от них,- жизнь в лице некоего человека или незавершенного дела"
(Франкл В., 2000).
Список
литературы
1. Леонтьев
Д.А. Что такое экзистенциальная психология?// В кн.: Психология с человеческим
лицом. Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Т. Щур. "Смысл", М., 1997.
2. Сартр Ж.-П.
Экзистенциализм - это гуманизм.// В кн.: Сумерки богов. "Политиздат",
М., 1989.
3. Франкл В.
Воля к смыслу. "Апрель Пресс. Эксмо-Пресс", 2000.
Ю.
Абакумова-Кочюнене. Возможности экзистенциальной терапии «трудных» подростков